Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка
методическая разработка (4 класс) на тему

Мастер-класс Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_shvetsova_v.a.docx50.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов в рамках современного урока русского языка

   

         Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом. Мне нужна будет ваша помощь. А чтобы наша работа была интересной и продуктивной, давайте познакомимся с условиями нашей мастерской:

  • участвуй.
  • будь открыт и активен;
  • высказывай свою точку зрения в диалоге;
  • учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;
  • будь готов к совместному творчеству;
  • создай настроение радости и поддержки.

- Вы готовы принять данные условия? Как вы думаете, у нас получится?

Итак, все готовы к сотрудничеству.

Перед вами на слайде буквы.

- Какие мысли приходят вам в голову при виде этих букв? (а, о, е, и, я;      б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с)

(- орфограммы корня; эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова)

- Правильно, эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова, в основных тринадцати орфограммах начальной школы.

№п/п

Орфограмма

1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

2

Звонкие и глухие согласные

3

Непроизносимые согласные

4

Разделительный ь

5

Разделительный ъ

6

Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

7

Заглавная буква в именах собственных

8

Заглавная буква в начале предложения

9

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

10

ь на конце имен существительных после шипящих

11

Безударные окончания имен существительных

12

Правописание окончаний имен прилагательных -ого,

-его

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов

-Я расскажу вам, как учу детей видеть эти опасные места и предупреждать ошибки.

         Моя ведущая педагогическая идея заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию при работе над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка,  которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

         Главным в обучении правописанию считаю применение орфографического правила, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

         «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…»,- сказано в Библии.

         Учителей начальных классов и меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Почему?!

(Я даю возможность высказаться группам)

-Не умеют применять правила.

В чем же причина неумелого применения правил?

         Вывод напрашивается сам: очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму.

           Истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшие затруднения встречаются у учащихся на первом этапе формирования орфографического навыка, т.е. в начальной школе. Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение. Любой практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год мы все чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок? Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. С появлением языка Интернета они актуальны как никогда ранее и от того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине.

          Педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАН, доктор педагогических наук, профессор Михаил Ростиславович Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

          В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно хорошо справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу. А чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым орфографическим умением.

           Поэтому наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

          Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа, самоконтроль. Ещё методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие. Все мы знаем роль зрительных, слуховых факторов. Я бы добавила сюда ещё и артикуляционный. Все эти факторы должны быть задействованы. Рассмотрим их все по порядку.

1) Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Учёные – психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Для развития зрительного фактора я  использую следующие приёмы:

а) письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зелёный), чтобы выделить трудную букву; (Поднимите руку, кто использует такой приём и приносит ли он пользу)

б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе можно работать над правильным написанием слов в предложении с предварительным построением опорных схем. Сначала дети называют количество слов в предложении. Учитель читает слово, дети под руководством учителя находят в нем опасное место, объясняют написание буквы и записывают на доске как опорную схему:

-Какую опорную схему  можно составить к данным предложениям?

Весной лес оживает. е оие

Весело щебечут птицы . ео еу ы

Из берлоги вылезает сонный медведь. з еи ее нн ед

(-Кто использует этот приём)

         После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы без них. А это и есть запоминание нелёгких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;

в) диктанты, начиная со 2 класса,  пишем еженедельно. Перед написанием сложных диктантов за неделю на доске пишу трудные слова, которые встретятся в диктанте. В этом году решила, что очень слабым детям буду давать смотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце концов, наша цель не карать, а учить, и тут хороши все средства.

г) много споров вызывает и приём показа неправильного письма. Так, например, даётся текст, «написанный Незнайкой»: «В лису расла бальшая сасна. Под ней была зиленая трова и красивые цвиты». Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки.

Но этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать. Ушинский К. Д. утверждал, что «какография - занятие весьма полезное», если «употребляется вовремя и с умением». 

д) Провожу так называемый «диктант с обоснованием» (объяснительный диктант). Диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением.

Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем то, которое диктую, то есть должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор её написания.

ж) использую «диктант с подчёркиванием». Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-нибудь орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

з) перед изложением, сочинением я провожу такую работу: выписываю трудные слова и включаю их в работу на уроке. Дети читают их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это даёт возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.

и) с целью зрительного запоминания правильного написания как можно большего количества слов, начиная с первых дней обучения, заучиваем наизусть отрывки из каждого произведения (в 1 классе-3 строчки, во  2 классе - 5 строчек, в 3 классе -7 строчек, в 4 классе -10 строчек.)

к) Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко и словарные

 В конце первого класса даю детям цепочку из нескольких слов, написанную на ленте, демонстрирую в течение 9-15 секунд. Затем убираю. Дети пишут слова, которые запомнили. Дальше показываю новую цепочку слов. Опять пауза, во время которой дети пишут. Так происходит несколько раз. После написания слов дети подсчитывают друг у друга количество слов. За правильно написанное слово начисляются очки, за ошибку очко снимается. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков. Так дети учатся самоконтролю. Чуть позже - в конце первого класса - ввожу зрительные диктанты по И. Т. Федоренко.(раздать)

На уроках русского языка я постоянно  использую различные памятки, алгоритмы, планы. (Мои алгоритмы)

-Кто может поделиться своими эксклюзивными алгоритмами? Бесспорно, алгоритмы приносят пользу..

л) В работе над развитием орфографической зоркости

особое внимание уделяю работе со словарем. Словарные слова записывают в общих тетрадях ( она у них одна на все 4 года).  В начале недели записываем группу слов, на второй день на доске эти слова написаны с пропущенными буквами, на третий  день ученики одного ряда пишут их под диктовку учителя. На четвертый день пишут на доске по памяти, на пятый день- словарный диктант. В конце года пишем словарные диктанты из 70-80 слов.

м) РНО.

      Исправление учащимся своих ошибок также является одним из приёмов по развитию орфографической зоркости.

Приёмы исправления орфографических ошибок использую разные.  Работу над ошибками выполняем по памяткам, которые раздаю в первом классе. В 1 и 2 классах на полях пишу номера орфограмм, в которых допущена ошибка, а в 3 и 4 классах орфограммы ученики определяют сами. Цель этой работы: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её.

Ученик, получив тетрадь, принимается за поиск ошибок. Затем это слово ученик выписывает, подчёркивает ошибочно написанную букву,  работает над ошибками по памятке.

Образец памятки

                                             ПАМЯТКА  РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ                          

1. Большая буква в начале предложе-ния. Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву. Придумай и напиши еще одно предложение.

 Делай так: Выпал первый снег. Дети рады.      

2.Большая буква в имени собствен-ном. Выпиши слово правильно. Запи-ши еще 2 слова на эту орфограмму, выдели ее.

Делай так: Илья (имя собств.), волк (не имя собств.)                                                       3.Пропуск, замена, употребление лишней буквы или неизученная орфо-грамма. Выпиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка.  

4. Перенос слова. 

Выпиши слово, разделив на слоги для переноса.

Делай так: оси-на.

5. Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ,НЩ, РЩ.  Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму, выдели ее.

Делай так: дочка, мощный, печник.

6. Знаки препинания в конце предложения.(.!?...) Пропуск, замена, перестановка слов в предложении. 

Выпиши предложение правильно.

Делай так: Слава нашей Родине! (воскл.)  

7. Постановка ударения.

Выпиши слово, поставь ударение правильно.

8. Деление на слоги.

Выпиши слово, поставь точки под гласными, раздели на слоги.

9. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).  Выпиши слово правильно. Подбери и запиши еще 2 слова на эту орфограмму, выдели ее.

Делай так: ежи, роща, туча. 

10. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.  Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: мальчик, ель, конь. 

11.Непроверяемые написания  (словарные слова). Напиши слово 3 раза. Обозначь орфограмму.

 Делай так: ягода, ягода, ягода; класс, класс, класс.

12. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши проверочное слово.

Делай так: волна – волны.

13. Проверяемые парные звонкие и глухие согласные в корне.

Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши проверочное слово.

Делай так: мороз – морозы.

14. Проверяемые непроизносимые согласные в корне слова.

Выпиши слово, запиши проверочное слово, обозначь орфограмму.

 Делай так:  звездный – звезда.

15. Разделительный Ь.

Выпиши слово, запиши еще 2 слова на эту орфограмму, обозначь ее.

 Делай так: вьюга, листья, соловьи.

16. Разделительный Ъ.

Выпиши слово, выдели приставку, запиши еще 2 слова на эту орфограмму, обозначь ее.

 Делай так: съезд, объявление, разъяснил. 

17.Двойные согласные на стыке морфем. Выпиши слово, выдели морфемы, подчеркни двойную согласную.

Делай так: длинный, рассвет.

18.Различение приставок и предлогов. Если слово с предлогом, выпиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Делай так: к_ берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. 

Если слово с приставкой, выпиши его и выдели приставку, запиши еще 2 однокоренных слова с другими приставками или без приставки.

Делай так: заехал, уехал, ехал.

19. Гласные и согласные в изученных приставках (суффиксах). Выпиши слово правильно, выдели приставку (суффикс), запиши еще 2 слова с этой же приставкой (суффиксом).

 Делай так: полетели, побежали, пошли; учитель, водитель, строитель.

20. Родовые окончания существительных, прилагательных и глаголов прошедшего времени.

Выпиши слово, укажи его род, обозначь орфограмму.

Делай так: небо (ср. р.), синяя (ж.р., какая?), синее (ср.р., какое?), красное (ж.р., какое?), играла (ж.р., что делала?), играло (ср.р., что делало?).

21. Правописание безударных  падежных окончаний имен существительных. 

Выпиши слово, укажи склонение, падеж и число или запиши проверочное слово. Выдели окончание.

Делай так: на опушке (1с., П.п., ед.ч.  - на руке), у опушки (1с., Р.п., ед.ч. – у руки), о цвете (2 с. -  о коне), на сирени (3с.)    

22. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

 Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Выдели окончание.

 Делай так: к лесу (какому?) дальнему

23.Частица НЕ с глаголом.

 Выпиши глагол с НЕ. Запиши еще 2 слова на это правило, подчеркни пробел.

 Делай так: не пришел, не выучил, не знал.

24. Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово, укажи род, запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

 Делай так: луч_ (м.р.), нож_, шалаш_;      ночь (ж.р.), тишь, мощь.

25. Гласные – о, - е в окончаниях им. сущ. творительного падежа после шипящих и Ц. 

Выпиши слово, запиши еще 2 слова на эту орфограмму, обозначь ее.

 Делай так: ключом, полотенцем, ершом

26. Безударные личные окончания глаголов. Выпиши глагол, поставь его в неопределен-ную форму, определи спряжение и гласную, которую следует писать в окончании, выдели окончание.

Делай так: читает – читать (1спр.)

27.  Ь на конце глаголов 2-ого лица. единственного числа настоящего времени. Выпиши глагол правильно, подбери еще 2 примера на эту орфограмму, выдели ее.

 Делай так: пишешь (2-е л. ед.ч.), решаешь, читаешь. 

28. Соединительные гласные в сложных словах.

 Выпиши слово правильно, обозначь  орфограмму, запиши еще 2 слова на это правило.

 Делай так: пешеход, самолет, водовоз.  

29. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Выпиши предложение, обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Выполни схему предложения.

 Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

 Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.

30. Знаки препинания в сложном предлож.

Выпиши предложение, выдели грамматичес-кие основы. Изобрази схемы. Подчеркни запятую.

Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

31.  ТСЯ и ТЬСЯ (чь) в глаголах. 

Выпиши слово, поставь к нему вопрос, определи форму глагола. Подчеркни орфо-грамму.

 Делай так: мчаться (что делать? – н.ф.), мчится (что делает? – не н.ф.), сберечь (что сделать? – н.ф.).

32. Разбор слова:

а) фонетический

б) по составу

в) морфологический

Выпиши слово, выполни разбор правильно.

33. Разбор предложения. 

Выпиши предложение. Подчеркни его грамматическую основу. Выполни правильный разбор.

         Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся. Дети знают, что нужно выполнять работу над ошибками по памятке, которая есть у каждого ученика в специальной тетради.

Осуществлять контроль за выполнением работы над ошибками помогают и родители. Их я знакомлю с требованиями к оформлению письменных работ в тетради, с правилами выполнения заданий и упражнений. У каждого учащегося, как я уже говорила, есть тетрадь памяток, которая постепенно заполняется, помогая ему правильно выполнять задания. Родители, руководствуясь памятками, могут верно, проконтролировать работу ребёнка дома.

Все задания по работе над ошибками я строго контролирую и тщательно проверяю.

После проведения контрольных диктантов выделяется специальный урок для разбора ошибок. При этом стараюсь дифференцировать задания. С этой целью готовлю дидактический материал – карточки с упражнениями на  темы, которые слабо усвоены отдельными учащимися и на которые они допустили ошибки. Те же ученики, которые успешно справились с контрольной работой, получают задания, способствующие углублению и расширению знаний по теме.

2) Слуховой фактор.

       Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Как графические, так орфографические написания возможны при условии сопоставления произношения и написания, другими словами, при фонологической оценке звукового состава языковой единицы. Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно – это графические написания. Орфографические написания связываются с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях. Таким образом, развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождении орфограммы и определении её типа.

         Развивать фонематический слух я начинаю с 1 класса. Чтобы детям было легче усвоить премудрость русского языка, при изучении темы «Безударные гласные» провожу следующие игры:

а) «Найди опасное место». Я произношу слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два опасных места;

б) «Светофор». Ученики показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;

в) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности».

       Умение видеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове – это уже начало обучения самопроверке написанного. Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег. Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием.

        Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы.

1. «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - ши

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

жирафы, мыши, и моржи,

машины, шины, камыши -

запомни слоги жи и ши

2«Рифмовки – тренажёры» используются для чтения и письма орфографически  насыщенного материала.

Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».

Кошка Маринка,

котёнок ….,

щенок Дружок,

цыплёнок….,

корова Бурёнка,

коза ….,

поросёнок Хрюша,

и бычок ….

Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.

3. «Рифмовки – контролёры» служат средством контроля и самоконтроля. Тема «Сочетания ча-ща». На доске написаны рифмовки.

Чаща, чяйка, каланча

чящя, ча чя

роща, чаща и свечя

щя чящя ча

пищя, чайник, чяшки, чай -

ща чя ча чя

как напишешь? Отвечай!

Чя

Дети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание.

Чайка, каланчя

Чя ча

4. «Рифмовки – орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.

Булочка, чашка, чайник, чаек,

кошка Пушинка, конёк Воронок,

девочка Ира и мальчик Илья.

Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

- Подчеркнуть все буквы на изученные правила.

Например: Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Ветерок спросил пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

Из рифмовок я применяю только запоминалки и орфографические минутки.

Артикуляционный фактор.

  1. Проговаривание.

        В современной школе распространяется методика

П.С. Тоцкого – учителя с большим стажем педагогической работы. В основе его методики - орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии, т.к. в процессе проговаривания восприятие орфографического материала не связано с его теоретическим осмыслением.

         Приём орфографического проговаривания я использую на своих уроках постоянно, и он даёт неплохие результаты. Такую работу я веду с 1 класса. Ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его чётко по слогам. Называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания, чаще всего касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на следующих уроках и в конце концов прочно запоминается.

2) Комментированное письмо. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

          При формировании орфографической зоркости также использую и тренажеры ( по сборнику упражнений О.В.Узоровой).

Организация работы с тренажерами позволяет мне реализовать следующие цели:

  • закрепление знания о смыслоразличительной и фонетической роли ударения;
  • отработка навыка нахождения безударной гласной в корне слова, требующей проверки; подбора проверочных слов;
  • развитие орфографической зоркости, самоконтроля, интереса и позитивного отношения к изучению русского языка.

        Тренажер расширяет лексический запас ребенка, позволяет ему быстро ориентироваться в изучаемом материале, в подборе проверочных слов, а также помогает упорядочить детские знания по русскому языку.

        Считаю, что работа с тренажером снижает физические и умственные перегрузки, нервную утомляемость детей, позволяет приобрести устойчивый навык .

        Все перечисленные методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают у учащихся орфографическую зоркость, навык решения орфографической задачи, самоконтроль.

        Целенаправленно и систематически проводимые мною указанные виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.

        На сегодняшний день могу сказать, что мои бывшие ученики произвели положительное впечатление на учителя ( их обучает в 5 классе директор нашей школы). Она говорит, что с радостью идет к ним на уроки, потому что они умеют находить орфограммы; при объяснении написания слов наряду с развёрнутым комментированием используют письменное комментирование: подчёркивают орфограммы, обозначают знаки проверки.

        Систематическая работа, проводимая мною по развитию орфографической зоркости учащихся, позволяет увидеть стабильный рост грамотности учащихся.

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!

Будем беречь доброту,

Будет беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

В добрый час!

Литература:

  1. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.
  2. Берлянд Й.Б. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.
  4. М.Р. Львов «Правописание в начальных классах» Издательство: АСТ Изд-во-2001
  5. Новикова Т.Л. Доклад «Основные педагогические цели использования информационных технологий» с Межрегиональной научно-практической конференции "Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения, проблемы, перспективы"  
  6. Е.В. Гадустова «Использование информационных технологий при изучении орфографии» / Начальная школа.2009 №9/
  7. Бадмаев Б.Ц., Хознев Б.И. Методика ускоренного обучения русскому

языку./ Пособие для учителя.- М: Владос, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Как известно, первые шаги на пути познания своего языка всегда самые сложные....

"Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов.Применение жестов и мимики на уроках"

Мой научный проект, в котором описано как я работаю над развитием орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках....

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....

Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка          ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - ...