Методическая разработка интегрированного урока ОПК и русского языка "Крещение Руси. Однородные члены предложения".
презентация к уроку (4 класс) по теме
Интегрированный урок ОПК и русский язык "Крещение Руси. Однородные члены предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 541.27 КБ |
Презентация к уроку "Крещение Руси. Однородные члены предложения". | 1009.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мо
«Крещение Руси. Однородные члены предложения».
Интегрированный урок
ОПК и русский язык
Урок разработала:
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1416 СП №2
г. Москвы
Плаксина Людмила Викторовна
2014 г.
Тема урока: «Однородные члены предложения. Крещение Руси».
Закрепить знания учащихся об однородных членах предложения; упражнять в постановке знаков препинания при однородных членах предложения;
развитие речи, памяти, творческих способностей; изучение нового материала по ОПК; воспитание аккуратности, дисциплинированности.
- Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
- Минутка чистописания
Учитель: Я задумала слово, говорю его характеристику определенного звука, а вы у себя в тетради записываете заглавную и строчную букву, обозначающую этот звук. И так, приступим:
- В слове «Русь» - согласный, звонкий, непарный, твердый – (р)
- В слове «лестница» - ударный гласный звук – (е)
- В слове «огород» - парный согласный звук в начале слова – (г)
- В слове «каллиграфия» - согласный, звонкий, непарный, твердый, удвоенный – (л)
- В слове «имя» - первый слог – (и)
- В слове «заяц» - буква, которая обозначает сразу два звука – (я)
- В слове «лисица» - безударный гласный в корне слова – (и).
Учащиеся записывают в тетрадях, а учитель, выслушав ответы ребят, записывает на доске. После совместной работы на доске и в тетрадях появляется запись:
Рр Ее Гг Лл Ии Яя Ии
Учитель: Ребята, какое слово у нас получилось?
Учащиеся: Слово «религия».
Учитель: Запишите, пожалуйста, его к себе в тетрадку. Кто может рассказать про это слово?
Учащиеся:
- Религия – это вера, убеждения.
- В этом слове семь букв, восемь звуков и четыре слова.
- Это имя существительное женского рода, единственного числа.
Учитель: Молодцы! А какая форма множественного числа у этого слова?
Ученики: Религии.
Учитель: Вспомните, а какие религии вы знаете?
Ученики: Христианство, мусульманство и буддизм.
Учитель: Я рада, что вы помните мировые религии. Давайте, сейчас, составим предложение, используя эти слова.
Ученики: Основные религиозные направления – христианство, мусульманство и буддизм.
Учитель записывает на доске предложение, но при этом знаки препинания не ставит.
Основные религиозные направления – христианство мусульманство и буддизм.
Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Верно ли, я записала?
Учащиеся: У Вас допущена ошибка в перечислении религий. Христианство, мусульманство и буддизм – это однородные члены предложения. Так как они отвечают на один и тот же вопрос – что? Эти существительные являются одним и тем же членом предложения – подлежащими. А мы знаем, что между однородными членами ставится запятая.
Учитель: Хорошо, тогда надо поставить две запятые.
Учащиеся: А перед «и» запятая не ставится – это соединительный союз.
Учитель: Давайте прочитаем правило в учебнике.
Учащиеся читают правило в учебнике.
Учитель: Кто же из вас может сказать, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Учащиеся: О религии славян.
Учитель: Давайте, вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках?
Учащиеся:
- Во времена Олега, было язычество – люди верили в разных богов.
- А позже княгиня Ольга приняла христианство, и Русь стала верить в одного Бога.
Учитель: А еще на прошлом уроке мы с вами узнали имя того князя, который принял крещение сам, а затем крестил всю Русь.
Учащиеся: Владимир.
По ходу ответов учащиеся записывают имена.
Олег Ольга Владимир
Учитель: Прежде, чем мы узнаем, как происходило Крещение на Руси, предлагаю еще раз посмотреть на доску и сказать, какое слово «лишнее».
Учащиеся:
- Слово «Владимир» - первый звук согласный и в этом слове самое большое количество букв.
- Слово «Олег» - четыре буквы, а это меньше чем в других словах. И еще «Олег» не крещеный, а Ольга и Владимир крещеные.
- Слово «Ольга» - букв больше, чем звуков.
Учитель: Вы все правы и каждый по своему, молодцы! Сегодня мы узнаем, как происходило крещение на Руси.
- Изучение нового материала
Учитель: Одним из первых русских князей был Владимир
Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.
О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин. В его дружбе были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Кого называли богатырями и что общего у всех богатырей?
Учащиеся: Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный. Все богатыри совершали воинские подвиги и сражались за отчизну.
Учитель: Давайте запишем первое предложение данного ответа и разберем его по составу...
Учащиеся: Это предложение с однородными членами предложения.
Учитель: Князь Владимир вошел в историю как креститель Руси. Предки наши были тогда еще язычниками, верили во многих богов и древних славян. Назовите их.
Учащиеся: Бог молнии и грома – Перун, бог воздушных стихий – Стрибог, бог солнца – Хорс, бог природы – Ярило, бог плодородия – Масленица, бог-покровитель дома – Домовой, бог любви – Лада, и др.
Учитель: Если случалось какое-нибудь несчастье, урожай погибал, дом горел, если выпала удача, то опять-таки по милости богов. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали идолов разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его. Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись кушаньем, сделается милостивее к жертвователям. В важных случаях носили на заклание живых людей.
Однажды при князе Владимире жребий на жертвоприношение пал на одного христианского мальчика, но отец не хотел выдать его, говоря: «Не дам я своего сына вашим богам, не боги они, а дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог един, тот, который сотворил небо и землю, звезды и солнце, луну и человека, а ваши боги что сделали? Сами они деланные. Если же они действительно боги, то пусть придут за моим сыном». Язычники озлились и убили христианина вместе с сыном.
Еще в детстве князь часто слышал о христианской вере от бабушки-христианки, от купцов и воинов, бывших в Константинополе – столице восточного христианского мира. «Если бы дурен был закон греческий, то бабка твоя Ольга не приняла бы его; а она была умнее всех людей», – говорили они.
Убежденный в истинности веры христианской, в начале 988 года князь Владимир принял крещение. Это было в церкви Св. Василия покоренного им греческого города Херсона в Тавриде. По окончании обряда состоялось бракосочетание князя Владимира с греческой царевной Анной.
Князь понимал, что введение христианства поможет объединить, крепче сплотить все славянские племена в единое государство, которое должно стать сильным и могучим. Прекратится варварский обычай кровной мести, приношение языческим богам в жертву людей и животных. В обществе утвердятся новые формы отношений между людьми, выраженные в христианских заповедях: «не убей», «не укради», «чти отца твоего и матерь твою» и др. Христиане все равны перед Богом, богатые помогают бедным. Они умеют строить великолепные храмы и украшать их. Христианство учит людей читать книги, собравшие тысячелетние знания.
Летом 988 года князь Владимир вернулся в Киев после своего крещения и уничтожил всех языческих идолов. Деревянный идол верховного бога молнии Перуна был сброшен с холма в реку Днепр. На следующий день князь повелел всему народу русскому собраться на берегу Днепра на крещение. В присутствии князя, бояр и священников люди вошли в воду и с молитвами приняли крещение. Многих крестили насильно. После этого обряда всех граждан киевских стали звать христианами. Этот обряд крещения сохранился до наших дней.
После крещения киевлян князь повелел строить церкви в тех местах, где были идолы. На капище Перуна поставили церковь Св. Василия. Приехавших с Владимиром и Анной священников было недостаточно, и князь повелел «отбирать детей у лучших граждан и отдавать их в книжное учение».
Болгарские ученые-просветители монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность и перевели на родной язык славян Библию.
Были построены монастыри, которые стали центрами распространения культуры. Священники научили наших предков огородничеству, разведению скота, птицы и многому другому. Первые яблони на Руси были посажены в саду Киево-Печерской лавры. Люди постепенно забывали варварские языческие обычаи. Отголоски старой языческой веры сохранились в сознании людей до наших дней в суевериях, преданиях о колдунах, леших, домовых…
За введение христианства на Руси церковь признала князя Владимира святым.
- Закрепление
Учитель: А сейчас я предлагаю внимательно, посмотреть на текст
который у вас на листочках.
Д_в_тьсот восемьд_сят в_сьмой год принято считать годом кр_щения Руси князь Владимир решил _кр_стить всех русских греческие священнослужители раз_ясняли уб_ждали учили людей новой вере и кр_стили всех желающих некоторые люди не верили б_ялись тогда Владимир назначил день кр_щения к р_ке Днепр пришли дети и взрослые и ст_рики люди зашли в воду а священнослужители ч_тали молитвы на б_р_гу и был великий праздник |
Учитель: Что вы заметили, читая текст?
Учащиеся:
- Надо вставить пропущенные буквы на месте орфограмм.
- В тексте отсутствуют знаки препинания.
- Текст надо разделить на предложения.
- Здесь нужно поставить запятые между однородными членами.
Учитель: Сколько вы нашли предложений с однородными членами?
Учащиеся: три предложения.
Учитель: Какими членами предложения являются однородные члены в этих предложениях?
Учащиеся:
- В предложении про греческих священников – однородные сказуемые.
- Во втором предложении – тоже однородные сказуемые.
- В третьем предложении – однородные подлежащие.
Учитель: Вы все верно сказали, и я предлагаю записать этот текст в тетрадь, соблюдая все перечисленные выше орфограммы.
- Подведение итогов
Учитель: Сейчас мы проверим, что вы запомнили. Я предлагаю
тест. Ваша задача – выбрать верный ответ.
- Черное - Балтийское - Черное - Белое - Баренцево - Белое - Балтийское - Северный Ледовитый Океан
Мудрый Владимир Красное Солнышко Игорь Вещий Рюрик Олег Святослав
- язычество - христианство - мусульманство - буддизм
- Игоре - Владимире - Рюрике - Ярославе
- 980 г. – 988 г. - 1988 г. – 912 г. |
- Домашнее задание
Учитель: Наш урок подошел к концу. Вы многое успели, многое
узнали, повторили еще раз то, что знали.
Дома напишите, пожалуйста, сочинение-размышление, используя предложения с однородными членами, на тему «Почему князя Владимира народ нарек Красное Солнышко?».
Спасибо за работу на уроке.
Для создания урока использовались:
- Интернет ресурсы - Яндекс. Картинки.
- Латышина Д.И. «Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времен».
- Рыбаков Б.Л. «Язычество древних славян».
- Чуракова Н.В. «Я познаю мир».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания Рр Ее Гг Лл Ии Яя Ии Религия - это вера, убеждения.
Основные религиозные направления – христианство мусульманство и буддизм.
Олег Ольга Владимир
В.М. Васнецов «Богатыри»
Никита Кожемяка
Крещение князя Владимира
Крещение Руси
Владимирский собор в Херсоне
Д_в_тьсот восемьд_сят в_сьмой год принято считать годом кр_щения Руси князь Владимир решил _кр_стить всех русских греческие священнослужители раз_ясняли уб_ждали учили людей новой вере и кр_стили всех желающих некоторые люди не верили б_ялись тогда Владимир назначил день кр_щения к р_ке Днепр пришли дети и взрослые и ст_рики люди зашли в воду а священнослужители ч_тали молитвы на б_р_гу и был великий праздник
Девятьсот восемьдесят восьмой год принято считать годом крещения Руси. Князь Владимир решил окрестить всех русских. Греческие священнослужители разъясняли, убеждали, учили людей новой вере, и крестили всех желающих. Некоторые люди не верили, боялись. Тогда Владимир назначил день крещения. К реке Днепр пришли дети и взрослые, и старики. Люди зашли в воду, а священнослужители читали молитвы на берегу. И был великий праздник !
Спасибо за внимание!
Для создания презентации использовались: 1. Яндекс . Картинки. 2. Латышина Д.И. «Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времен». 3. Рыбаков Б.Л. «Язычество древних славян». 4. Чуракова Н.В. «Я познаю мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.
Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...
Русский язык.Тема: Однородные члены предложения. (4 класс)
Конспект урока разработан с использованием технологии деятельностного подхода ("открытие" нового знания) и с элементами технологии активных методов обучения (АМО)....
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе
В данной разрабоке показываю как можно совместить урок русского языка по теме "Проверка безударных гласных в корне слова " с уроком литературного чтения "Краткая биография и творчество А....
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
Диктанты по русскому языку .Тема "Однородные члены предложения"
Диктанты для закрепления темы по русскому языку "Однородные члены предложения" в 4 классе....
Русский язык.4класс.Однородные члены предложения
Крнспект урока по русскому языку. Тема "Однородные члены предложения"...