Русский язык.Тема: Однородные члены предложения. (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока разработан с использованием технологии деятельностного подхода ("открытие" нового знания) и с элементами технологии активных методов обучения (АМО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Однородные члены предложения (изучение нового материала). | 677.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Пилипейко Татьяна Васильевна.
Класс: 4
Учебный предмет: русский язык.
Тема урока: однородные члены предложения.
Цели урока: 1. Сформировать умение распознавать однородные члены предложения, учить определять какими членами предложения они являются.
2. Развивать умение находить в предложениях однородные члены предложения, развивать связную речь.
3. Продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения. Прививать уважение к любой профессии.
Технологии: технология деятельностного подхода («открытие» нового знания), элементы технологии активных методов обучения (АМО).
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть Рамзаева Т. Г., слова стихотворения для приветствия, картинка комбайна, памятка «Правила работы в группе», карточки для исследования, для оценки групповой работы, карточки самостоятельной работы и эталон для проверки, карточки самооценки и цветные карандаши.
Ход урока.
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент. 1 мин | Создание комфортной обстановки начала урока, сплочение групп. Проговаривание плана урока. | 1. АМО «Энергизатор». Учитель предлагает всем вместе вслух произнести стихотворение. Здравствуй друг! Здравствуй брат! Нашей встрече каждый рад! Здравствуй мир! Здравствуй век! Здравствуй добрый человек! - Я попрошу вас взяться в группах за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. (Дети заранее поделены на 2 группы) Надеюсь, что наша совместная работа сегодня будет продуктивной. 2. Открываем тетради и приступаем к работе. 3. План урока. - Сегодня мы познакомимся с новым видом предложений. Вы не на долго станете научными исследователями. Напишите самостоятельную работу и сами себя оцените. | Включаются в деловой ритм урока. У каждого листок с текстом стихотворения. (Приложение 1) Читают хором вслух. Приветствуют друг друга. Записывают число, классная работа. |
Мотивирование к учебной деятельности 4 мин | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания. | 1. Минутка чистописания. Отгадайте загадку. За лесом усатое море лежит, Волна за волною по морю бежит. Пройдёт по волнам великан пароход И каждую каплю с собой заберёт. - Что такое зерноуборочный комбайн? Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны». - Какой звук вы услышали в начале этой отгадки? - Какой буквой этот звук обозначается на письме? - Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква в этом слове. - Спишите, продолжив закономерность. 2. Словарно-орфографическая работа. - На второй строке пропишите целую строку словарное слово комбайн. Поставьте ударение, подчеркните «опасные места». - Написание, каких букв вы должны запомнить в этом слове? Подберите однокоренное слово к слову комбайн, выделите корень. -Что вы знаете об этой профессии? Кто всегда в заботе? | Комбайн. (Приложение 2) Ответы детей. Звук [к] Буквой «ка» Согласный, парный, глухой, твердый звук. Кк Ккк Кккк Комбайн Ответы детей. Комбайнер. Ответы детей. |
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. 5 мин | Обсуждение затруднений. Согласовывать тему и задачи урока | Внимание на доску! Запишите предложение со словарным словом. К_мбайны жнут, м_лотят, веют пшеницу.
Докажите, что это предложение. - Как доказать, что предложение распространенное? Разберите предложение под цифрой 4. Вспомним, какие члены предложения являются главными? - Что такое подлежащее? - Что такое сказуемое? Назовите грамматическую основу предложения. - Сколько получилось подлежащих и сказуемых? Мы работали над одним предложением? А как выполнили задание? Почему возникли затруднения? - На какой проблемный вопрос мы должны ответить? Этот вопрос и будет проблемой нашего урока. - Как вы думаете, какова тема урока? А теперь откройте содержание учебника, найдите и прочитайте тему сегодняшнего урока. Сформулируйте, пожалуйста, учебную задачу. - Что нам надо сегодня узнать? Запишите тему урока | Записывают предложение, вставляя пропущенные буквы. (1 ученик объясняет пропущенные орфограммы) Слова связаны между собой и выражают законченную мысль. Найти грамматическую основу. Делают разбор предложения. Ответы детей. У кого-то вызывает возмущение. - Так не бывает, подлежащее и сказуемое может быть только одно. Да, над одним. По-разному (осознание противоречия) Мы еще не встречались с такими предложениями. - Может ли быть в предложении несколько подлежащих или несколько сказуемых? Прогнозируют. Однородные члены предложения, с. 44. Учебная задача: узнать, что такое однородные члены предложения. (на доске открывается запись темы урока и задачи) Запись темы в тетрадь. |
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 11 мин | Решение и обсуждение проекта ее решения. Зафиксировать новое знание. | - Давайте договоримся, что для решения проблемы урока, мы станем научными исследователями и проведём исследовательскую работу в группе - Вспомните правила групповой работы. (Приложение 3) Выберите руководителя группы. - Группа получит карточку для исследования, в ней 2 задания, по каждому заданию вы проведёте наблюдение и сделаете необходимые выводы. (Приложение 4) - Время ограничено. Желаю удачи! 1 исследовательское задание: Прочитайте предложения. Слейте эти предложения в одно так, чтобы слова три раза не повторялись. Летом на полях созревает рожь. Летом на полях созревает пшеница. Летом на полях созревает овес. - Какое предложение получилось? - Вы согласны с таким вариантом? Запишите предложение, разберите его по членам предложения и назовите грамматическую основу. - Сколько подлежащих? - А сказуемых? - К какому слову относятся перечисленные слова? - Вывод? Оцените работу группы на оценочных листах. (Приложение 5) 2 исследовательское задание: Дополните предложение. Созревшую пшеницу комбайном, в машину и на переработку. - Какое предложение у вас получилось? Спишите предложение, разберите его по членам предложения и назовите грамматическую основу. - Сколько подлежащих? - А сказуемых? - К какому слову они относятся? - Вывод? Оцените работу группы. - Как оценили групповую работу? Учитель комментирует итоги групповой работы. - Молодцы! Выполнили исследовательскую работу и решили проблему урока. - К какому результату в исследовании мы с вами пришли? - Какие члены предложения называются однородными? - Где можно проверить правильность ваших выводов? | Принимают и осознают условия работы. Повторяют правила работы в группе. Выбирают руководителя группы. Руководители зачитывают вариант предложения. Ответы детей. Записывают предложение, разбирают и называют грамматическую основу. (1 у доски) Подлежащих 3. А сказуемое одно. К слову созревают Выступает руководитель 1 группы. Вывод: в предложении при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Все оценивают на оценочных листах 1 задание. ! - правильно ? - есть ошибки Руководители групп зачитывают вариант предложения. Записывают предложение, разбирают и называют грамматическую основу. Подлежащих 1. А сказуемых три. К слову пшеницу Выступает руководитель 2 группы. Вывод: в предложении при одном подлежащем может быть несколько сказуемых. Все оценивают на оценочных листах 2 задание. ! - правильно ? - есть ошибки (Руководители групп отчитываются по оценочным листам) Если 2! - к оценочному листу прикрепляется звездочка. В предложении может быть несколько подлежащих и несколько сказуемых. Такие члены предложения называются однородными. Чтение вывода в учебнике на стр. 44 – 45 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 3 мин | Проговаривание нового знания. | - Что нового узнали из правила учебника? Приведите пример предложений с однородными членами. | Что однородными могут быть и второстепенные члены предложения. Отвечают устно. |
Релаксация. 1 мин | Снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, повысить уровень энергии в классе. | АМО «Японские поклоны» Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, сложив руки перед грудью, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклониться нужно как можно ниже. | Дети выполняют задание в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума. . |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. 12 мин | Организовать усвоение нового знания, самостоятельную работу на новое знание, самопроверку по эталону. Выявить место и причину индивидуальных затруднений. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | 1. Работа с учебником. Выполним письменно упр. 85, с. 45 учебника (учитель даёт образец работы на доске). (*Сильным учащимся дополнительно надписать части речи) 2. Самостоятельная работа. (Приложение 6) Упражнение 1. Перепишите предложение. Подчеркните однородные члены предложения и слово, к которому они относятся. Составьте схему предложения. Упражнение «Найди пару». Детям раздаются карточки, где записаны части предложений с однородными членами. Необходимо стрелками соединить части предложений так, чтобы получились предложения с однородными членами. 3. Самопроверка. - Кто выполнит упражнения, поднимает руку и получает лист самопроверки. (Приложение 7) | Выполняют упражнение по образцу. (1 ученик у доски) Выполняют самостоятельную работу. 1-ое упражнение выполняют в тетради, 2-ое – в карточке. |
Самопроверка по эталону. | |||
Рефлексия учебной деятельности на уроке 2 мин | Проанализировать и сопоставить учебную задачу с результатом деятельности на уроке. Самооценка. | -Над какой учебной задачей мы с вами работали на уроке? - К каким результатам вы пришли в результате исследования проблемы? Пользуясь карточкой самооценки, оцените себя. (Приложение 8) АМО «Цветное настроение». - Кто готов озвучить результаты своей работы? - Если вы в чём-то ещё не уверены, не огорчайтесь. Это тема не одного урока. У вас будет возможность хорошо во всём разобраться. | Учебная задача: узнать, что такое однородные члены предложения. Рассказывают самостоятельно или с опорой на схему. Пользуясь цветными карандашами, оценивают себя. Желающие озвучивают свои достижения.
(Тетради и все карточки сдают для оценивания учителю) |
Домашнее задание. 1 мин | Задание для закрепления полученных знаний. | - Запишите домашнее задание в дневник: 1) с. 44 правило, с. 45, упр. 86. 2)* в литературе найти и записать 3-4 предложения с однородными подлежащими и сказуемыми; Спасибо за урок! | Записывают задание в дневник. *дополнительно для сильных учеников. |
Приложение 1.
АМО «Энергизатор».
Стихотворение для приветствия.
Здравствуй друг!
Здравствуй брат!
Нашей встрече каждый рад!
Здравствуй мир! Здравствуй век!
Здравствуй добрый человек!
Приложение 2.
Приложение 3.
ПАМЯТКА
правила работы в группе.
1. Быть доброжелательными по отношению друг к другу;
2. До конца выслушивать мнение каждого члена группы;
3. Помогать друг другу в работе;
4. Отстаивать свою точку зрения.
Приложение 4.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1 ЗАДАНИЕ:
Прочитайте предложения. Слейте эти предложения в одно так, чтобы слова три раза не повторялись.
Летом на полях созревает рожь.
Летом на полях созревает пшеница.
Летом на полях созревает овес.
Получившееся предложение запишите в тетрадь, разберите его по членам предложения. Обозначьте стрелками зависимость слов в предложении.
Количество подлежащих ___
Количество сказуемых ___
Слово, к которому относятся все подлежащие ___________________________
Сделайте вывод, может ли быть в предложении при одном сказуемом несколько подлежащих?
ВЫВОД (развернутый ответ)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 ЗАДАНИЕ:
Дополните предложение сказуемыми.
Созревшую пшеницу комбайном, в машину и на переработку.
Получившееся предложение запишите в тетрадь, разберите по членам предложения. Обозначьте стрелками зависимость слов в предложении.
Количество подлежащих ___
Количество сказуемых ___
Слово, к которому относятся все сказуемые ____________________________
Сделайте вывод, может ли быть в предложении при одном подлежащем несколько сказуемых?
ВЫВОД (развернутый ответ)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 5.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Руководитель группы: _____________________________________________
! - правильно | ? - есть ошибки | |
1 исследовательское задание | ||
2 исследовательское задание |
Приложение 6.
Самостоятельная работа.
Упражнение 1.
Перепишите предложение. Подчеркните однородные члены предложения и слово, к которому они относятся. Составьте схему предложения.
Предложение записывают только девочки.
На школьной клумбе цветут розы и ромашки.
Предложение записывают только мальчики.
На школьной площадке ребята бегают и играют.
Упражнение «Найди пару».
Стрелками соедини части предложений так, чтобы получились предложения с однородными членами.
Мала пчела, а грызет.
Лесом шел, а попал в Рязань.
Мороз невелик, а товарища выручай.
Ехал в Казань, но и та работает.
Совесть без зубов, а стоять не велит.
Сам погибай, а дров не видел.
Работу выполнил: _________________________________
Приложение 7.
Эталон для самопроверки.
Упражнение 1.
На школьной клумбе цветут розы и ромашки.
На школьной площадке ребята бегают и играют.
Упражнение «Найди пару».
Мала пчела, а грызет.
Лесом шел, а попал в Рязань.
Мороз не велик, а товарища выручай.
Ехал в Казань, но и та работает.
Совесть без зубов, а стоять не велит.
Сам погибай, а дров не видел.
Мала пчела, но и та работает.
Лесом шел, а дров не видел.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Ехал в Казань, а попал в Рязань.
Совесть без зубов, а загрызет.
Сам погибай, а товарища выручай.
Приложение 8.
АМО «Цветное настроение».
Самооценка.
Пользуясь цветными карандашами, оцените себя.
Зелёный – уверен, отлично
Жёлтый – хорошо
Красный – не уверен, нужна помощь
Понимаю, какие члены предложения называются однородными | |
Умею находить в тексте предложение с однородными членами | |
Умею находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые | |
Умею обозначать графически однородные подлежащие и сказуемые | |
Умею составлять предложения с однородными подлежащими и сказуемыми |
Фамилия имя __________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Однородные члены предложения" 3 класс
Тип урока: открытие новых знаний. К уроку прилагается технологическая карта по ФГОС и презентация....
Презентация по русскому языку по теме "Однородные члены предложения",4 класс
Презентация по русскому языку по теме "Однородные члены предложения",4 класс....
Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения".4 класс
Урок закрепления новых знаний.ОБОБЩИТЬ признаки однородных членов предложения;развивать умение распознавать однородные члены предложения, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью.формирова...
Тест по русскому языку "Однородные члены предложения" 4 класс
Тест по русскому языку "Однородные члены предложения"...
Конспект по русскому языку. Тема " Распространённые и нераспространённые предложения" 2 класс Школа России
Урок откырытия новых знаний . Цель: формировать представление о распространённых и нераспространённых предложениях, развивать умение различать эти предложения, находить в них грамматическую основу....
Раздаточный материал для учащихся начальных классов по предмету Русский язык: «Однородные члены предложения»,4 класс
Материал содержит вопросы теории и практические задания. Разработку можно использовать на этапе закрепления изученного материал, контроля и оценке знаний, в ходе индивидуальной или группов...
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» 4 класс
РОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» 4 класс...