№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Устное народное творчество. (16 часов) | Произведения фольклора» Загадки. Какие бывают загадки. В. Даль «Старик – годовик» Дополнительное чтение Загадки. | 1 | Урок изучающего чтения | Загадки, виды загадок. Пословицы, темы пословиц, особенности построения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении | Знать: – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина; – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров. Уметь: – называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения; – называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных); |
|
|
|
2 |
| «Произведение фольклора» Пословицы Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение Пословицы | 1 | Урок изучающего чтения |
|
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
3–4 |
| Русские народные сказки «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую» | 2 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом, |
|
| Присказка, зачин, концовка сказки. Выделение языковых средств художественной выразительности. Работа со справочниками с целью толкования слов |
|
|
|
|
|
| определение главной мысли. Выявление характера героя, его поступков и их мотивов. Пересказ сказки от лица одного героя | – определять главную мысль сказки; – делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды; – сравнивать сказки (былины) разных народов; – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя; – использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация; – работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией |
|
|
|
5 |
| Сказки о животных. Дополнительное чтение русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч». | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная мысль, герои, события и их последовательность. Герои сказки: положительные и отрицательные. Работа с книгой: предисловие, послесловие |
|
|
|
|
6 |
| Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка» Дополнительное чтение Башкирская народная сказка «Умная внучка». | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. наблюдение за развитием событий, деление сказки на части по готовому плану, вырази тельное чтение по частям |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
7–8 |
| Волшебные сказки . Русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках.
| 2 | Урок изучающего чтения | Понятие: волшебные сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу |
| Текущий (Проверка навыка чтения вслух) |
|
|
9 |
| Сказки народов России. Дополнительное чтение Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и Месяц» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание сказки. Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных. наблюдение за развитием событий. деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям |
|
|
|
|
10 |
| Малые жанры фольклора Скороговорки, потешки. Какие бывают скороговорки. | 1 | Урок изучающего чтения | Общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок |
| Текущий (Проверка выразительности чтения) |
|
|
11 |
| Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя». | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Литературная игра. Выставка прочитанных книг. |
| Тематический контроль. Самостоя-тельная работа | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке. Работа с книгами: тип книги, выходные данные, аннотация |
|
12 |
| Былины. «Добрыня и Змея» | 1 | Урок изучающего чтения | Понятие: былина. Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя |
|
| Былина, особенности былин. Понятия былинный герой, сказитель. |
|
13 |
| Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | Урок изучающего чтения |
|
|
| Сравнение былин. Выявление характера героя, его поступков и их мотивов |
|
14 |
| Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула» | 1 | Урок изучающего чтения |
|
| Текущий (Литературный диктант) | Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии) |
|
15 |
| . Былины. Дополнительное чтение. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» ,«Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович» Рубрика «Книжная полка «Былины»». | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий |
|
| Сравнение былин. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление |
|
16 |
| Урок – обобщение по разделу. . | 1 | Проверочный урок | литературы с произведениями изобразительного искусства |
| Тематический контроль. Литературная викторина Текущий (Литературный диктант) | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке |
|
17 | Басни. (5 часа) | Басни Эзопа и И.А. Крылова Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и Лисица» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение | Знать: – литературоведческие понятия: басня, мораль; – о структуре басни; – о художественных особенностях басни. Уметь: – правильно называть басни из круга детского чтения; – различать сказку и басню; – сравнивать героев басни; – выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова; – выразительно читать басни с листа и наизусть; – работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать |
| Структура и художественные особенности басни (иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор). Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке |
|
18 |
| Басни Эзопа и И.А. Крылова Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица» Дополнительное чтение Эзоп «Ворон и Лисица» | 1 | Урок изучающего чтения | (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении |
|
|
|
|
19 |
| Басни И. А.Крылова Дополнительное чтение И. Крылов «Волк и Ягненок», «Крестьянин и Работник» | 1 | Урок изучающего чтения |
|
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
20 |
| Басни Дополнительное чтение. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса», А. Е. Измайлов «Филин и Чиж». | 1 | Урок изучающего чтения |
|
|
|
|
|
21 |
| Басни. Рубрика «Проверьте себя» | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов |
| Тематический контроль. Конкурс чтецов басен |
|
|
22–23 | Произведения А.С. Пушкина (10ч) | Произведения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Дополнительное чтение А.С. Пушкин «Бой Руслана с головой» | 2 | Урок изучающего чтения | Жанр произведения: литературная поэма в стихах. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение |
|
| Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии) |
|
24-26 |
|
Сказки А.С. Пушкина А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | 3 | Урок изучающего чтения | Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение |
|
| Выделение языковых средств художественной выразительности(без использования терминологии) |
|
27–28 |
| Сказки А.С. Пушкина К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание сказки. Рассматривание книг со сказками А. С. Пушкина. Словарная работа. Деление текста на части, составление плана. Выборочное выразительное чтение по частям. Выставка книг «Сказки Пушкина». Работа с аппаратом книги, составление краткой аннотации к книге |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
29 |
| Стихи о природе А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя», «Зимний вечер» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание стихотворений. Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном чтении |
|
| Выделение языковых средств художественной выразительности (олицетворение). Поиск олицетворе-ний |
|
30 |
| Стихи о няне. А.С. Пушкин «Няне» | 1 | Урок изучающего чтения | Упражнение в выразительном чтении |
| Текущий (Тест) | Выделение языковых средств художественной выразительности |
|
31 |
| «Произведения А. С. Пушкина» Рубрика «Проверьте себя» | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Литературная игра «Сказки Пушкина» |
| Тематический контроль. Самостоятельная работа | Выбор книг на основе рекомендо-ванного списка в библиотеке |
|
32 | Стихи русских поэтов. (5ч) | Стихи о природе Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…» | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении | Уметь: – находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художествен-ной выразительно-сти); – выразительно читать стихотворение; – давать оценку своему чтению |
| Выделение языковых средств художественной выразительности. Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха. Выбор книг в библиотеке по изучаемой теме, опираясь на данные обложки и титульного листа |
|
33 |
| Стихи об осенней природе А. Майков «Осень»
| 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений: строение, тема, содержание |
| Текущий (Проверка начитанности и читательских умений) |
|
|
34 |
| Стихи А.А. Фета А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка | – понимать содержание литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль; – делить текст на композиционные части; – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение; – рассказывать и пересказывать по готовому плану; – уметь представлять прочитанную книгу; – работать с книгами-справочниками
|
|
|
|
35 |
| Стихи русских поэтов. Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение И. Бунин «Листопад»
| 1 | Урок изучающего чтения | Выставка книг «Стихи для детей» |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
36 |
| Контрольный урок Рубрика «Проверьте себя»
|
1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. |
| Текущий ( Проверка сформированности учебной и читательской деятельности) | Выбор книг на основе рекомендо-ванного списка в библиотеке) |
|
37-38
| Произведения Л.Н. Толстого (11ч) | Жанры произведений Л. Н. Толстого Л.Н. Толстой Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк» Дополнительное чтение Л.Н. Толстой «Ореховая ветка» | 2 | Урок изучающего чтения | Особенности сказок Л. Н. Толстого. Вид сказок |
|
|
|
|
39-40
|
|
Сказки Л.Н. Толстого . Дополнительное чтение Л.Н Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» | 2 | Урок изучающего чтения | Особенности сказок Л. Н. Толстого. (сюжет, герои) |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
41-42
|
| Научно-популярные и художественные рассказы Л.Н. Толстой «Лебеди»,»Зайцы» Дополнительное чтение. Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | 2 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение. Работа с текстом: выявление сходства и различия. Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделение в научно-познава-тельном тексте фактов и их описание |
|
| Выделение фактов из текста. Сравнение рассказов |
|
43-44
|
| Художественные рассказы Л. Н.Толстого Л.Н. Толстой «Прыжок» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев, формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения. |
| Текущий (Литературный диктант) | Работа со справочно-энциклопедической литературой |
|
45
|
| Былины Л.Н. Толстого Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь» | 1 | Урок изучающего чтения | Определение главной мысли. Деление текста на части, составление плана. Выразительное чтение по частям |
|
| Сюжетно-композиционный треугольник |
|
46
|
| Книги Л. Н. Толстого. Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» |
1 | Урок изучающего чтения | Справка об авторе |
| Итоговый ( Проверка навыка чтения молча) |
|
|
47
|
| Обобщение по разделу Рубрика «Проверьте себя»
| 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами Л. Н. Толстого: деление по жанрам, работа с аппаратом книги, составление аннотаций, зачитывание эпизодов. |
| Тематический контроль. Самостоятельная работа |
|
|
48
| Произведе-ния Н.А. Некрасова. (7 часов) | Стихотворения о детях Н. Некрасов «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок» К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. Введение понятия «лирический герой», поиск слов, выражений, показывающих отношение автора к герою (выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении | Знать: – называть имя, отчество и фамилию поэта; – называть произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы); – понятия «лирический герой», «сказочный» и «реальный». Уметь: – находить справку о поэте в книгах- справочниках; – использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения; – читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; |
|
|
|
49
|
| Стихи о детях. Дополнительное чтение Н. Некрасов «Крестьянские дети» | 1 | Урок изучающего чтения | Упражнение в выразительном чтении отрывка |
|
|
|
|
50
|
| Стихи о природе Н. Некрасов «Славная осень»
| 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная осень» |
| Текущий (Литературный диктант) | Выделение языковых средств художественной выразительности (сравнения, звукопись). Поиск сравнений в тексте стихотворения |
|
51
|
| Дополнительное чтение К. И. Чуковский «Зеленый шум» Н. Некрасов «Зелёный шум» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание стихотворения «Зеленый шум» и статьи К. Чуковского. Работа над содержанием |
|
|
|
|
52
|
| Стихи о природе. Н. Некрасов «Мороз-воевода» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Упражнение в выразительном чтении песни Мороза | – выражать свое отношение к прочитанному; – работать с аппаратом книг стихов Н. А. Некрасова | Текущий (Литературный диктант) |
|
|
53
|
| Стихи Н.А. Некрасова. К. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова». Дополнительное чтение. Н. Некрасов «Саша» Рубрика «Книжная полка» | 1 | Урок изучающего чтения | Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе |
|
| Работа со справочно-энциклопедической литературой |
|
54
|
| Русские поэты Рубрика «Проверьте себя» Рубрика «Книжная полка»
| 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу |
| Итоговый (Проверка начитанности и читательских умений) |
|
|
55
| Произведе-ния А. П. Чехова. (6 часов) | Повести и рассказы А. П. Чехов «Степь» | 1 | Урок изучающего чтения | Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Слушание. Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана. Самостоятельная подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному пересказу | Уметь: – называть имя, отчество и фамилию писателя; – называть произведения А. П. Чехова (в рамках программы); – сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование; – находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа; – понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие – имя героя, заглавие – главная мысль); – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; – передавать краткое содержание изученного произведе- |
|
|
|
56
|
| Дополнительное чтение А. П. Чехов «Белолобый»
| 1 | Урок изучающего чтения | Слушание, выявление главной мысли, комментирование заглавия. Определение жанра рассказа. Аналитическое чтение по частям: образы героев, отношение автора к героям. Подготовка собственных высказываний по заданным темам. |
| Итоговый (Тест) |
|
|
|
|
|
|
|
| ния и пересказыватьтекст, сохраняя его художественные особенности; – читать выразительно подготовленное произведение или эпизод; – пользоваться предисловием и послесловием в книгах |
|
|
|
57-58
|
| Произведения о детях А. Чехов «Ванька».
| 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения |
|
|
|
|
59
|
| Книги о животных. Дополнительное чтение Л. Андреев «Кусака» | 1 | Урок изучающего чтения |
|
| Итоговый ( Проверка навыка чтения вслух) |
|
|
60
|
| Очерки и воспоминания об А.П. Чехове Н. Шер «О рассказах А.П. Чехова | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение по разделу. Справочный материал об авторе. |
| Поиск информа-ции о писателе в справочниках |
|
|
61
| Сказки зарубежных писателей. (4 часа) | Сказки Ш. Перро Ш. Перро «Подарки феи» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана | Знать: – имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы). Уметь: – различать сказки народные и литературные; – определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним; – передавать сюжет сказки, находить его части; – сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей |
|
|
|
62
|
| Сказки Ц. Топелиуса Ц.Топелиус«Солнечный луч в ноябре». Дополнительное чтение Ц. Топелиус «Зимняя сказка» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану |
|
|
|
|
63
|
| Сказки зарубежных писателей. Дополнительное чтение. Г.-Х. Андерсен «Снеговик» Братья Гримм «Умная дочь крестьянская» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание сказок, повторение сказок-загадок, самостоятельное чтение |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
64
|
| «В мире сказок»
| 1 | Урок-утренник | Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра «Назови сказку» |
| Итоговый ( Проверка сформированности учебной и читательской деятельности) |
|
|
65
| Стихи русских поэтов. (7 часов) | Стихи о Родине И. Никитин «Русь» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Определение темы и содержания стихотворения. Деление на части, выразительное чтение подготовленной части | Знать: – имена русских поэтов и их произведения; – понятия: тон, темп, ритм стихотворения. |
| Выделение языковых средств художественной выразительности |
|
66
|
| Стихи о природе И. Никитин «Утро» | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения | Уметь: – выделять языковые средства художественной выразительности; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть) |
| Работа над логическим ударением, выделение слов, на которые падает логическое ударение |
|
67
|
| Стихи о детях и для детей И. Суриков «Детство» | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Деление на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям. |
|
|
|
|
68
|
| Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. И. Никитин «Помню я: бывало , няня…» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа с книгой |
|
|
|
|
69
|
| Стихи о Родине С. Дрожжин «Привет», «Зимний день» | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение. Объяснение заглавия стихотворения. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
70
|
| Стихи о Родине и родной природе. Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва» | 1 | Урок изучающего чтения | Сравнение стихов по темам, авторам. Подготовка к выразительному чтению |
|
|
|
|
71
|
| Обобщение по разделу Рубрика «Проверьте себя» | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами стихов русских поэтов. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов» |
| Тематический контроль. Творчес-кая работа «Мой любимый поэт» |
|
|
72-74
| Произведе-ния Д. Н. Мамина-Сибиряка. (6 часов) | Рассказы о животных Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Дополнительное чтение В. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 3 | Урок изучающего чтения | Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли, авторской позиции, построение сюжета. Озаглавливание частей. Аналитическое чтение по частям: обучение краткому пересказу. Работа над образом Тараса: портрет, особенности речи, поступки | Знать: – фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора; – произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – пересказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; | Текущий (Проверка навыка чтения молча) |
|
|
|
|
|
|
|
| – определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль; – читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее 60–70 слов в минуту); – читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение |
|
|
|
75
|
| Сказки о животных Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. выявление авторской позиции, формулирование личной оценки. повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев. Сравнение жанров: сказка, басня, рассказ |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
76-77
|
| Произведения о животных Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Постойко» Книги Д. Мамина-Сибиряка | 2 | Урок изучающего чтения | через его речь, озаглавливание частей. Комментирование заглавия |
|
| Работа со справочной литературой |
|
78-81
| Произведение А. Куприна. (8 часов) | Произведения о людях А. И. Куприн «Синяя звезда»
| 4 | Урок изучающего чтения | Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев | Знать: – произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы). Уметь: – различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы; – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану; – выделять в тексте описания, использовать их | Текущий (Проверка выразительности чтения) |
|
|
82-83
|
| Рассказы о животных А. Куприн «Барбос и Жулька» | 2 | Урок изучающего чтения |
| в собственных творческих работах и устной речи; – самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль); – выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам |
|
|
|
84
|
| Книги о животных. Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение. А. Куприн «Собачье счастье» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. упражнение в выразительном чтении |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
85
|
| Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.И. Куприна Рубрика «Проверьте себя» | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. составление устных рассказов – описаний животных |
| Тематический контроль. Самостоятельная работа |
|
|
86
| Стихи С.А. Есенина. (7 часов) | Стихи о Родине С. Есенин «Я покинул родимый дом» | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта. слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). упражнение в выразительном чтении | Знать: – стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения; – наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина. Уметь: – определять тему и содержание стихотворения |
| Выделение языковых средств художественной выразительности |
|
87
|
| Стихи о природе С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…».
| 1 | Урок изучающего чтения | Чтение. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. выразительное чтение, работа над интонацией | (мысли и чувства автора); – находить языковые средства художествен-ной выразительности; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение |
|
|
|
88
|
| Стихи о природе С. Есенин «Береза». Дополнительное чтение. Стихи С. Есенина о березе | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф. Выразительное чтение |
|
|
|
|
89-90
|
| Стихотворения для детей С. Есенин «Бабушкины сказки» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова, И. Никитина, А. Пушкина о детстве. Выразительное чтение |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
91
|
| Родные поэты Книги со стихотворениями русских поэтов. Дополнительное чтение. С. Есенин «Сыплет черемуха снегом», И. Тургенев «Деревня» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание стихов. Выставка книг стихов русских поэтов о Родине, природе. Работа с аппаратом книги |
|
|
|
|
92
|
| Обобщение по разделу Рубрика «Проверьте себя»
| 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг |
| Текущий (Проверка начитанности и читательских умений) |
|
|
93-96
| Произведе-ния К. Г. Паустовского. (12 часов) | Произведения для детей К. Паустовский. Сказка «Стальное колечко» | 4 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. Выделение описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составление отзыва о прочитанном произведении | Знать: – произведения К. Г. Паустовского разных жанров (в рамках программы). Уметь: – читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя; – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ; – работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания); – самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план; – пересказывать по плану (подробно и кратко); – понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения; – выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках; – различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора); – работа с книгой (в том числе и со справочной книгой) | Текущий (Литературный диктант) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
97-99 |
| Рассказы о животных К. Паустовский «Кот-ворюга»
| 3 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной мысли. Работа над жанром: юмористический рассказ. Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям |
| Текущий (Проверка навыка чтения вслух) |
|
|
100-101
|
| Рассказы К.Г. Паустовского К. Паустовский «Какие бывают дожди?» Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение К.Паустовский «Заячьи лапы» | 2 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение. Работа над жанром: научно-познавательный рассказ; сравнение рассказов с рассказом «Кот-ворюга» (чувства и отношение автора), выделение фактов и их описания |
|
|
|
|
102
|
| Рассказы о животных. Дополнительное чтение И. Тургенев «Воробей» К. Паустовский «Теплый хлеб» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Рассматривание книг. Работа с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
103 |
| Контрольный урок
| 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг о животных и природе: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения |
| Текущий (Проверка сформированности учебной и читательской деятельности ) | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке |
|
104
|
| «Моя любимая книга» | 1 | Урок -утренник | Выставка книг. Инсценирование. Викторина |
|
|
|
|
105-106
| Произведе ния С. Я.Маршака. (4 часа) | Стихи о Родине и родной природе С. Маршак «Урок родного языка», «Ландыш» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении | Знать: – и называть произведения С. Я. Маршака. Уметь: – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); – выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам); – давать оценку своему чтению |
| Выделение языковых средств художественной выразительности |
|
107
|
| Пьесы-сказки С. Я.Маршака Дополнительное чтение С.Маршак «Кошкин дом» | 1 | Урок изучающего чтения | Пьеса-сказка. Работа с книгой: портрет писателя, предисловие, послесловие. аннотация |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
108
|
| Произведения и книги С. Я. Маршака В. Субботин «С Маршаком» | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг С. Маршака: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения |
|
|
|
|
109-110
| Произведе-ния Л. Пантелеева. (5 часов) | Художественные рассказы Л. Пантелеев «Честное слово» Дополнительное чтение В. Осеева «Бабка» | 2 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов | Знать: – рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); – понятия «автор-рассказчик», «автор – герой произведения», «фантастический рассказ», «исторический рассказ».
|
|
|
|
111-112
|
| Исторические рассказы Л. Пантелеев «Камилл и учитель»
| 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Беседа по выявлению первичного восприятия, словарная работа. Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям |
| Текущий (Проверка навыка чтения молча) |
|
|
113
|
| Рассказы о детях и для детей Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Беседа по содержанию. Определение темы произведения, главной мысли. Работа над образом героя. Выделение особенностей рассказа: описание, юмор, волшебное в реальной жизни. Жанр: фантастический рассказ | Уметь: – различать исторические и фантастические рассказы; – выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения; – определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; – читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно; – составлять отзыв о прочитанном |
| Выбор книг на основе рекомендован-ного списка в библиотеке |
|
114
| Произведе-ния А.П. Гайдара. (6 часов) | Произведения для детей А. Гайдар «Горячий камень» | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно- композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. Сравнение героев рассказа | Знать: – произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и героям произведения; – рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения; – читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту; – читать выразительно подготовленный текст | Текущий (Литературный диктант) | Находить справку о писателе в книгах-справочниках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
115-116
|
| Повесть о детях А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) | 2 | Урок изучающего чтения | Представление книги. Чтение отрывка. знакомство с персонажами. Выразительное чтение диалогов. Знакомство с жанром: повесть |
|
| Знакомство с жанром: повесть. Выбор книг на основе рекомендован-ного списка в библиотеке |
|
117
|
| Писатели о писателе С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение С. Михалков «Ошибка» | 1
| Урок изучающего чтения | Очерк. |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
118
|
| Книги о детях и для детей Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение В. Драгунский «Девочка на шаре» |
1 | Урок изучающего чтения | Слушание. работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. упражнение в выразительном чтении |
|
|
|
|
119
|
| Произведения о детях и для детей Рубрика «Проверьте себя»
| 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Составление справки о писателе. Выставка книг |
| Итоговый (Проверка выразительности чтения) |
|
|
120-121
| Произведения М.М. Пришвина (6ч) | Разножанровые произведения М.М. Пришвина М. Пришвин «Моя Родина» Дополнительное чтение М.Пришвин «Двойной след» | 2 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта детей. Чтение. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении | Знать: – произведения М. Пришвина разных жанров. Уметь: – различать художественные и научно-познаватель-ные рассказы; – находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний; – определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного) |
| Жанр: очерк (небольшой документальный рассказ) |
|
122
|
| Рассказы о животных М. Пришвин «Выскочка» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное ознакомительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Аналитическое чтение по частям, составление плана. Работа над образами Вьюшки и Выскочки (внешний вид, повадки, отношение автора, высказывание своего мнения) |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
123-124
|
| Рассказы о природе М. Пришвин «Жаркий час». В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» | 2 | Урок изучающего чтения | Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения |
|
| Выбор книг по рекомендован-ному списку |
|
125
|
| Обобщение Рубрика «Проверьте себя»
| 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги |
| Итоговый (Проверка начитанности и читательских умений) |
|
|
126-128
| Произведе-ния зарубежных писателей. (11 часов) | Рассказы о животных Дж. Лондон «Бурый волк»
| 3 | Урок изучающего чтения | Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы произведений Дж. Лондона, А. Чехова, А. Куприна | Знать: – произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди). Уметь: – называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения; – сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей; | Тематический контроль. Самостоятельная работа Итоговый (Проверка навыка чтения вслух) | Работа со справочной литературой |
|
129-131
|
| Рассказы о животных Э. Сетон-Томпсон «Чинк»
| 3 | Урок изучающего чтения | Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер) | – работать с текстом произведения (делить на смысловые части; выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план); – правильно, бегло и осознанно читать текст; – самостоятельно выбирать книгу по заданной теме; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного); – писать отзыв о прочитанной книге | Итоговый (Тест) |
|
|
132
|
| Книги о животных Рубрика «Книжная полка» Дополнительное чтение
| 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, выразительное чтение | Написание отзыва о прочитанной книге | Итоговый (Проверка сформированности учебной и читательской деятельности) |
|
|
133
|
| Книги зарубежных писателей. Дополнительное чтение. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Ден» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. |
| Текущий (Литературный диктант) |
|
|
134
|
| «Произведения зарубежных писателей» Рубрика «Проверьте себя»
| 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей |
| Тематический контроль. Самостоя-тельная работа | Работа со справочной литературой |
|
135
|
| Комплексная разноуровневая контрольная работа | 1 | Контрольный урок |
|
| Итоговый контроль |
|
|
136
|
| Летнее чтение | 1 | Библиотечный урок | Игра «Я знаю» Презентация выбранной книги |
|
| Оформление «Дневника летнего чтения» |
|