Рабочая программа дополнительного образования "Первые ступеньки"
рабочая программа
Данная программа составлена для проведения занятий будущим первоклассникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_obr.programma_pervye_stupenki.docx | 44.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9»
Принято на педагогическом совете, протокол № от | Утверждаю: директор МАОУ СШ Приказ от г. __________________________/ (подпись руководителя образовательной организации) |
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Первые ступеньки»
Возраст детей 6 – 7 лет
Срок реализации 1 год
Составители: Мерзлякова Н.И.
учитель высшей квалификационной категории,
Шестакова И.В., педагог-психолог
ГО Красноуфимск 2020 г
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Письма Министерства общего и среднего образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22 июля 1997 г. № 990/14-15;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р), (далее Концепция развития дополнительного образования детей.);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4,4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее СанПиН);
-Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
-Уставом МАОУ СШ № 9;
- Положением о дополнительных образовательных программах и порядке их утверждения в МАОУ СШ № 9.
Разработана в соответствии с социальным заказом и реализуется в социально-педагогической направленности.
Актуальность: В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, у кого отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на первой ступени.
Образовательная программа представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Отличительной особенностью программы «Первые ступеньки» от других программ является структура содержания. Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется на основе «Подготовки к школе» из серии «Преемственность» (авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др). Данная программа рекомендована Министерством образования России. Программа дополнена курсом «Развитие познавательных процессов», которая составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС второго поколения), на основе программы развития познавательных способностей дошкольных образовательных организации с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «36 занятий для будущих отличников». Программу отличает пошаговость и систематичность в освоении и формировании значимых функций.
Разработка программы обусловлена социальным заказом на дополнительные образовательные услуги заказчиков услуг (родителей дошкольников) ГО Красноуфимска.
Адресат. Программа рассчитана на детей 6–7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их. Одновременно в группе может быть 10-20 человек. Психологические особенности детей 6-7 летнего возраста выражаются в том, что длится значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Идет процесс формирования полной произвольности. Но поскольку данный процесс сложно формируется, то ребенок в 6 лет еще легко отвлекается от своих намерений и может переключиться на что-то неожиданное, новое и привлекательное. К 7 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный интерес, что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым источником знаний. Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но в том возрасте уже можно сформировать и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Развивается творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка. речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается. Характерной особенностью старшего дошкольного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Первые ступеньки», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. Подготовка к обучению в школе по программе «Первые ступеньки» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Режим занятий: Программа осуществляется по субботам(3 занятия в день) Курс рассчитан на 26 недель – (с сентября по март), продолжительность занятия не более 30 минут. Перемена между занятиями 10 минут.
Объем программы: 78 часов в год.
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Форма обучения: Очная.
Виды занятий. Занятия проводятся в различных формах: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, форма свободного общения. Теоретические знания дети получают методами рассказа, объяснения. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. рассказы, проговаривание, мастер-класс. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями, зарисовывая, раскрашивая и т. п. В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Форма подведения результатов: открытое занятие, самостоятельная работа.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель данной программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
- Развитие памяти, внимания; логического мышления, пространственной ориентации.
- Изучение букв и обучение чтению.
Учебный план
В соответствии с общими целевыми установками деятельности образовательного учреждения учебный план «Первых ступенек» обеспечивает реализацию следующих задач:
1. обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении: развитие речи обучающихся, мелкой моторики, элементарных логических операций, формирование элементарных количественных представлений, структурирование представлений об окружающем мире.
2. развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, формирование умения работать в группе.
3. развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность.
Содержание программы позволяет проявлять активный познавательный интерес, свойственный современному дошкольнику. Содержание программы включает в себя следующие модули:
1.Развитие речи и обучение чтению.
2.Математические ступеньки и ручной труд.
3. Коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками курса РПС ("Развитие познавательных способностей").
Учебный план модуля 1.
Задачи: Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи.
Развивать у детей интерес к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Форма аттестации | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Развитие и совершенствование устной речи | 5ч | 1ч | 4ч | Наблюдение. игра-соревнование | |
2. | Знакомство с буквами. Обучение чтению | 18ч | 3ч | 15ч | Тестовые задания, | |
3. | Подготовка к обучению письму. | 3ч | 1ч | 2ч | Индивидуальные задания, моделирование | |
Итого: | 26ч | 5ч | 21ч |
Содержание модуля.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. В занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач овладения чтением: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.).
Развитие и совершенствование устной речи.(5ч) Расширение и активизация словарного запаса детей: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами; определение в литературном произведении, прочитанном учителем (стихотворении, сказке, рассказе) слов, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употребление их в собственной речи.
Обучение связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.).
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи, с чем в занятие включаются элементы звукопроизношения: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука
Обучение чтению.(18 ч) Слог, слово, предложение. Звуковой состав слова. Гласные звуки. Согласные звуки. Упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков. Слова с определенным звуком, место звука в слове, порядок звуков в слове, правильное произношение звуков. развитие артикуляции: обучать детей четкому произношению слов и фраз; сила, высота голоса (голос, сила, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Правильное произношение звуков. Названия букв буквы, чтение простых и сложных слогов. Составление и чтение слов. Чтение простых предложений.
Подготовка к обучению письму (3ч): обведение по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастика для пальцев; знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями; знакомство с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделирование и конструирование предметов из элементов букв различной конфигурации.
Учебный план модуля 2
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Не менее важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
Основная методическая идея: развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Форма аттестации | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Пространственные и временные представления. | 7ч | 1ч | 6ч | наблюдение | |
2. | Цифры и числа. Первая геометрия. | 14ч | 2ч | 12ч | Моделирование, самостоятельная работа | |
3. | Сложение и вычитание в пределах 10 (общие представления) | 5ч | 1ч | 4ч | Тестовые задания, олимпиада | |
Итого: | 26ч | 4ч | 22ч |
Содержание модуля 2
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом.
Учебный план модуля 3
Каждое занятие представляет собой сочетание коррекционно-развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом. Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе.
В основе построения модуля лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают следующие аспекты разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Развитие восприятия | 4 | 1 | 3 | Диагностика восприятия и наблюдательности. | |
Развитие памяти | 5 | 1 | 4 | Диагностика зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. | |
Развитие внимания | 5 | 1 | 4 | Диагностика концентрации и объёма внимания. | |
Развитие мышления | 4 | 1 | 3 | Диагностика умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Диагностика умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы. | |
Развитие речи | 4 | 1 | 3 | В ходе проведения занятии, путём наблюдения за ребёнком, за его словарным запасом, а также за уровнем социализации среди сверстников, и взрослых (педагоги) | |
Развитие коммуникативных навыков | 4 | 1 | 3 | ||
Итого | 26 | 6 | 20 |
Развитие восприятия (4ч). Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственно-временных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти.(5ч). Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания (5ч). Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления (4ч) Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты, сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи(4ч). Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся.
Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Развитие коммуникативных навыков (4ч) Формирование мотивации на сотрудничество в ситуации совместного поиска новой информации. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование ценностного отношения к национальным ценностям, природе.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение навыками выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Овладение навыками логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалог;
Предметные результаты
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений. - Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения. - Умения выполнять устно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи , исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
- Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности, широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- Овладение навыками смыслового чтения слов, простых предложений и коротких текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
Комплекс организационно-педагогических условий
3.1.Условия реализации программы:
При реализации программы необходимо создать комфортную обстановку для детей: просторный кабинет, ростовая мебель (столы и стулья), магнитная доска, смартдоска. Кроме этого:
- сигнализаторы;
- мультимедийное оборудование.
Наглядные пособия:
- схемы предложений, слов, цветовые карточки, карточки-задания.
Компьютерное обеспечение:
- Серия занятий «Уроки тётушки Совы»
- Интерактивные игры «Со словами и буквами»
3.2Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль с целью выявления стартовых возможностей обучающихся (диагностика уровня подготовки детей) - тестовые задания, наблюдение.
Промежуточный контроль - после прохождения каждой темы учебного плана программы ( задание, олимпиада, игра-соревнование, модулирование, ).
Итоговый контроль - игровая программа «Спасибо тебе, Азбука!» «Оценим свои достижения»
Методы контроля:
- метод наблюдения за ходом познавательной деятельности на занятиях (О.В. Прозоровой);
- диагностика, позволяющая определить степень усвоения программных требований, предъявляемых детям (наблюдение, беседа, игра, игровые ситуации, тестовые и контрольные задания).
Форма представления образовательных результатов: Дневник оценки личностных результатов и достижений обучающегося.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется педагогом самостоятельно.
Список литературы
1. Бережинская В.К. Программа развития речи, подготовки к обучению чтению и письму. - Екатеринбург, 2000.
2.Волкова С.И. Математические ступеньки. Учеб.пособие для подгот. детей к школе. / С.И.Волкова. - М.: Просвещение, 2018
3.Жукова Надежда Сергеевна. Букварь: учебное пособие/ Н.С.Жукова; ил. В. Трубицына. – Москва : Эксмо, 2017. – 96 с. : ил.
4.Золотарева О.Н.Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте "АБВГДЕЙКА" Идентификатор: 241-316-709, 2011г.
5.Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
6.Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов /Н.А.Федосова, Т.В.Белова, В.А.Солнцева и др.; науч.рук. Н.А.Федосова. – М.: Просвещение, 2017
7.36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 0 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам.Курс «РПС» для массовой школы).
8.36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 0 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2012.
9.Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет /Н.А.Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др.; науч.рук. Н.А.Федосова. – М.: Просвещение, 2017
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
Интернет-ресурсы
- https://www.b17.ru/article/39462/
- nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2020/02/21/psihologicheskie-osobennosti-detey-6-7-let
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Азбука" (Бадулина "Ступеньки детства", УМК "Гармония")
Тематическое планирование "Азбука" разработано по пособимя Бадулина О., Ступеньки детства. (УМК "Гармония")...
Рабочая программа. Математика. "Раз - ступенька, два - ступенька."
Рабочая программа по дошкольной подготовке для детей 6 - 7 лет. Имеет пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты знаний, умений и навыков....
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Рабочая программа по ВНД " Ступеньки мудрости"
Авторская рабочаая программа "Ступеньки мудрости" по внеурочной деятельности, направление «Духовно-нравственное», предназначена учащимся начальных классов и составлена на 4 года....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13 - 14 летсрок реализа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Ступеньки здоровья" 2 класс
содержание формы работы ктп...
Рабочая программа кружка «Логические ступеньки» для 1 класса
Рабочая программа кружка «Логические ступеньки» для 1 класса...