«Первые ступеньки нравственности. Символы России»
классный час (1 класс) на тему

Рыбаконенко Елена Анатольевна

Классный час в 1 классе с целью создать первые чёткие представления о государственных символах России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа  для учащихся 1 класса

«Первые ступеньки нравственности. Символы России»

Цель: воспитание гражданина - патриота

 Задачи:

1) Обучающие:

1. 1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие «Родина».

 1.2. Учить культуре установления межличностных контактов: способствовать выражению словами событий внутренней жизни, осознанию своих чувств, мыслей.  

 2) Развивающие:

2.1. Развитие познавательного интереса к историческому наследию прошлого России, эмоционально - патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству.

2.2. Развивать у детей умение соотносить действия и события прошлого с современностью, делать умозаключения, выводы

2.3. Развивать память, коммуникативные навыки, творческое воображение.

3) Воспитывающие:

3.1. Воспитание познавательного интереса и уважения к символам России.

3.2. Воспитание эмоционально-чувственного отношения к музыке.  

Материалы и оборудование: государственные символы РФ (герб, флаг, гимн),  картины родной природы, карта России, материал для творческой работы: шаблоны, ножницы, карандаши, фломастеры; компьютер, экран, проектор.

                                                            Ход мероприятия

I. Организационный момент

П. Подготовка к восприятию. Учитель читает стихотворение:

Великую землю,                                                                                                                                        Любимую землю,                                                                                                                                              Где мы родились и живем                                                                                                                            Мы Родиной светлой,                                                                                                                                                Мы Родиной нашей,                                                                                                                                                      Мы Родиной милой зовем.

- Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной?

- страна, в которой мы живем                                                                                                                                   - дом, где родился                                                                                                                                          - березка у родного порога                                                                                                                                                   - место, где жили его предки и т.д.

- Наверное, все это и есть Родина, т.е. родное место. А как вы представляете свою Родину? (ответы детей) Почему вы её любите? (ответы детей).

- Наше государство называется Россия, Российская Федерация. 

Россия. Как из песни слово,                                                                                                                                               Березок юная листва.                                                                                                                                               Вокруг моря, сады и горы,                                                                                                                                            Раздолье, русская душа.(слайд 1)

- Чем отличается одно государство от другого? ( языком, символами, историей, обычаями, традициями, местоположением).

- Вы можете назвать основные символы государства? (ответы).

III. Введение нового материала.

        Герб (слайд 2)– отличительный знак страны, города, рода. Герб говорит о прошлом, о настоящем государства. На что похожа форма герба? Правильно, на щит воина! Ведь герб символизирует храбрость, готовность дать отпор врагу. Умение читать герб – это значит знать историю Отечества.                                                                                                                                 Давайте рассмотрим наш герб. В центре мы видим Георгия Победоносца. Он поражает копьём дракона, что символизирует борьбу добра со злом.                                                                  Двуглавый орёл – это существо, которого нет в природе. Как же он появился на нашем гербе?  Вот что об этом рассказывает история. Перемещаемся в 15 век. Жил тогда Русский князь ИоаннIII. И была в его владениях вся русская земля. Но пришло время царю жениться. Стал выбирать он себе невесту. Чтобы увеличить силу и славу родной земли, выбрал царевну не простую, царевну Византийскую. Она привезла в Россию герб родного города - двуглавого орла.  Вот так и получилось, что в гербе нашего государства в 15 веке соединились древний символ Москвы - Георгий Победоносец и двуглавый орел. Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока.

          Флаг (слайд 3) - это символ России.   Ещё древние люди начали складывать историю всего человечества, историю России. История флага России началась очень давно.   Вместо флага люди тогда использовали шест, т.е. ровную палку. К верхушке шеста привязывали пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Затем стяги стали делать из ткани и стали называться - знамена. Знамена имели тогда разные цвета: зеленый, желтый, красный, сиреневый, оранжевый и др.

- Чем украшали знамена? (Ответы детей)                                                                                                                             - Верно, различными узорами, ликами святых, звездами и крестами. Они блестели золотом и серебром.                                                                                                                                                                 - Как вы думаете, для чего были  нужны стяги и знамена?

    - Главным назначением стяга и знамени было собрать, стянуть к себе воинов для защиты русской земли.  Недаром гласит народная мудрость: Родина мать - умей за нее постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Дети повторяют пословицы)

- А сейчас мы движемся дальше, сразу в 17 век. Именно в 17 веке славу защитника Руси,    который превратил Россию в крепкую, сильную страну, досталась Петру 1.  Именно он, во времена походов российских морских кораблей ввел для них единый флаг, который стал флагом России.

       Российский флаг (слайд 4) - это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1963г., а с 1993г. - это государственный символ РФ. А что означают эти цвета на российском флаге? (ответы).                                                                  Белый цвет – мир, чистота, благородство.                                                                                                       Синий цвет – верность, честность.                                                                                                                  Красный – отвага, мужество.

- Об истории каких символов России мы сейчас с вами говорили? (Флага, герба)                                          

- В каком веке появился трехцветный Российский флаг? (В 17)                                                                                      - В каком веке появился герб? (в 15)                                                                                                                                  - Как он появился?

  Гражданин любой страны помнит, что эти символы обозначают не просто интересную картинку или кусок ткани, а что-то гораздо более важное, что на всех языках называется Родина.

- Сегодня на линейке звучал гимн. Гимн (слайд 5) - это музыкальный символ России. Он звучит очень торжественно и гордо. Во время исполнения гимна все встают. Давайте встанем. (Звучит гимн России)

- Что является символами любого государства? (Флаг, гимн, герб.)

 - Герб, гимн и флаг - это символы России, которые есть у каждого государства. А ещё у каждого государства есть Конституция, где записаны все основные законы этой страны. (Демонстрирую книгу) В Конституции записаны права и обязанности граждан России. Каждый человек нашего государства имеет право на свободу, на учебу, на работу и т.д.   12 декабря особенный день для нашего  государства, День Конституции.

- Но есть символы, которые едины для всех стран. Один из них - символ мира. Символом мира называют белого голубя, который несет чистоту, доброту, светлый мир.

- Вы хотите, чтобы был мир без войны?

- Я предлагаю вам сделать белого голубя - символ мира. Для этого у вас есть все необходимое: трафареты, по которым вы обведете голубя, ножницы - они понадобятся нам, чтобы его вырезать.                                                                                        

  - Вы можете взять все, что вам понадобится, но не забывайте об осторожности, работая с ножницами и об аккуратности. Будьте добры и внимательны друг к другу.  

             IV. Творческая работа учащихся.

         V. Путешествие по карте.                                                                                                                                                Россия - необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн.км. Если мы совершим путешествие с севера на юг, нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс.км. Если полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов. Её населяют более 180 национальностей, народностей (на доске карта РФ). Много народов живет в нашей стране, и все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, удмурты, мордва и другие народы создали свои республики.  Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи, свою культуру, символику. У каждого есть Родина и каждый любит её. Любит место, где он родился и живет.

Я предлагаю прикрепить на карту ваших голубей. Пусть будет мир во всём мире! (дети крепят к карте голубей)

Берегите Россию –                                                                                                                                                  Нет России другой.                                                                                                                               Берегите её тишину и покой -                                                                                                                            Это небо и солнце,                                                                                                                                       Это хлеб на столе,                                                                                                                                                       И родное оконце                                                                                                                                               В позабытом селе.                                                                                                                                                     Берегите Россию –                                                                                                                                              Без неё нам не жить!                                                                                                                                      Берегите её,                                                                                                                                                                          Чтобы вечно ей быть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая ступенька позади

Первая ступенька позади - выпускной в начальной школе. Дети на корабле совершают путешествие по островам знаний, которыми являются 1,2,3,4 класс, при этом рассказывая и вспоминая, что с ними происходи...

Программа Первые ступеньки

Программа Первые ступеньки...

По ступенькам нравственной лестницы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                       СОШ «Образовател...

Рабочая программа - Первая ступенька к знаниям

Рабочая программа для будущих первоклассников по обучению грамоте...

Рабочая программа дополнительного образования "Первые ступеньки"

Данная программа составлена для проведения занятий будущим первоклассникам....

Сценарий выпускного в первой ступеньке. 0 класс.

Сценарий выпускного в "Первой ступеньке". 0 класс...

Символы России для обучающихся 1–2 классов по теме «КАКИЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЕСТЬ СИМВОЛЫ?»

Цель: воспитывать у обучающихся уважение к символам государства (герб, флаг, гимн),знакомство с гербом, правилами его составления.Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколени...