Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
статья по русскому языку
Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе с привлечением словарей и Интернет-ресурсов
(из опыта работы)
Образование в современной школе невозможно представить без поисково-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Я хочу поделиться своим опытом работы в начальной на уроках русского языка.
Практически на каждом уроке русского языка мы используем пословицы, поговорки и фразеологические обороты, отрывки из фольклорных и литературных произведений 18-19 века, где нередко встречаются устаревшие слова (историзмы или архаизмы), т.е. слова, вышедшие из активного употребления и не всегда понятные современному человеку, а в особенности ребёнку. Но в то же время невозможно представить себе нашу жизнь без пословиц, в которых заключён глубокий смысл, опыт русского народа, накопленный веками. Невозможно считаться грамотным образованным человеком, не зная творчества великих писателей и поэтов «золотого века» русской литературы! А ведь и в этих произведениях встречаются слова и фразы, называющие вещи и понятия, давно ушедшие из нашей жизни. Пополняется наш язык и словами, пришедшими из других языков.
И тут у нас появляется прекрасная возможность обратиться за помощью к различным словарям, энциклопедиям и справочникам. К 4-ому классу дети уже имеют чёткое представление о том, что такое словарь, как он устроен, как в нём расположены слова, как найти в нём интересующую информацию. А также умеют работать с небольшим толковым словариком, расположенным в конце учебника русского языка, с орфографическим словарём школьника. Но с серьёзными объёмными изданиями дети столкнулись впервые. Чтобы научиться ими пользоваться, я решила предложить детям групповую работу. Ребята разделились на группы, каждая из которых получила задание и несколько разных книг. Для удобства задания были даны в форме таблицы. Приведу пример:
- Из какой книги можно узнать, что означает выражение «бить баклуши»? Поставьте в таблице «+» около этой книги:
Толковый словарь | |
Словарь фразеологических оборотов русского языка | |
А.П. Гайдар «Тимур и его команда» | |
Этимологический словарь | |
Словарь иностранных слов | |
Орфографический словарь | |
Словарь синонимов | |
Энциклопедия школьника |
- Запишите значение этого выражения с опорой на нужную книгу. Составьте с ним предложение.
Подобных заданий было несколько, причём интересующую информацию дети могли получить сразу из нескольких источников.
Чтобы дети не растерялись в таком многообразии справочной литературы, мы вспомнили, какую информацию можно получить из каждой книги, рассмотрели их. Я нарочно включила в список художественную книгу, чтобы дети смогли понять отличие справочной литературы от художественных книг, а также, что интересующую их информацию они будут искать только в справочных изданиях. И вот работа началась. Каждая команда хотела как можно скорее справиться со своим заданием. К середине урока ребята практически закончили выполнять задание, и теперь им предстояло рассказать другим командам, о чём они узнали, какие предложения со своими словами составили . Так прошла вторая часть нашего исследования. Ребята слушали друг друга, задавали вопросы.
Эта тема очень увлекла моих учеников и, увидев их неподдельный интерес, я предложила продолжить это исследование, но уже индивидуально, тем более, что они уже хорошо представляли, что надо делать. Так появился проект «Гости из прошлого». Главная цель нашего проекта – это расширение кругозора учащихся, пополнение словарного запаса, воспитание уважения к родному слову, родному языку. Продолжался наш проект около месяца. Работа была построена по следующему плану:
- Выбор литературного или фольклорного произведения (отрывка), где встречаются устаревшие слова, словосочетания.
- Лексическое значение, этимология (происхождение).
- Источник, откуда была извлечена необходимая информация.
- Иллюстрация.
Каждый день дети подходили ко мне с интересными идеями и находками. Очень порадовало меня то, что ребята не ограничились школьной программой, а брали для исследования слова и фразы из других литературных произведений. Многие воспользовались Интернет-ресурсами. Встречаясь в школе, мы вместе заходили на сайты, предварительно посещённые детьми, и выбирали самое важное, актуальное по нашей теме. Я была приятно удивлена, что многие школьники не только играют в компьютерные игры, но и являются активными пользователями Интернет-ресурсов, неплохо ориентируются в поисковых системах, умеют достаточно быстро найти интересующую информацию в сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коллективной формы обучения на уроках русского языка в начальных классах (из опыта работы учителей)
Попадая в новые условия, дети не умеют общаться со сверстниками. Задача учителя – научить детей работать вместе, сообща. Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются п...

Индивидуальный план коррекционной работы по чтению и русскому языку в начальной школе (из опыта работы)
Материал содержит пошаговый план коррекционной работы по русскому языку и чтению с неуспевающими учениками....

«Помогайки» памятки по русскому языку для начальной школы (из опыта работы)
Содержание Лента букв АлфавитГласные звукиТранскрипцияЗвукобуквенный анализ словЧасти речи (самостоятельные и служебные)Имя существительноеИмя прилагательноеГлаголПредложениеГрамматическая о...
Тема по самообразованию:Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Презентация "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе .Обобщение опыта работы"
упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости у младших школьников...

Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
Материал об опыте работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе...

Выступление на МО "Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе" (обмен опытом)
Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе(обмен опытом)...