Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках - экскурсиях в начальной школе
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему

Агапова Надежда Александровна

Презентация педагогического опыта по использованию разнообразных форм и приёмов работы с детьми в формировании научно – исследовательских компетенций  на уроках – экскурсиях в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ачинская санаторная школа – интернат Агапова Н.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках - экскурсиях в начальной школе

Слайд 2

* Мыслительные *Поисковые и информационные *Коммуникационные и социального взаимодействия *Специальные или собственно исследовательские Исследовательские умения и навык и

Слайд 3

п о месту проведения по способу получения информации в природное по городу реальные виртуальные сообщество в музей учебные не учебные Виды экскурсий

Слайд 4

* Формируется проблема *Определяется цель экскурсии *Выбирается объект изучения, маршрут *Подбираются разнообразные, нестандартные задания, переводящие экскурсию в разряд исследовательских. *Составляются памятки – инструкции *Оформляется маршрутный лист *Проводится инструктаж *Продумывается форма отчёта или наглядности в оформлении результата Подготовка к экскурсии

Слайд 5

Исследовательские умения и навыки Этапы экскурсии Условия, необходимые для формирования исследовательских умений Задания Экскурсия в 1 классе «Разведка осенних примет» Мысле - деятельностные 1.Осуществление целеполагания Цель должна быть актуальна для учеников: личностно и социально значима (неожиданно присланное письмо, в котором Зайцы просят о помощи у первоклассников) Найти приметы, по которым можно определить наступление осени

Слайд 6

Здравствуйте, уважаемые первоклассники! На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава ещё зелёная, а другие – что небо уже серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнётся зима, а другие думают, что осень ещё только собирается в наши края. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста, наступила ли осень. Представьте убедительные доказательства, ведь менять шубки - дело для зайцев непростое! Надеемся на вашу помощь! Заячье собрание. Пригородный лес. Письмо от зайцев

Слайд 7

Исследовательские умения и навыки Этапы экскурсии Условия, необходимые для формирования исследовательских умений Задания Коммуникационные и социального взаимодействия Поисковые и информационные 2 .Готовность №1 Распределяются социальные роли: капитан, помощники капитана(штаб разведки) и обязанности между всеми участниками разведотряда (кто, где и каким образом будет находить необходимую информацию) Проводится разведка осенних примет *Копилка народной мудрости(народные приметы) *Советы взрослых *Школьный учебник *По страницам книг и журналов

Слайд 8

Исследовательские умения и навыки Этапы экскурсии Условия, необходимые для формирования исследовательских умений Задания Коммуникационные и социального взаимодействия 3 .Старт Ученики должны продемонстрировать свою готовность к разведке знаний осенних примет. * Конкурс стихов, в которых звучат приметы осени. *Конкурс художников(раскрасить чёрно –белую осеннюю иллюстрацию, рисование портрета Осени) *Конкурс «Одень прохожих»(подобрать одежду для осеннего времени года). *Конкурс «Осенняя мелодия»(исполнение песен об осени). *Конкурс «Копилка народной мудрости»(обсуждение народных примет)

Слайд 9

Исследовательские умения и навыки Этапы экскурсии Условия, необходимые для формирования исследовательских умений Задания Мыслительные умения Метод наблюдения на данном этапе играет ведущую роль в формировании правильных представлений и понятий 4. Разведка на местности Следуя по объектам для наблюдения (маршруту), дети оформляют всё, что увидели в виде рисунков, рассказов. 1остановка « Облака»: наблюдаем небо; форму, с корость движения облаков; измеряем температуру воздуха. 2 остановка «Вода»: определяем температуру, цвет воды в водоёме. 3 остановка «Школьный сад»: находим вещественные доказательства наступления осени- ранетки(небольшой созревший плод). 4 остановка « Городские цветы»: собираем семена цветов. 5 остановка «В гостях у пернатых»: отмечаем отсутствие перелётных птиц 6 остановка «Прохожие»: наблюдаем одежду, соответствие её времени года 7 остановка «Листопад»: наблюдаем окраску осенних листьев, собираем листья для гербария

Слайд 10

Исследовательские умения и навыки Этапы экскурсии Условия, необходимые для формирования исследовательских умений Задания Презентационные умения 5 .Подведение итогов Обсуждаются не только основные вопросы , но и кто был самым дружным в поиске осенних примет; что нужно ещё учесть, чтобы опять не отправляться в разведку(все ли осенние приметы «рассекречены»). Представление детьми своих наблюдений, открытий и выводов должно быть разнообразным. Самовыражение приветствуется . Дать ответ зайцам. (мини-сочинение, письмо, рисунки)

Слайд 11

Помещение заметки в школьной газете, на сайте-один из видов детской презентации старшими учениками начальной школы

Слайд 12

*Повышают эффективность урока(для исследования доступны все необходимые объекты). *Через текстовую и графическую информацию активизируют познавательную деятельность учащихся. *Позволяют создать набор цифровых образовательных ресурсов для дальнейшей работы. * Д ают возможность рассмотреть любой объект детально. *Позволяют работать в приемлемом темпе с подробной фиксацией промежуточных результатов. *Не зависят от погоды. Минусы виртуальной экскурсии: нет живого общения с природой Виртуальные экскурсии

Слайд 13

Изучаем растительный мир *Рассмотрите внешний вид берёзы. Какова окраска ствола, форма кроны, листьев, строение соцветия? Как называется соцветие ? *Опишите приспособление к совместному образу жизни у деревьев леса. Перечислите и зарисуйте знакомые вам травянистые растения этого сообщества. *Чем кустарник отличается от дерева? Сравните надземные части шиповника и берёзы. Варианты примерных исследовательских заданий к экскурсиям в природу

Слайд 14

Изучаем животный мир Наблюдаем за муравьями *Отыщите муравейник с крупными рыжими муравьями. Определите, какой вид имеет муравейник, из какого материала он сделан. Посмотрите, что тащат муравьи в муравейник. *Положите на пути движения муравьёв гусеницу. Обратят ли внимание на неё муравьи? *Поместите несколько муравьёв на синюю лакмусовую бумажку, посмотрите, что с ней произойдёт. Как можно объяснить изменение цвета? *Посадите на муравейник несколько муравьёв, взятых из другой семьи, понаблюдайте, как будут относится к ним коренные жители? Варианты примерных исследовательских заданий к экскурсиям в природу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Как сформировать интерес у учащихся к изучению истории своего края?  Выбор темы неслучаен, ведь каждый учитель пытается на уроках Кубановедения заинтересовать ребенка и вызвать интерес к из...

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...

Предметно-практическая творческая деятельность учащихся на уроках технологии в начальной школе.

Предметно-практическая деятельность  даёт  ребёнку чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.  ...

публичное представление опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе".

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе.

Данный материал можно использовать для обсуждения на  МО учителей начальных класов. . Проводя работу по обучению детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль использования...

Статья "АНИМАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "

Статья "АНИМАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "...