Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»
методическая разработка (2 класс)
Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать и корректировать свою деятельность, сверять с поставленными целями. Не это ли требуют ФГОС НОО нового поколения? В современной школе проект рассматривается как средство достижения метапредметных результатов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 46 ГОРОДА КИРОВА»
Методическая разработка
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»
Автор: Репина Елена Юрьевна,
Учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 46
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….....3
I. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКЕ……………………………………………………………………………………...…4
1.1. Проведение уроков-исследований……………………………………………………………4
1.2. Использование на уроках методов познавательной деятельности, развивающих творческие способности учащихся…………………………………………………………….......4
1.3. Применение на уроках технологии смыслового чтения как средства обучения поиску информации………………………………………………………………………………………...5
1.4. Пример применения технологии смыслового чтения в проектно-исследовательской работе……………………………………………………………………………………………….6
II. СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАЛЕЙДОСКОП МОИХ ПРОЕКТОВ»………………………………………………………………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………12
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………………………13
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Урок окружающего мира в 1 классе «Жизнь земноводных весной»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп моих проектов»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать и корректировать свою деятельность, сверять с поставленными целями. Не это ли требуют ФГОС НОО нового поколения? В современной школе проект рассматривается как средство достижения метапредметных результатов.
Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Проектная деятельность создаёт необходимые условия для реализации исследовательских потребностей учащихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Цель организации проектно-исследовательской деятельности: раскрытие личностного потенциала ученика и вооружение его инструментами познания. Проектно-исследовательская деятельность предполагает творческое развитие личности ученика делает его способным и компетентным, повышает его собственную значимость. Например, ученик плохо учится, но прекрасно владеет знаниями о том, что его интересует. Проект помогает ему проявить себя, заинтересовать одноклассников своими знаниями и исследованиями, как результат – ему и дальше хочется быть успешным.
Формы организации проектно-исследовательской деятельности: урок и внеурочная деятельность.
I. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
1.1. Проведение уроков-исследований
Проведение уроков-исследований предполагает практическую или экспериментальную работу на уроке.
Предполагаемые результаты: формирование умения собирать и анализировать информацию, выдвигать гипотезы на основе анализа, доказывать или опровергать их; производить пробы; интерпритировать полученную экспериментальным путём информацию в виде таблиц, кластеров, составлять таблицы; диаграммы. Например, проведение практической работы на уроках окружающего мира «Свойства воды», «Исследование свойств песка и глины».
1.2. Использование на уроках методов познавательной деятельности, развивающих творческие способности учащихся
1) Метод проблемного изложение учебного материала.
Учитель на уроке ставит проблему и сам ее решает, через раскрытия систему доказательств, сравнивая точки зрения, различных подходов, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.
2)Частично поисковый (эвристический) метод
Учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Учитель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.
Таким образом, сущность метода обучения сводится к тому, что: не все знания учащимся предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно; деятельность учителя заключается в управлении процессом решения проблемных задач.
Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.
2)Исследовательский метод обучения
Этот метод предусматривает творческое усвоение учащимися знаний, умений. Сущность его состоит в следующем:
-преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;
-учащиеся самостоятельно ее разрешают, самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера;
-преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
Сущность метода сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
1.3. Применение на уроках технологии смыслового чтения как средства обучения поиску информации
Одним из важнейших предметных умений на уроках является работа с текстом, которая ставит перед учителем задачу научить учеников анализировать тексты, сравнивать извлеченную из них информацию, делать необходимые выводы.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Поэтапное обучение стратегиям чтения формирует умения взаимодействовать с текстом.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО основными стратегиями смыслового чтения являются:
1 этап - поиск информации и понимание прочитанного:
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на структуру;
- использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- использовать формальные элементы текста для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
2 этап - преобразование и интерпретация информации:
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели дальнейшего использования;
- составлять карты и таблицы к прочитанным текстам,
- делать отзывы о прочитанном.
3 этап - оценка информации:
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- сопоставлять различные точки зрения.
На сегодняшний день существует множество приёмов, которые способствуют развитию навыка смыслового чтения и особый интерес вызывает необходимость поиска наиболее эффективных.
Приёмы работы с материалами учебника (текстом)
В работе с текстом использую структуру технологии продуктивного (смыслового) чтения, которая представляет собой трёхступенчатый процесс:
I этап ― подготовительный (до начала чтения).
Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.
Приёмы работы:
- приём антиципации - определение темы текста по названию произведения, иллюстрации с опорой на детский опыт;
- приём «Ключевые слова»;
- прием «Верные и неверные утверждения»
Таким образом, ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определённую познавательную (учебную) цель.
II этап – основной (в процессе чтения).
Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми.
Приёмы работы:
- чтение текста по частям с комментированием;
- диалог с автором (поиск в тексте прямых и скрытых авторских вопросов, постановка своих вопросов);
- словарно – лексическая работа;
- сравнение содержания текста со своим предположением;
- приём «Пометки на полях».
Маркировочные пометки:
«V»- информация, которая известна ученику;
«+» - новая информация, новые знания;
«?» - непонятно, требуются дополнительные сведения, разъяснения.
Таким образом, ученик овладевает инструментарием поиска информации в рамках текста.
III этап ― заключительный (после чтения).
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
Приёмы работы:
- постановка проблемного вопроса к тексту;
- повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям с целью проверки предположений о теме и содержании урока;
- составление плана; вопросов к тексту:
- восстановление или заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущены или закрыты слова;
- приём «Синквейн»;
- прием «Кластер»;
- прием «Составь задание»;
- моделирование – построение схем, таблиц;
- инсценированные;
- исправление смысловых ошибок в тексте
Таким образом, ученик осмысливает текст, проводит рефлексию и предполагает дальнейшее использование полученной через чтение информации.
Урок может стать подготовительным этапом организации работы над проектом или исследованием.
1.4. Пример применения технологии смыслового чтения в проектно-исследовательской работе
Урок может стать подготовительным этапом организации работы над проектом или исследованием. Данный пример описывает применение учителем приёмов работы по формированию навыков смыслового чтения, которые помогают реализовать поставленные задачи исследовательской работы учащихся на примере проектно-исследовательской работы «Исследование вятских пословиц и поговорок XIX и XXI веков как носителей информации об общечеловеческих ценностях». Исследование заключается в сравнении пословиц и поговорок, используемых современными жителями Вятского края с пословицами и поговорками из сборника Иоанна Трапицына «Народный нравоучитель», изданного в XIX веке.
На уроке литературного чтения «Устное народное творчество» учителем вместе с учащимися формулируются проблемные вопросы, ответы на которые не смогли найти в учебнике: «Как отличить пословицу от поговорки? Как с течением времени изменяются пословицы и поговорки?»
Для решения познавательной задачи ознакомления с понятиями «пословицы» и «поговорки» и системами их классификации используются следующие приёмы поиска и осмысления информации:
- поиск информации по ключевым словам: пословица, поговорка, классификация;
- выделение главного, опускание второстепенного;
- сопоставление информации, полученной из разных источников;
- формулирование простых выводов после прочтения текста;
- представление полученной информации в виде схем, таблиц.
Учащиеся сделали выводы, что поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающего поучительного смысла и не является законченным предложением. Из статьи Г.Л. Пермякова «О смысловой структуре и соответствующей классификации пословичных изречений» стало известно, что в настоящее время существует несколько типов классификации пословиц и поговорок. Для классификации собранных пословиц и поговорок использовалась система классификации В.И. Даля по тематическому признаку.
Следующая задача, поставленная перед юными исследователями - изучить пословицы и поговорки из сборника Иоанна Трапицына «Народный нравоучитель», провести их классификацию.
Стратегия предтекстовой подготовки заключается в посещении Областной научной библиотеки имени А.И. Герцена, в фондах которой хранится сборник «Народный нравоучитель», составленный вятским священнослужителем Иоанном Трапицыным, жившим в XIX веке.
Следующий этап работы с текстом в исследовательской работе – преобразование и интерпретация информации. Для того чтобы выяснить, как пословицы и поговорки изменяются на протяжении времени мы используется приём сопоставления, обобщения и группировки информации.
Пословицы из сборника Иоанна Трапицына распределяются на три группы с точки зрения их современного употребления.
1 группа. Пословицы и поговорки, мало употребляемые в современном обществе по причине наличия в них устаревших слов, как в лексическом значении, так и в формообразовании.
2 группа. Пословицы и поговорки, которые близки нынешнему звучанию.
3 группа. Пословицы и поговорки, употребляемые в современной речи в неизменном виде.
В доказательство того, что пословицы и поговорки во все времена являются носителями информации об одних и тех же общечеловеческих ценностях, выдвигаются два аргумента, что тоже является приёмом смыслового чтения.
Аргумент 1. Наличие общих тем пословиц и поговорок XIX и XXI века по Приведённый аргумент иллюстрирует следующая схема.
Общие темы вятских пословиц и поговорок XIX и XXI века
Аргумент 2. Существование современных пословиц аналогичных старинным по трактованию нравоучительного смысла. Некоторые примеры приведены в следующей таблице.
Пословицы и поговорки аналогичные по трактованию нравоучительного смысла
Одна из познавательных задач данной исследовательской работы – научиться объяснять нравоучительный смысл пословиц. Решая поставленную задачу, учитель подводит учащихся к следующему этапу работы с текстом – оценке информации, используя следующие приёмы смыслового чтения:
выделение невыраженной (подтекстовой) информации текста;
формулирование оценочного суждения и своей точки зрения о прочитанном тексте;
сопоставление иллюстративного материала с информацией текста.
В ходе исследовательской работы учащиеся пишут сочинения-рассуждения, в которых объясняют нравоучительный смысл собранных пословицы, рисуют иллюстрации к выбранным пословицам. На основе творческих работ создаётся сборник «Пословица - душа народа».
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать обучающимся из большого объёма информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт, заставляет думать, познавая окружающий мир. Применение технологии смыслового чтения позволяет приобщить большее количество детей к исследовательской работе, к поиску дополнительной информации на интересующие темы, посещению библиотек, выполнению творческих заданий, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности учащихся.
II. СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАЛЕЙДОСКОП МОИХ ПРОЕКТОВ»
Проекты, которые реализуются на уроках, имеют ограничение во времени и направлены в основном на достижение предметных результатов.
Проекты, во внеурочной деятельности не ограничены урочным временем, их темы и цели могут определяться
- по инициативе детей, учителя;
- традициями класса;
- увлечениями детей, их семей, учителя;
- противоречиями, возникшими во время споров, дискуссий учащихся;
- изучением, наблюдением за объектами окружающей среды.
Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп моих проектов» создана для реализации потребностей учащихся через участие в разнообразных проектах: исследовательских, информационных, коммуникативных, социальных, творческих.
Цель программы «Калейдоскоп моих проектов»: формирование знаний и представлений об окружающем мире на основе овладения навыками проектно-исследовательской деятельности и приобретение позитивного социального опыта.
Задачи 1 уровня (приобретение элементарных навыков во взаимодействии с учителем):
- формировать исследовательскую компетентность учащихся посредством освоения ими методов научного познания;
- формировать умения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи 2 уровня (формирование навыков совместного проектирования деятельности в группе сверстников):
- научить использовать приобретённые знания для решения познавательных и практических задач в ходе коллективной проектно-исследовательской деятельности;
- формировать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
Задачи 3 уровня (самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия):
- организовать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую и проектную деятельность учащихся;
- приобретать опыт сотрудничества с различными организациями в ходе проведения исследований и создания проектов.
На занятиях учащиеся научатся:
- ставить цель;
- планировать свою работу;
- использовать необходимые ресурсы – методы исследования и сбора информации;
- сравнивать полученные результаты с поставленной целью;
- оценивать и корректировать свою работу;
- проводить рефлексию.
Исходя из этого, строится содержание курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп моих проектов».
1 класс. Модуль «Знакомимся с основами проектной и исследовательской деятельности».
2 класс. Модуль «Учимся проектировать и исследовать вместе».
3 класс. Модуль «Как увидеть то, что интересно».
4 класс. Модуль. «Мы приносим пользу людям».
Планирование содержания программы в первую очередь ориентировано на планируемые результаты, которые должны быть сформированы у учащихся на данном этапе обучения. Планируемые результаты имеют развитие по годам обучения. В следующих таблицах приведены примеры планируемых результатов курса.
Содержание программы состоит из двух разделов:
- Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности
- Практика проектной и исследовательской деятельности
Формы организации занятий разнообразны: устный журнал, тренинг, семейная мастерская, конференция, игра, сетевой проект, оформление стенда, составление памятки, мастерская агитации, мастер-классы, круглый стол, поисково-краеведческие экспедиции, создание рекламного видеоролика, социальные акции.
На начальном этапе развития исследовательских умений в рамках внеурочного курса «Калейдоскоп моих проектов» учащиеся познают методику наблюдений, проведения экспериментальной работы и социологических исследований. Происходит ознакомление с основными требованиями описания проектов и исследований. Учатся собирать теоретический материал по темам и работать с литературой и ресурсами сети Internet.
Программа внеурочного курса «Калейдоскоп моих проектов» содержит как участие в коллективных исследовательских и социальных проектах, так и предполагает выбор темы для индивидуальной исследовательской работы.
Руководителю проектно-исследовательской деятельности учащихся необходимо стараться каждому проекту и исследованию придать социальную значимость и поставить перед юными исследователями задачу – обосновать актуальность темы, то есть подумать о том, какую пользу может принести результат работы для людей и окружающей среды.
Апробация программы «Калейдоскоп моих проектов» показала, что ребятам больше всего нравятся коллективные проекты, они позволяют увлечь многих учащихся единой целью и получить более значительный результат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение я хотела бы сказать, что успех в работе любого учителя зависит от того, сумеет ли он «зажечь» учеников и повести за собой. В наших руках есть очень эффективный инструмент – организация проектной и исследовательской деятельности учащихся. Навык этой деятельности не возникает спонтанно, не приходит сам собою с возрастом учащихся. Формирование проектных и исследовательских навыков требует систематической и целенаправленной работы. При этом очень важно, чтобы участие в проектах и исследованиях с самого начала приносила учащимся эмоциональное удовлетворение.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.
- Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
- Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010.
- Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
- Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и практика: учеб. пособие / А.К. Григорьева, И.И. Московкина. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.
- Демидко, Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2013. - № 1. – С. 70-71
- Димова, О. А. Развитие проектной деятельности в начальной школе // Мастер-класс. – 2013. - № 8. – С. 2-4
- Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Колмычек, Т. Н. Использование проектных задач при отработке учениками универсальных учебных действий // Управление начальной школой. – 2014. - № 2. – С. 35-43
- Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 112 с.: ил. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-9252-0214-7.
- Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
- Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС ООО // Эксперимент и инновации. – 2014. - №5.
- Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 - 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н.Н. Сметанникова. - М.: Баласс, 2011.
- Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника / В. Г. Степанов. - Псков : ПОИПКРО, 2004. - 96 с. - ПОИПКРО. - ISBN 5-75-22-0221-3.
- Суматохин, С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. – 2013. - № 5. – С. 60 – 67
- Трофимова, Л. П. Социальный проект во внеклассной воспитательной работе как основа формирования социальной компетентности школьников // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2013. - № 1. – С. 83-92
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, - М, 2014.
Репина Елена Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы
В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....
Презентация "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"
В этой презентации я отразила все главные аспекты ,применяемые в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.Применяю их на уроках и во внеурочное время....
Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"
В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, ст...
Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"
Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"...
Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»
Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»...
Использование проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности
Использование проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности, презентация...