ПРОГРАММА КУРСА «Оживим истории страницы»
методическая разработка (3 класс) на тему
Основной задачей для каждой школы и родителей остаётся – вырастить здоровых и нравственных детей. В программе «Оживим истории страницы» отражены все эти направления развития личности ребёнка.
В содержании программы использованы события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли.
Содержание программы рассчитано на учащихся 3-4 классов. Программа реализуется на основе использования местных ресурсов (краеведческий музей, культурные учреждения города, памятные места), характеризуется практической направленностью, что обеспечивает учащимся возможность усваивать материал в деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozhivim_istorii_stranitsy.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
«Оживим истории страницы»
Авторы – составители:
Калмыкова Н. В., учитель начальных классов МОУ «Ялгинская СОШ» г.о. Саранск,
Овчинникова Л.В., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск
Саранск 2011 год
Пояснительная записка
В рамках стратегии, указанной в президентской программе «Наша новая школа» определены личностные характеристики выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Основной задачей для каждой школы и родителей остаётся – вырастить здоровых и нравственных детей. В программе «Оживим истории страницы» отражены все эти направления развития личности ребёнка.
В содержании программы использованы события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли.
Содержание программы рассчитано на учащихся 3-4 классов. Программа реализуется на основе использования местных ресурсов (краеведческий музей, культурные учреждения города, памятные места), характеризуется практической направленностью, что обеспечивает учащимся возможность усваивать материал в деятельности.
Программа включает:
- содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
- эмоционально-побудительный компонент – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, гордости за трудовые и боевые успехи народа; уважение к историческому прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно - полезном труде;
- деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о старшем поколении, желание отразить полученные знания в творческой, поисковой деятельности).
В процессе реализации программы курса формируются компетенции:
- Ценностно-смысловая (формирование мировоззрения, определение смысла жизни, ценностей, осознание своей миссии).
- Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, воспитание толерантности).
- Учебно-познавательная (способность получать знания, готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).
- Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить).
- Социально-трудовая (знание роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя)
Актуальность программы заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях, создания предпосылок исследовательской деятельности младших школьников. Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся начальных классов.
Цель курса: воспитание патриотизма, качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории Родины.
Реализация данной программы предполагает решение следующих задач:
- Расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине.
- Воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру.
- Укрепление и развитие общечеловеческих ценностей в сознании учащихся.
- Формирование у подрастающего поколения гражданско-патриотического сознания, чувства сопричастности к судьбе Отечества и ответственности за будущее России.
- Развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях.
- Подготовка учащихся к достойному служению обществу и государству.
Основные принципы построения программы:
Принцип вариативности.
Принцип сотворчества.
Принцип динамики.
Принцип самоопределения.
Принцип созидательной творческой деятельности.
Принцип гуманизма.
Реализация программы возможна в рамках факультативного курса, кружка, внеклассной работы, внеурочной деятельности.
Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:
- Классные часы, беседы, деловые и ролевые игры патриотического направления (с привлечением родителей, бабушек, дедушек, библиотекарей, работников музеев).
- Разнообразные виды творческой деятельности детей, беседы, диспуты, викторины. Исследовательская и проектная деятельность.
- Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.
- Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедиа.
- Экскурсии по местам боевой славы, поездки, походы.
- Детская благотворительность.
- Тематические и творческие вечера, концертные программы гражданско-патриотического направления. Организация выставок, ярмарок, распродаж творческих работ, художественных изделий, произведённых учащимися.
Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:
Родительские собрания.
Семейный клуб.
Лектории.
Тематические вечера.
Дни открытых дверей.
Часы общения.
Анкетирование и тестирование.
Устные журналы.
«Круглые» столы.
Диспуты.
Планируемые результаты программы
Учащиеся должны знать:
Историко - культурное, духовное наследие своей семьи, своего посёлка, города, страны, имена героев - земляков, символику РФ, Мордовии; памятные места своего посёлка (деревни).
Учащиеся должны иметь представление о военных памятниках г. Саранска и других городов РФ.
Учащиеся должны уметь:
Находить исторические материалы и умело применять их на практике, работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями; проявлять инициативу и коммуникабельность, организовать небольшое поисковое дело, отстаивать собственную позицию.
Реализация данной программы предполагает:
- сформированность у учащихся устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой Родины и России; уважительного и бережного отношения к героям - землякам, к памятникам архитектуры и культуры;
- проявление стремления к служению Отечеству, активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;
- соблюдение норм культуры поведения, общения.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | ||
Всего | Теоритические | Практи ческие | ||
1. | С чего начинается Родина? | 1 | 1 | |
2. | Большая и малая Родина | 1 | 1 | |
3. | Государственная символика Российской Федерации | 1 | 1 | |
4. | Государственная символика Мордовии | 1 | 1 | |
5. | О самых близких и родных с любовью | 1 | 1 | |
6. | Их моя семья проводила на фронт | 1 | 1 | |
7. | История одной фотографии | 1 | 1 | |
8. | Улицы героев | 1 | 1 | |
9. | По дорогам военных лет | 3 | 3 | |
10. | Мы помним ваши имена | 20 | 20 | |
11. | Школа - дом, в котором я живу | 3 | 3 | |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
Содержание программы
1 раздел. (1час)
Вводное занятие. С чего начинается Родина?
Беседа о малой родине. Значение её в жизни человека (показ презентации, видеофильма о посёлке, городе Саранске).Обсуждение тематики и выбор проекта для индивидуального или группового исполнения.
2 раздел (1час)
Большая и малая Родина
(Заочное путешествие по Москве, по городам Мордовии, просмотр фильма о городах - героях, беседа о достопримечательностях г. Саранска)
3 раздел (1час)
Государственная символика Российской Федерации (прослушивание, исполнение гимна РФ, беседа о гербе, о значении, расположении «триколора» на флаге, просмотр презентации о символике РФ)
4 раздел (1час)
Государственная символика Мордовии (прослушивание гимна Мордовии, беседа, викторина, конкурс знатоков по теме « Что я знаю о флаге, гербе Мордовии»)
5 раздел (1час)
О самых близких и родных с любовью (конкурс проектов о семье по темам: «Наша дружная семья», «Семья – это 7-я!», «Мама, папа, я – спортивная семья), «Мы любим читать в кругу семьи», «Кто в семье главный?»)
6 раздел (1час) Их моя семья проводила на фронт. Час общения («Из семейных архивов. Дорогие нашему сердцу реликвии» (организация в классе выставки военной одежды, орденов и медалей, биографических сведений, воспоминаний, фотографий с мест боевых действий.
7 раздел (1час) История одной фотографии. Презентация проектов «Запомните эти лица ». Оформление стенда по теме.
8 раздел (1час) Улицы героев (конкурс сочинений, рисунков, проектов по материалам экскурсий по городу, посещения библиотек)
9 раздел (3часа) По дорогам военных лет (проведение акции «По местам боевой славы». Знакомство литературой о войне на материалах школьной библиотеки, библиотеки им. А.С.Пушкина )
10 раздел ( 20 часов) Мы помним Ваши имена. Подготовка и проведение проектов встреч, акций с героями Великой Отечественной войны, с участниками Афганской, Чеченской войн, с членами их семей, создание фильма, оформление альбомов по теме.
11 раздел (3 часа) Школа - дом, в котором я живу. Знакомство с историей создания школы, с её традициями, просмотр видеофильма, размещение на школьном сайте результата своей работы: альбомы, презентации.
Заключение
При условии целевого и эффективного использования материально- технических ресурсов будут достигнуты запланированные цели и задачи, сформированы компетентности. Это будет способствовать общему всестороннему развитию личности.
Литература
- Амонашвили, Ш.А. Школа жизни./ Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. Дом, 1998.
- Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе. /Н.И. Болдырев. - 2-е изд.- М.,- 2003.
- Виноградова, Н.Д. Привычка - основа нравственного воспитания /Н.Д. Виноградова.// Педагогика. – 2002. – N 5.
- Гафаров, И. Наследие – это общее богатство. / И. Гафаров. – Казань: Издательство Магариф, 2002.
- Каирова, И. А. Азбука нравственного воспитания / И. А. Каирова. – М.: Просвещение, 2000.
- Парамонова, Л.Е. Материалы о героях – земляках. / Л.Е. Парамонова. – Авторский материал.
- Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви. / В.А.Сухомлинский. – М.: 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Первые страницы Азбуки жизни"
Все чаще и чаще можно услышать мнение педагогов о дефиците доброты у школьников. К сожалению, забывается и главная миссия человека на земле – быть человеком. Неслучайно все отчетливее проявляет себя т...
Общеразвивающая программа по внеурочной деятельности "Страницы история Санкт-Петербурга" в соответствии с ФГОС.
Общеразвивающая программа со сроком реализации 4 года(с 1-го по 4-ый классы) начальной школы.Содержит требования ФГОС ....
Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. "Страницы Великой Отечественной войны"
Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. Страницы Великой Отечественной войны". Пояснительная записка,учебно-тематическое планирование,КТП....
Программа внеурочной деятельности "История семьи - история страны" для 3 класса
Перед школой и педагогами в соответствии с новым государственным образовательным стандартом стоит задача — актуализировать процесс воспитания гражданственности на уроках и во внеурочное время. Такие...
История. Страницы истории конспект урока 4 класс
Конспект урока для истории 4 класс...
Рабочая программа по курсу «За страницами школьных учебников». 4 класс.
Рабочая программа по курсу «За страницами школьных учебников». 4 класс....