История. Страницы истории конспект урока 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Конспект урока для истории 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya._osnovnoy_zakon_.docx24.56 КБ
Файл istoriya._stranitsy_istorii.docx65.8 КБ
Файл istoriya._trudnye_vremena.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с основными документами, защищающими права человека;

- определения границ знания и «незнания»;

 -способствование  формированию представлений о государственном устройстве нашей страны; положительного отношения к законам и их выполнению.

Тип урока: Открытие нового

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с документом (конституцией), организовывать рабочее место.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Открытие нового

(На экране)
Статья 20. «Каждый имеет право на жизнь»
Статья 43 «Каждый имеет право на образование»
Статья 37 «Каждый имеет право на пользование родным языком…»

- Ребята, кто знает, где можно встретить данные статьи?

– Как называется страна, в которой мы живем? Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области.

– Рассмотрите административную карту России (на экране)  в учебнике (с. 154–155). Покажите границы нашего государства.

-Ребята как вы думаете, какова главная мысль Конституции России?
Чтобы лучше  узнать конституцию нашей страны мы поработаем в некоторыми статьями, которые необходимо знать.
-Откройте стр. 3 конституции.
Давайте с вами прочитаем  отрывок и разберём, как вы понимаете его.
Статья 1.
Как по другому называют наше государство?

Статья 2
-Что является ценностью для человека?
-Как вы понимаете эту статью?

Статья 3.
Кто является носителем власти?  

- Откройте статью 17 , пункт 1на стр. 8
Прочитаем статью.

Как вы её понимаете?

Статья 20. Прочитаем её


Согласны ли вы с тем, что каждый имеет право на жизнь?

Статья 26 стр 10 пункт 1
Статья 43 стр. 14 пункт 1

Как вы понимаете данные статьи? Объясните.

– Как вы видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что, кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности.

 

Сейчас мы рассмотрим с вами несколько обязанностей, которые прописаны в конституции.
Статья 58.
-Прочитайте  данную статью.

-Как вы думаете, что нужно делать людям, чтобы сохранять нашу природу в чистоте? Дополните

Сегодня мы в вами узнали несколько статьей, которые необходимо знать учащимся начальной школы. С остальными статьями вы будете работать в старших классах.

Ответы детей

Россия

Один ученик выходит к доске, (показывает границы с помощью учителя)

Российская Федерация- Россия

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Ответы детей


Дети зачитывают статью 3, пункт 1.
(многонациональный народ)  

Ответы детей

Ответы детей

Мнения детей

Ответы детей

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения не обходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Доп. Материал

Рассказ учителя о России как демократической республике

Россия – демократическая республика. Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента, в ходе выборов формируются другие органы власти и  управления:  Федеральное  Собрание  (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации.

12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция России – главный закон, по которому управляют государством.

Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление». Конституция определяет принципы устройства государства, органы его управления, кто и как их может выбирать, какие обязанности несут рядовые граждане и какие права должно им обеспечить государство. Первой демократической конституцией стала Конституция Соединенных Штатов Америки. Так, стали законом свобода слова, печати, собраний, свобода верить в того бога, какого себе избрал. Законом охранялась и неприкосновенность личности. Церковь была отделена от государства, то есть уже не могла вмешиваться в управление страной.

Конечно, записать такие слова в конституции и реально добиться того, чтобы все были свободны, равны и счастливы, не одно и то же. В истории тех же Соединенных Штатов Америки и других государств с самыми демократическими конституциями немало было и есть несправедливости, жестокости по отношению к людям, особенно к бедным и незнатным. Демократическая конституция – лишь первый шаг к правовому государству, то есть к государству, где все подчиняются закону и ни для кого не делается исключений.

Сама конституция – это главный закон государства. Какой бы закон ни принимали, он не может противоречить Конституции. За этим следит конституционный суд. Он отменяет нарушающие конституцию решения законодателей.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране в 1918 году была принята Конституция РСФСР. В ней было записано, что вся земля, ее недра, фабрики, заводы передаются в руки народа, а власть переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утверждалось равноправие граждан независимо от их национальности и пола.

До конца 1991 года в Советском Союзе жили по конституции, которая была принята в 1977 году. Она была шагом вперед по сравнению с предыдущей конституцией, однако основная роль в управлении государством отводилась не народным Советам, а Коммунистической партии. Это сдерживало развитие демократии в стране, ограничивало возможности людей отстаивать свои права.

За время, прошедшее после объявления Россией своей независимости, ее конституция не раз изменялась и дополнялась. В ней все больше внимания стало уделяться правам человека. Многие вопросы теперь решаются не в «центре», не в Москве, а в республиках, входящих в состав Российской Федерации, ее краях и областях. Многими правами наделены городские, поселковые, сельские органы власти.



Предварительный просмотр:

Тема:  «Страницы истории 20-30- х годов»

Цель:

  • Создать условия для ознакомления с историей образования новой страны – СССР; определения границ знания и «незнания»;
  • способствовать формированию представлений учащихся о жизни страны в 20–30-е годы;

Тип урока: Открытие нового

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, документами, организовывать рабочее место.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

I

Постановка проблемы

Ребята, послушайте стихотворение, которое я приготовила, внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока.

Красивы в убранстве лесов и озер

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Эстонка и русский, грузин и узбек

С открытой душой породнились навек.

Скрепили пожатья над кручами гор

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Казах и армянка, киргиз и таджик

Для дружбы нашли самый верный язык.

Единой семьею живут с давних пор

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Туркмен, украинка, латыш, белорус –

Зовут отчим домом...

-Давайте посмотрим карту, и скажем как

стало называться наше государство в 20-е годы?

Показать границы, и республики.

-Почему назвали Союз?

Советский Союз.

Советский Союз.

- «все вместе» республики  

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

II

Открытие нового

-Сегодня мы познакомимся с государством – Советским Союзом.

Мы вспомнили события, произошедшие в нашей стране до и после революции. Закончилась война, к власти пришли большевики. В стране была разруха, голод.

-Какие действия, в этих условиях, вы бы предприняли на их месте?

И действительно, в жизни страны в те годы произошли большие изменения. В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. (демонстрирует карту СССР.) Государство существовало в 1922–1991 годах на большей части территории Российской империи. С начала 20-х годов и особенно после смерти В. И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть.

К власти после смерти В. И. Ленина пришел И. В. Сталин. И с середины 20-х годов началось сворачивание новой экономической политики (нэп), а затем – проведение форсированной индустриализации и насильственной коллективизации.

-Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Вам предлагаю тексты, вы должны прочитать и ответить на свой вопрос.

1 группа. Задание:

  1. Сколько республик вошло в СССР?
  2. Перечислите республик, которые вошли в состав СССР.
  3. С чем началась решительная борьба?
  4. Нарисовать Государственный герб

СССР.

  1. Рассказать, обозначение каждой детали  государственного герба.

Стране нужны были и грамотные инженеры, учителя, агрономы, ученые. Советское правительство решило ликвидировать безграмотность.

  1. группа. Задание:
  1. Прочитайте текст и скажите, почему страна напоминала гигантскую стройку?
  2. Ответьте, как изменилась жизнь в деревне.
  3. . Расскажите о радостной жизни людей. Из каких фильмов тех лет это можно узнать?
  4. Нарисовать Государственный герб

СССР.

  1. Рассказать, обозначение каждой деталь  государственного герба.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=421f31522ac233c51e48e62ff68a80dd&n=13

Какой можем сделать вывод?

Построили бы новые дома, фабрики и заводы. Открыли бы новые школы для детей рабочих.

Со временем в состав СССР вышло 15 союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Латвия, Литва и Эстония.

В Советской стране началась решительная борьба с неграмотностью. Над школьными тетрадками склонились взрослые. Отныне образование стало доступным всем.

-В 1930-е годы СССР напоминал гигантскую стройку. Работали, не считаясь со временем, искренне веря, что строят новую прекрасную, справедливую жизнь. В это время были построены новые города, тысячи заводов, электростанции. В Москве появилось метро, красотой которого мы восхищаемся и сегодня.

-Изменилась и жизнь деревни. Крестьян стали приучать хозяйствовать по-новому, коллективно. Они должны были объединиться в колхозы – коллективные хозяйства – и сообща трудиться на земле.

-Радостные песни звучали по радио, на улицах во время демонстраций праздничных шествий. Фильмы тех лет рассказывают о счастливой жизни народа: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь»

В 1922 году образовался Союз Советских Социалистических Республик. К концу 1930-х годов СССР добился больших успехов в развитии промышленности. Но это произошло за счёт трудового порыва народа, лишений большинства населения страны.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

1 группа. ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

С 1918 году столицей страны стала Москва .В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик ( СССР). Со временем в состав СССР вышло 15 союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Латвия, Литва и Эстония. За годы революция и Гражданской войны был разрушен тот уклад жизни, который складывался веками. Заводы, фабрики, другие предприятия стали собственностью государства. В Советской стране началась решительная борьба с неграмотностью. Над школьными тетрадками склонились взрослые. Отныне образование стало доступно всем. Но в то же время были варварски уничтожены тысячи исторических памятников. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя. Он был восстановлен в 1990-х годы.

2 группа. СТРАНА-ТРУЖЕНИЦА

В 1930- е годы СССР напоминал гигантскую стройку. Работали не считаясь со временем, искренне веря, что строят новую, прекрасную, справедливую жизнь. В это время были построены новые города, возникли тысячи заводов, электростанции. В Москве появилось метро, красотой которого мы восхищаемся и сегодня. Изменилась и жизнь деревни. Крестьян стали приручать хозяйствовать по – новому, коллективно. Они должны были объединяться в колхозы — коллективные хозяйства — и сообща трудиться на земле. Не все сельские труженики хотели этого. Радостные песни звучали по радио, на улицах во время демонстраций. Фильмы тех лет рас­сказывают о счастливой жизни народа: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». Но на самом де­ле в государстве воцарилось беззаконие. Ещё в конце 1920-х годов в партии и стране утвердилась личная власть И. В. Сталина. Хозяйственные планы часто не выполнялись в срок. Вину за это возлагали на руководителей заводов, учёных  экономистов, инженеров, рабочих, колхозников. Людей, которые честно трудились, объявляли «врагами народа».

(каждой группе) Государственный герб СССР

 Официальная эмблема СССР, один из первых социалистических гербов. Герб СССР был установлен Конституцией СССР и представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Таких ленточек было15, по количеству союзных республик. В верхней части герба — пятиконечная красная звезда с жёлтым ободком. Споры по поводу значения красной звезды с золотой каймой не стихают до сих пор. Кто-то видит в ней пентаграмму, другие трактуют рисунок как символ богини Венеры, а создатели утверждают, что звезда означает победу и могущество. Знак воинов Красной армии, освободивших трудящихся от голода, войны и нищеты. Солнце на гербе символ светлого будущего. Некоторые расшифровывают солнце с лучами как зарождение коммунистических идей. Серп и молот () — символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Земной шар обозначает готовность быть открытыми всему миру в плане политических, финансовых и дружественных отношений. Изображение колосьев, отождествляющихся с богатством и процветанием государства. Давно известно, что хлеб - всему голова, а Союз умел выращивать лучшие хлеба на своих бескрайних полях.



Предварительный просмотр:

Тема: «Трудные времена на Российской земле»

Цель:

  • Создание условия для ознакомления с героическими страницами истории Отечества; определения границ знания

и «незнания»;

  • способствование формирование представления учащихся о военном деле на Руси;
  •  первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

Тип урока: Открытие нового

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, организовывать рабочее место.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Открытие нового

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Савич Никитин.

-Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

-А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской: какие наступали времена?

Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?

-Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы. Ваша задача, прочитать документ и ответить на главный вопрос, были ли Александр Невский и Дмитрий Донской патриоты своей страны? Найти общее.

1 группа:

  1. Рассказать про детство Александра Невского,  
  2. Рассказать про Невскую битву.

2.группа:

1.  Рассказать про детство Дмитрия Донского.

2. Рассказать про Куликовскую битву.  

Дети рассказывают друг другу, про детство и битвы.

-Какой можем сделать вывод о Александре Невском и Дмитрии Донского?

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой

мнение детей

мнение детей

Александр Невский и Дмитрий Донской были патриотами совей страны.  

Коммуникативные:

высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,

замечают допущенные ошибки; осознают принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к предмету.

1 группа.

Александр Невский родился 30 мая 1219 года. Отец Александра - князь Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо и внук Юрия Долгорукого, был суздальским князем. Глубоко верующий, благочестивый, суровый и замкнутый, с порывами гнева и милосердия - таким предстает перед нами образ отца Александра. О его матери - княгине Феодосии - известно очень мало.

Прямые сведения о детстве Александра очень скудны. Он быстро научился читать и писать, пристрастился к чтению и целыми часами сидел над книгами. Он был силён, ловок и красив. Поэтому во всех играх, на лове, а потом и на войне он был всегда первым, как и за чтением Псалтири.

Мальчиком он был серьёзен, не любил игр и предпочитал им Священное Писание. Эта черта осталась у него на всю жизнь. Александр - ловкий охотник, храбрый воин, богатырь по силе и сложению. Ему рано пришлось выйти в жизнь. Причиной тому послужил переезд его вместе с отцом из Переяславля в Новгород. В 1222 году Ярослав с княгиней Феодосией, сыновьями Феодором и Александром и дружиной приехал из Переяславля на новгородское княжение. Княжение Ярослава в Новгороде было неспокойным. В первый же год п своём приезде он пошёл походом на Чудь.

В 1228 году Ярослав опять поссорился с Новгородом и ушёл осенью со своей княгиней в Переяславль, оставив в Новгороде сыновей с боярином Феодором Даниловичем и тиуном Акимом. Так девятилетний Александр остался с братом один без поддержки отца среди мятежного Новгорода. Молодые князья не могли править самостоятельно. За них правили тиуны. Но всё же это было первым княжением Александра совместно с братом.

Всё время детства Александра, время распрей Ярослава с Новгородом, его приходов и уходов, было временем бедствий и знамений новой грядущей беды.

Невская битва. Летом 1240 г. на территорию Новгородской республики вторгся шведский флот под командованием короля Эрика Леспе. Шведы удачно выбрали время для нападения на Новгород. В это время войска Батыя доставляли так же неудобство русским. Александру Невскому не от кого было ждать помощи.

Повезло, что новость о том, что в устье реки Невы прибыли шведские войска пришла в Новгород и к Александру своевременно. Там решили, что цель шведов в походе это Ладога. Проблема была еще в том, что республика не могла себе позволить огромного войска. Александру Ярославовичу пришлось довольствоваться лишь небольшим количеством воинов. Собрав дружину, он отправился к Ладоге, там шведов не оказалось. Князь тогда вместе с войском двинулся к Неве. 15 июля 1242 г. рано утром русские полки неожиданно напали на шведское войско. Шведы не сумели построить свои полки, успели лишь убежать на свои корабли, либо переправится на другой берег. В результате вся шведская армия не смогла построить стратегически важную крепость. Вместо этого шведы были разгромлены – данное событие вошло в историю как Невская битва или Битва на реке Неве. Сам Александр Невский не участвовал в битве, а только наблюдал.

Одержав победу, русские войска не позволили шведам отрезать Новгород от моря и захватить побережье Невы и Финского залива. Кроме этого был разрушен план совместных действий шведских и немецких рыцарей: теперь, после победы, Новгород не мог быть окружён с двух сторон.

Группа 2.

Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. С 9 лет князь Дмитрий был вынужден бороться за свое княжение во Владимире с другими князьями. После вражды с литовским князем Ольгердом был заключен мир с Литвой. Постепенно Донской наладил отношения с Новгородом, Тверью. Мальчик, переживший смерть отца и брата и не знавший, что делать дальше, становится мужественным юношей, готовым к любым невзгодам судьбы. К Дмитрию приходит четкое осознание того, что именно он должен управлять Московским княжеством, поскольку постоянные лишения со стороны ханов невероятно сильно ослабили и сломали его народ.

Донской очень спешил и потому уже 26 августа пересек Оку и отправился к Дону не по прямой, а по дуге, в обход Рязанского княжества, подконтрольного Орде. Князь Дмитрий отдал приказ не трогать рязанцев, и продвигаться быстро и скрытно, что было непросто для многотысячного войска.

Куликовская битва. 7 сентября Дмитрий подошел к Дону, - на противоположном берегу, в небольшом отдалении от самой реки располагались войска Мамая, который ожидал подкрепления из Рязани и Литвы.

Донской стремительно, всем войском перешел Дон вброд и оказался крайне близко к войскам монголов. Таким образом, река стала прикрывать тыл русских, а также Дмитрий Донской навязал сражение в открытом поле, что было выгоднее для князей, имевших более тяжелое вооружение, чем монголы.

Для Мамая такой поворот событий (раннее появление Дмитрия, количество русских войск и тот факт, что они перешли реку) стал полной неожиданностью. Дмитрий построил войска в боевой порядок, и на следующее утро, 8 сентября, сражение началось. Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого война и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Русские ратники одержали победу, а Дмитрий получил в народе почетное прозвище Донской, с которым и вошел в историю. Куликовская битва была триумфом великого князя Дмитрия Ивановича, которого народ в память победы на Дону стал называть Донским. Дмитрий Донской не только разработал блестящий стратегический план войны с Мамаем и сумел последовательно провести его в жизнь, но и показал во время «Мамаева побоища» большое личное мужество и самопожертвование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Тест по разделу "Страницы истории России" (Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России")

4 варианта теста для контроля знаний учащихся 4 класса....

Конспект урока по окружающему миру: «Страницы истории 1920-1930 годов», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

Конспект урока по теме: « «Страницы истории 1920-1930 годов»» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

Страницы истории Отечества. Презентация к уроку

Урок по окружающему миру в 3 «а» классе...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страницы истории 1920-1930 годов", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР; формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920...

«Волшебное путешествие по страницам сказок». (Конспект урока нестандартной формы «урок – сказка»)

Актуальность урока: Для многих учителей не секрет, что на сказках легко строить воспитательную работу с классом  по формированию чувства любви к Родине,  толерантности, формировать навыки...