РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "По страницам ДОБРОСЛОВА".
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4» г. Рославля
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании приказом по МБОУ
педагогического совета школы «Средняя школа № 4»
(Протокол от __.08.2015г. № 1) от _________ г. № ___ (о)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «По страницам ДОБРОСЛОВА»
(духовно-нравственное направление)
на 2015- 2016 учебный год
Класс 1Б
Количество часов на год всего 66ч.;
в неделю 2 ч.
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе учебно-методического пособия «От добрых слов – к добрым делам» (авторы: О.В. Гайвас, Л.Н. Урбанович. – Смоленск: Свиток,2016
(полное название, автор, издательство, год издания)
Гайвас Ольга Владимировна, учитель начальных классов, высшая кв.категория __________
(ФИО полностью, должность, квал. категория) (подпись)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Формы организации занятий:
- работа в классной комнате;
- просмотр видеофильмов;
- организация игр;
- посещение библиотеки, выставочных залов, воскресной школы и др.;
- работа в кругу семьи;
- тематические гостиные «В кругу семьи класса» (встречи с интересными людьми города, чтение в кругу семьи и др.)
2. Приёмы и методы обучения на занятиях.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества);
- педагогические технологии, делающие акцент на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия (технологии свободного воспитания);
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального обучения);
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии).
3. Дидактические материалы и техническое обеспечение для организации занятий.
Для организации занятий необходима классная комната, подборка дидактического материала и художественная литература, музыкальное сопровождение, мультипликационные и короткометражные фильмы для детей.
В процессе работы ведётся дневник класса «ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ», в котором учащиеся могут поместить впечатления от занятий, сочинения-эссе о добродетелях, фотографии общеклассных дел в сотрудничестве с родителями и др.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей (дневник класса «ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения психолога, педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(1 класс)
1 занятие
Вводная беседа учителя. Знакомство с программой кружка «По страницам ДОБРОСЛОВА». Знакомство с нравственной категорией «ЗНАНИЯ». Игровая программа «Путешествие по стране Знаний».
2 занятие
Наедине с книгой. Чтение и размышления по произведениям Л.Н. Толстого и С. Баруздина для детей о школе. Использование дидактических игр «Кто работает в школе?», «Школьные принадлежности», «Школьные чувства» и «Собери портфель» (см. приложение 1).
3 занятие
Тематическая гостиная «В кругу семьи класса». Праздник «Посвящение в первоклассники».
4 занятие
Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни». Что такое ЗНАНИЯ в детском слове и рисунках.
5 занятие
Знакомство с нравственной категорией «ДРУЖБА», используя дидактические материалы «ДОБРОСЛОВА». Просмотр мультипликационного фильма «По дороге с облаками» и «Подарок для слона» (см. приложение 2). Детские размышления и выводы.
6 занятие
Наедине с книгой. Чтение и размышления по произведениям В.А. Осеевой и В.Ю. Драгунского для детей о дружбе. Использование дидактических игр «Цветок дружбы» и «Мы разные» (см. приложение 1) .
7 занятие
В гостях у книг. Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с книгами для чтения детьми младших классов. Викторина «Книги – наши друзья».
8 занятие
Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни». Что такое ДРУЖБА в детском слове и рисунках.
9 занятие
Знакомство с нравственной категорией «ДОБРО», используя дидактические материалы «ДОБРОСЛОВА». Просмотр мультипликационного фильма «Крепыш» (см. приложение 2). Детские размышления и выводы.
10 занятие
Наедине с книгой. Чтение и размышления по сказкам Сергея Козлова для детей о добре. Использование дидактических игр «Оцени поступок» и «Копилка добрых дел» (см. приложение 1).
11 занятие
Всероссийская акция «Покормите птиц зимой!». Вводная беседа учителя по проблеме. Знакомство учащихся с мероприятиями, в которых могут принять ребята нашего класса. Творческая мастерская «Всё о зимующих птицах» (изготовление рисунков или поделок из пластилина, бумаги и картона по данной теме).
12 занятие
Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни». Что такое ДОБРО в детском слове и рисунках.
13 занятие
Знакомство с нравственной категорией «СЕМЬЯ», используя дидактические материалы «ДОБРОСЛОВА». Просмотр мультипликационных фильмов «Жили-были дед и баба» и «День рождения бабушки» (см. приложение 2). Детские размышления и выводы.
14 занятие
Наедине с книгой. Чтение и размышления по рассказу Н.М. Артюховой «Большая берёза». Использование дидактических игр «Я и моя семья» и «Волшебный клубочек» (см. приложение 1).
15 занятие
Тематическая гостиная «Чтение в кругу семьи». Викторина по сказкам А.С. Пушкина.
16 занятие
Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни». Что такое СЕМЬЯ в детском слове и рисунках.
17 занятие
Знакомство с нравственной категорией «ТРУД». Просмотр мультипликационных фильмов «Так сойдёт» и «Сказка про лень» (см. приложение 2). Детские размышления и выводы.
18 занятие
Наедине с книгой. Чтение и размышления по рассказам В.А. Сухомлинского о труде. Использование дидактических игр «Определи профессию по предмету» и подвижной игры «Что умеем, мы не скажем; что умеем, мы покажем» (см. приложение 1).
19 занятие
Подарок своими руками. Изготовление поделок для родных и друзей к предстоящим праздникам 23 ФЕВРАЛЯ И 8 МАРТА.
20 занятие
Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни». Что такое ТРУД в детском слове и рисунках.
21 занятие
Знакомство с нравственной категорией «БЛАГОДАРНОСТЬ», используя дидактические материалы «ДОБРОСЛОВА». Просмотр диафильма по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и мультипликационного фильма «Неблагодарный козлик» (см. приложение 2). Детские размышления и выводы.
22 занятие
Наедине с книгой. Чтение и размышления по рассказу Е. Пермяка «Надёжный человек». Использование игры «Собери цветок СПАСИБО» (см. приложение 1). Написание письма-благодарности родителям. Творческое задание «Спасибо природе».
23 занятие
Тематическая гостиная «В кругу семьи класса». Праздник «Собери цветок СПАСИБО».
24 занятие
Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни». Что такое БЛАГОДАРНОСТЬ в детском слове и рисунках.
25 занятие
Знакомство с нравственной категорией «МИЛОСЕРДИЕ», используя дидактические материалы «ДОБРОСЛОВА». Просмотр мультипликационного фильма «Мешок яблок» (см. приложение 2). Детские размышления и выводы.
26 занятие
Наедине с книгой. Чтение и размышления по рассказу А. Неёловой «Птичка». Использование дидактической игры «Как надо заботиться» и подвижной игры «Добрые эльфы» (см. приложение 1).
27 занятие
Урок милосердия «Белый цветок». Приобщение учащихся к социальному и культурному наследию России. Знакомство с историей возникновения благотворительного марафона «Белый цветок». Изготовление цветов из бумаги для участия в районной акции.
28 занятие
Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни». Что такое МИЛОСЕРДИЕ в детском слове и рисунках.
29 занятие
Знакомство с нравственной категорией «ЧЕСТНОСТЬ», используя дидактические материалы «ДОБРОСЛОВА». Просмотр короткометражного художественного фильма «Что такое хорошо, что такое плохо» и мультипликационного фильма «Честное слово» (см. приложение 2). Детские размышления и выводы.
30 занятие
Наедине с книгой. Чтение и размышления по рассказу Н. Носова «Огурцы». Использование игр «Круг честности» и «Палочка-выручалочка» (см. приложение 1).
31 занятие
Встреча с благочинным Рославльского района протоиереем Михаилом Гольцманом. Экскурсия по храму Рождества Пресвятой Богородицы г. Рославля.
32 занятие
Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни». Что такое ЧЕСТНОСТЬ в детском слове и рисунках.
33 занятие
Итоговое занятие. Воспоминания из «Летописи школьной жизни». Предложение списка литературы для чтения летом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 класс)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Планируемая дата |
Знакомство с нравственной категорией «ЗНАНИЯ» | |||
1. | Вводная беседа. Знакомство с программой кружка «По страницам ДОБРОСЛОВА». Поговорим о ЗНАНИЯХ. | 2 часа | |
2. | Наедине с книгой. | 2 часа | |
3. | Встреча в кругу семьи. Праздник «Посвящение в первоклассники» | 2 часа | |
4. | Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни» | 2 часа | |
Знакомство с нравственной категорией «ДРУЖБА» | |||
5. | Поговорим о ДРУЖБЕ. | 2 часа | |
6. | Наедине с книгой. | 2 часа | |
7. | В гостях у книг. Экскурсия в школьную библиотеку. | 2 часа | |
8. | Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни» | 2 часа | |
Знакомство с нравственной категорией «ДОБРО» | |||
9. | Поговорим о ДОБРЕ. | 2 часа | |
10. | Наедине с книгой. | 2 часа | |
11. | «Покормите птиц зимой!» | 2 часа | |
12. | Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни» | 2 часа | |
Знакомство с нравственной категорией «СЕМЬЯ» | |||
13. | Поговорим о СЕМЬЕ. | 2 часа | |
14. | Наедине с книгой | 2 часа | |
15. | Чтение в кругу семьи. Викторина по сказкам А.С. Пушкина | 2 часа | |
16. | Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни» | 2 часа | |
Знакомство с нравственной категорией «ТРУД» | |||
17. | Поговорим о ТРУДЕ. | 2 часа | |
18. | Наедине с книгой | 2 часа | |
19. | Подарок своими руками. Изготовление поделок для родителей. | 2 часа | |
20. | Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни» | 2 часа |
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Планируемая дата |
Знакомство с нравственной категорией «БЛАГОДАРНОСТЬ» | |||
21. | Поговорим о БЛАГОДАРНОСТИ. | 2 часа | |
22. | Наедине с книгой. | 2 часа | |
23. | Тематическая гостиная «В кругу семьи класса». Праздник «Собери цветок СПАСИБО». | 2 часа | |
24. | Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни» | 2 часа | |
Знакомство с нравственной категорией «МИЛОСЕРДИЕ» | |||
25. | Поговорим о МИЛОСЕРДИИ. | 2 часа | |
26. | Наедине с книгой. | 2 часа | |
27. | Участие в акции «Белый цветок» | 2 часа | |
28. | Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни» | 2 часа | |
Знакомство с нравственной категорией «ЧЕСТНОСТЬ» | |||
29. | Поговорим о ЧЕСТНОСТИ. | 2 часа | |
30. | Наедине с книгой. | 2 часа | |
31. | Встреча с благочинным Рославльского района протоиереем Михаилом Гольцманом | 2 часа | |
32. | Оформление дневника класса «Летопись школьной жизни» | 2 часа | |
33. | Итоговое занятие. Воспоминания из «Летописи школьной жизни». | 2 часа | |
Итого: 66 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа курса «За страницами учебника» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса«За страницами учебника»для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление) курса «Севастополеведение» в начальной школе «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» (для 3 класса)
Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)курса «Севастополеведение» в начальной школе«Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени»(для 3 кла...
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса "В мире книг.Живые страницы"
Содержание рабочей программы курса «В мире книг. Живые страницы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию ку...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 класса "За страницами учебника математики"
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы А.Л. Чекина УМК "Перспективная начальная школа" с учётом требований ФГОС. Материал будет полезен учителям ...
Рабочая программа кружка "За страницами школьных учебников 3 класс
Рабочая программа кружка "За страницами школьных учебников"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ» 3 КЛАСС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта на...