Рабочая программа метапредметного проекта «В гостях у сказки»3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа метапредметного проекта
«В гостях у сказки» 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_skazki_3_kl.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа метапредметного проекта
«В гостях у сказки»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана исходя из положений Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации согласно требованиям ФГОС, опираясь на следующие нормативно-правовые документы:
1.Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего(полного) общего образования , утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004. №1089.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ от 22.12.2009. № 177785 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
3. Согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, от 29.12.10 №189)
4.Закон РФ «Об образовании» (статья 7)
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.
Режим занятий: Программа рассчитана на 34 занятия в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Цели и задачи программы
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе, выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цель программы – формирование ребенка-читателя путем приобщения его к миру сказок, создание условий для развития творческих способностей детей.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
- совершенствование навыка чтения учащихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях сказок;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Концепция содержания программы
Для решения поставленных задач была определена концепция содержания занятий. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
- ориентация на читательские интересы ребенка;
- разнообразие тематики и жанров вказок;
- разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
- важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Методические принципы
- В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
- Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных занятияз для осуществления квалифицированной читательской деятельности.
- В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.
- Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых первых занятиях знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению, а также с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация.
- Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся.
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД:
- формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности; эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- возможность учиться: осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.
Познавательные УУД:
Осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УУД:
Корректировать действия участников в коллективной творческой деятельности, ориентироваться в понятиях «дружба, дружеские отношения», эмоционально воспринимать слова собеседников.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
-поиск источников литературы;
-разработка проекта;
-определение целей и задач проекта.
Информационный этап:
-познакомить с бытовыми и волшебными русскими народными сказками, сказками о животных; сказками народов мира; современными сказками;
-в процессе работы над содержанием сказок проводить словарную работу, обращать внимание детей на яркие речевые обороты для передачи характеров, настроений героев сказок;
-подбор пословиц и поговорок к сказкам;
-поиск и подбор загадок по сказкам;
Исследовательский этап:
-словарная работа с устаревшими словами и речевыми оборотами, эпитетами;
-составление сценария конференции «Что же такое сказка?»;
-создание эскизов костюмов для праздника;
-подготовка инсценирования сказки. В процессе репетиций проводить работу над компонентами речи учащихся, учить сопровождать свою речь мимикой и жестами, помогающими раскрыть чувства и характеры героев сказки.
Трансляционный-оформительский этап:
-подбор материала к презентации, составление и редактирование;
-оформление проекта;
-предзащита проекта.
Заключительный этап:
-анализ выполненной работы;
-защита проекта «В гостях у сказки» на конференции.
Литература:
Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009
Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф
«Сочини сказку», Тумина Л. Е. М: УЦ «Перспектива» 2006 г.,
«Сказка как фольклорный жанр», Кравцов Н. И. М: «Наука» 2007 г., «Герой волшебной сказки», Мелетинский Е. М. М: Восточная литература 2006 г.,
Антропонимия русских народных сказок», Морозова Н. М. М: Наука 2008 г.
Тематическое планирование метапредметного проекта
«В гостях у сказки» 3 класс
№ | Сроки проведения | Название темы | Кол-во часов |
1 | сентябрь | История возникновения сказок. Зачем создавались сказки? Как создавать сказки? | 3 |
2 | сентябрь-октябрь | Русские народные сказки. Истоки зарождения русского народного фольклора. Известные русские сказочники. | 5 |
3 | ноябрь-декабрь | Сказки народов мира. Национальные черты сказок. | 6 |
4 | январь | Современные сказки. | 4 |
5 | сентябрь-май | Знакомство со сценическими постановками известных сказок (посещение музеев, театров, просмотр фильмов). | 6 |
6 | март- апрель | Создание собственной сказки и ее сценическая постановка. Презентация сказки. | 6 |
7 | май | Оформление проекта. Подготовка к конференции. | 2 |
8 | май | Итоговая конференция «Что же такое сказка?» | 2 |
Календарно-тематическое планирование метапредметного проекта
«В гостях у сказки» 3 класс
№ | Дата | Тема занятия |
1 | Постановка цели и задач проекта. Подбор литературы. | |
2 | История возникновения сказок. | |
3 | Зачем создавались сказки? Как создавать сказки? | |
4 | Русские народные сказки. | |
5 | Истоки зарождения русского народного фольклора. | |
6 | Известные русские сказочники. | |
7 | Известные русские сказочники. | |
8 | Известные русские сказочники. Викторина по сказкам. | |
9 | Сказки народов мира. Обсуждение приемов работы. | |
10 | Национальные черты сказок. Подбор литературы. | |
11 | Сбор и уточнение информации. | |
12 | Сбор и уточнение информации. | |
13 | Оформление проекта. | |
14 | Представление проекта. | |
15 | Современные сказки. Обсуждение методов и приемов работы по проекту. | |
16 | Разработка темы. | |
17 | Подготовка к презентации. | |
18 | Литературная гостиная. | |
19 | Знакомство со сценическими постановками известных сказок (посещение музеев, театров, просмотр фильмов). | |
20 | Знакомство со сценическими постановками известных сказок (посещение музеев). | |
21 | Знакомство со сценическими постановками известных сказок ( театров). | |
22 | Знакомство со сценическими постановками известных сказок (просмотр фильмов). | |
23 | Подготовка наглядно-иллюстративного материала (рисунки, фотографии, сочинение, коллаж). | |
24 | Защита проекта. | |
25 | Создание собственной сказки. Обсуждение приемов работы по теме. | |
26 | Создание собственной сказки. Обсуждение приемов работы по теме. | |
27 | Разработка темы. | |
28 | Разработка темы. | |
29 | Подготовка к презентации. | |
30 | Презентация сказки. | |
31 | Оформление проекта. Подготовка к конференции. | |
32 | Оформление проекта. Подготовка к конференции. | |
33 | Итоговая конференция «Что же такое сказка?» | |
34 | Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа метапредметного проекта "Мир моих увлечений" (3 класс)
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....
Рабочая программа метапредметного проекта "Путешествие в космос" (3 класс)
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....
Рабочая программа метапредметного проекта "Здорово жить здорово" для 4 класса
Объём курса 34 часа в год, из расчета 1 ч в неделю.Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова «Здорово жить – здорово!», следовательно, основную цель мы видим в формировании у обучающи...
Рабочая программа метапредметного проекта "Я - исследователь" для 4 класса
Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребён...
Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс
Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс...
Рабочая программа метапредметного проекта «Я в обществе» 3 класс
Рабочая программа метапредметного проекта «Я в обществе» 3 класс...
Рабочая программа метапредметного проекта "Я - исследователь" для 4 класса
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.Основные принципы...