Рабочая программа метапредметного проекта "Я - исследователь" для 4 класса
рабочая программа (4 класс) по теме
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
По окончании программы определен определенный продукт -исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление презентация на мини-конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_4_klass_ya_-_issledovatel.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
с углублённым изучением немецкого языка №1294
107258, Россия, Москва, ул.Глебовская, 10
84991695941
http://sch1294v.mskobr.ru, e-mail: schl1294@mail.ru
«РАССМОТРЕНО» на заседании МС школы Протокол № 5 от « 18 » июня 2014г. Виноградов М.А.__________ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР « 19 » июня 2014г. Федорова И.Г. ___________ | «УТВЕРЖДАЮ» И.о. директора Приказ № 180 В
от « 20 » июня 2014г. Морохова Н.З. ___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ 4 КЛАССА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
на 2014 – 2015 учебный год
Составители программы:
Буйлова М.С.
Шубина Г.В.
Косинская М.В.
МОСКВА, 2014
Пояснительная записка
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь».
В.А.Сухомлинский
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной, необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации школы.
Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Общая характеристика курса
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
По окончании программы определен определенный продукт -исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление презентация на мини-конференции.
Цель программы
- создание условий для успешной реализации
детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи программы
Программой предусматривается решение следующих задач:
• выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
• представление учащимся научного исследования как единой системы;
• формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;
• формирование научного мировоззрения;
• пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов;
• ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией;
• воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, умения радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам, воспитание эстетического вкуса, исполнительской дисциплины.
Описание места курса в учебном плане
Объём курса 34 часа в год, из расчета 1 ч в неделю.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные:
- формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные:
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, сообщение, презентацию.
Знания и умения учащихся
В итоге освоения программы обучающиеся должны
усвоить понятия:
«реферат», «исследование», «тема исследования», «предмет исследования», «объект исследования», «проект», «гипотеза», «источник», «литература», «структура», «композиция», «диаграмма», «график», «схема» и др.;
уметь:
• определять возможные отклонения от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования;
• обосновать основные пути решения исследовательской проблемы;
• составлять под руководством педагога программы поиска;
• пользоваться справочной литературой;
• анализировать результаты исследования;
• формулировать выводы;
• находить информацию в Интернете;
• оценивать речевые высказывания собеседника;
• психологически настраиваться на работу с аудиторией;
• составлять простейший график, диаграмму, схему, иллюстрирующие процесс исследования;
• защищать проект;
иметь представление:
• о научных открытиях;
• о научной гипотезе;
• о поисковых системах;
• о соответствии плана содержания и плана выражения в речи;
• о приемах саморегуляции и т.д.
знать и соблюдать:
• основные этапы исследования;
• правила использования сети Интернет;
• структуру исследовательской работы;
• требования к оформлению исследовательских работ;
• правила поведения на занятиях.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата |
Вводное занятие. Что такое исследование? Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | ||
Определение темы, предмета, объекта исследования | ||
Определение темы, предмета, объекта исследования | ||
Цель и задачи исследования | ||
Цель и задачи исследования | ||
Научная гипотеза и её проверка | ||
Научная гипотеза и её проверка | ||
План и организация исследования | ||
План и организация исследования | ||
Наблюдение и экспериментирование | ||
Наблюдение и экспериментирование | ||
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала | ||
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала | ||
Работа в сети Интернет (поиск информации, иллюстративного материала) | ||
Работа в сети Интернет (поиск информации, иллюстративного материала) | ||
Структура, композиция исследовательской работы | ||
Анализ исследования | ||
Анализ исследования | ||
Результаты исследования и их обработка. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования | ||
Результаты исследования и их обработка. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования | ||
Результаты исследования и их обработка. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования | ||
Оформление проектных работ | ||
Оформление проектных работ | ||
Оформление проектных работ | ||
Оформление проектных работ | ||
Подготовка к защите проектов | ||
Подготовка к защите проектов | ||
Защита индивидуальных проектов | ||
Защита индивидуальных проектов | ||
Защита индивидуальных проектов | ||
Защита индивидуальных проектов | ||
Защита индивидуальных проектов | ||
Защита индивидуальных проектов | ||
Итоговое занятие. Конференция исследовательских работ |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Литература
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература, 2008.
- Детские энциклопедии, справочники
- Интернет – ресурсы
- Кривобок Е.В. «Исследовательская деятельность младших школьников», Учитель, 2012
- Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников», учитель, 2102
- Шашенкова Е.А. «Словарь. Исследовательская деятельность», Перспектива, 2010
- Кобзарева Т.А. «Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы. ФГОС», Учитель, 2014
- Скиба Т.В. «Новая иллюстрированная энциклопедия школьника. 1000 вопросов - 1000 ответов», Владис, 2014
2. Технические средства
- Компьютер учительский
- Компьютеры ученические
- Принтер
- Сканер
- Видеокамера
- Фотоаппарат
- Микрофон
- Мультимедийное оборудование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа метапредметного проекта "Мир моих увлечений" (3 класс)
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....
Рабочая программа метапредметного проекта "Путешествие в космос" (3 класс)
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....
Рабочая программа метапредметного проекта "Здорово жить здорово" для 4 класса
Объём курса 34 часа в год, из расчета 1 ч в неделю.Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова «Здорово жить – здорово!», следовательно, основную цель мы видим в формировании у обучающи...
Рабочая программа метапредметного проекта "Я - исследователь" для 4 класса
Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребён...
Рабочая программа метапредметного проекта «В гостях у сказки»3 класс
Рабочая программа метапредметного проекта«В гостях у сказки» 3 класс...
Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс
Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс...
Рабочая программа метапредметного проекта «Слово – к мудрости ступенька» 3 класс
Рабочая программа метапредметного проекта«Слово – к мудрости ступенька»Рабочая программа метапредметного проекта«Слово – к мудрости ступенька» 3 класс...