Рабочая программа метапредметного проекта "Я - исследователь" для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Буйлова Марина Сергеевна

Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Объём курса 34 часа в год,  из расчета 1 ч в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_4_klass_ya_-_issledovatel.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

метапредметной внеурочной деятельности

«Я – исследователь!»

для 4 класса

на 2014 – 2015 учебный год

     Составитель:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №1294

Буйлова Марина Сергеевна

                                             2014 год

«Я - исследователь»

4 класс

Пояснительная записка

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, 
который предстоит наполнить информацией, 
а как к факелу, который необходимо зажечь». 
В.А.Сухомлинский

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

 

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной, необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации школы.      

Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Объём курса 34 часа в год,  из расчета 1 ч в неделю.

По окончании программы определен определенный продукт-исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление  презентация на мини-конференции.

Цель программы

  • создание условий для успешной реализации 
    детьми своих способностей и потенциала личности. 

Задачи программы

     Программой предусматривается решение следующих задач:

• выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;

• представление учащимся научного исследования как единой системы;

• формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;

• формирование научного мировоззрения;

• пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов;

• ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией;

• воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, умения радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам, воспитание эстетического вкуса, исполнительской дисциплины.

     В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, сообщение, презентацию.

Личностные и метапредметные результаты

Личностные:

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 

Метапредметные:

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Знания и умения учащихся

     
В итоге освоения программы обучающиеся должны

усвоить понятия: 
«реферат», «исследование», «тема исследования», «предмет исследования», «объект исследования», «проект», «гипотеза», «источник», «литература», «структура», «композиция», «диаграмма», «график», «схема» и др.;

уметь: 
• определять возможные отклонения от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования;
• обосновать основные пути решения исследовательской проблемы;
• составлять под руководством педагога программы поиска;
• пользоваться справочной литературой;
• анализировать результаты исследования;
• формулировать выводы;
• находить информацию в Интернете;
• оценивать речевые высказывания собеседника;
• психологически настраиваться на работу с аудиторией;
• составлять простейший график, диаграмму, схему, иллюстрирующие процесс исследования;
• защищать проект;

иметь представление: 
• о научных открытиях;
• о научной гипотезе;
• о поисковых системах; 
• о соответствии плана содержания и плана выражения в речи; 
• о приемах саморегуляции и т.д.

знать и соблюдать: 
• основные этапы исследования;
• правила использования сети Интернет;
• структуру исследовательской работы;
• требования к оформлению исследовательских работ;
• правила поведения на занятиях.

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

Вводное занятие.

Что такое исследование?

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Определение темы, предмета, объекта исследования

Определение темы, предмета, объекта исследования

Цель и задачи исследования

Цель и задачи исследования

Научная гипотеза и её проверка

Научная гипотеза и её проверка

План и организация исследования

План и организация исследования

Наблюдение и экспериментирование

Наблюдение и экспериментирование

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала

Работа в сети Интернет (поиск информации, иллюстративного материала)

Работа в сети Интернет (поиск информации, иллюстративного материала)

Структура, композиция исследовательской работы

Анализ исследования

Анализ исследования

Результаты исследования и их обработка.

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования

Результаты исследования и их обработка.

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования

Результаты исследования и их обработка.

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования

Оформление проектных работ

Оформление проектных работ

Оформление проектных работ

Оформление проектных работ

Подготовка к защите проектов

Подготовка к защите проектов

Защита индивидуальных проектов

Защита индивидуальных проектов

Защита индивидуальных проектов

Защита индивидуальных проектов

Защита индивидуальных проектов

Защита индивидуальных проектов

Итоговое занятие.

Конференция исследовательских работ

        Литература

  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература, 2008.
  • Детские энциклопедии, справочники
  • Интернет – ресурсы
  • Кривобок Е.В. «Исследовательская деятельность младших школьников», Учитель, 2012 
  • Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников», учитель, 2102
  • Шашенкова Е.А. «Словарь. Исследовательская деятельность»,  Перспектива, 2010
  • Кобзарева Т.А. «Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы. ФГОС», Учитель, 2014
  • Скиба Т.В. «Новая иллюстрированная энциклопедия школьника. 1000 вопросов - 1000 ответов», Владис, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа метапредметного проекта "Мир моих увлечений" (3 класс)

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....

Рабочая программа метапредметного проекта "Путешествие в космос" (3 класс)

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....

Рабочая программа метапредметного проекта "Здорово жить здорово" для 4 класса

Объём курса 34 часа в год,  из расчета 1 ч в неделю.Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова «Здорово жить – здорово!», следовательно, основную цель мы видим в формировании у обучающи...

Рабочая программа метапредметного проекта «В гостях у сказки»3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта«В гостях у сказки» 3 класс...

Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс...

Рабочая программа метапредметного проекта «Слово – к мудрости ступенька» 3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта«Слово – к мудрости ступенька»Рабочая программа метапредметного проекта«Слово – к мудрости ступенька» 3 класс...

Рабочая программа метапредметного проекта «Я в обществе» 3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта «Я в обществе» 3 класс...