Рабочая программа метапредметного проекта «Я в обществе» 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Кузнецова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа метапредметного проекта «Я в обществе» 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_v_obshchestve_3kl.docx44.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа метапредметного проекта

«Я в обществе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая и документальная основа:

Настоящая программа   разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  • Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,
    зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

     Настоящая программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011г.

      Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана.      

 Программа     соответствует   федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Рассчитана  на 132 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по классам с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

      В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа  нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное  самосовершенствование.

   Режим занятий: Программа рассчитана на 34 занятия в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Содержание  отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени.

     Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими.

    В процессе деятельности школы  по воспитанию  нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

           В области формирования социальной культуры:

  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

         В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

          Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

           Программа «Я в обществе» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения  обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных  качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.

             

     Смыслообразующие идеи программы:

          наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

       умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого  и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

         умение принимать достойное  решение –  самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

       осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой  личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы  и определённой компетентности;

умение быть самостоятельным – целостное проявление  человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника;

      углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

             Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть  искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

          Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению  культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.

            Содержание   рабочей программы  предполагает решение следующих задач:

обучение навыкам общения и сотрудничества;

формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

развитие коммуникативных умений в  процессе общения;

введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

              Воспитательные идеи программы:

Старайся делать добро.

Бойся обидеть человека.

Люби и прощай людей.

Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Основные разделы программы:

«Воспитания умения жить вместе»

«Воспитание самостоятельности»

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Беседы, викторины;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки
  • Тренинги общения
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Ролевые игры
  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

    Результатами программы станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем,

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

1.Разминка

Её цель – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, поддержать их взаимный интерес, помочь обрести уверенность в себе и «мы – чувство».

2.   Повторение и объяснение нового материала                                                                  

 Повторение и объяснение нового материала тоже имеют нетрадиционный вид и выступают чаще всего как БЕСЕДА, ДИСКУССИЯ, РАБОТА       ДЕТЕЙ СО СЛОВАРЯМИ и т.д. Поэтому на этих занятий нет учебников, а вместо обычных школьных тетрадей дети работают в альбомах или блокнотах.

3.  Домашнее задание

На этих занятиях дети получают домашнее задание. Но, во-первых, это необязательно, а во-вторых, само задание НЕТРАДИЦИОННО: понаблюдай, подумай, узнай свою родословную, обсуди с близкими свой характер, вспомни или нарисуй, сочини, изобрази, приклей в тетрадь свою лучшую фотографию и др. Каждый ученик участвует в совместных обсуждениях и выполняет домашние и любые задания только добровольно.

4.Итог, оценка

Использование технологии цветописи. Известно, что настроение человека можно выразить с помощью цвета и что у большинства людей определённое настроение связывается на подсознательном уровне с определённым же цветом. Регулярная фиксация школьником своего настроения с помощью цвета наглядно показывает педагогу, какое настроение преобладает в классе, есть ли дети, чьё настроение не совпадает с общим, кто из детей требует особого внимания, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом. В то же время регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка. Оно может стать для него стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания.

             Для этого можно на стене класса вывесить цветок из ватмана, на лепестки которого дети ежедневно приклеивают кружочки разного цвета. При этом им сообщается, что, например, жёлтый кружочек обозначает «мне интересно», зелёный – «мне неинтересно», Красный – «мне хорошо», синий – «мне плохо».

              Возможен и другой вариант. В классе вывешивается изображения двух лиц: хмурого и весёлого. Перед уходом из школы каждый ребёнок приклеивает рядом с одним из этих лиц кружочек любого цвета. В этом случае школьник свободен в своих цветовых ассоциациях, но его настроение всё равно оказывается зафиксированным.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

      1.  Изменения в модели поведения школьника:

-        проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге    (высказывать    свои    суждения,    анализировать    высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

-        соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных взаимоотношений;     проявление     доброжелательности,     взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

активное участие в  альтруистической деятельности,  проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

  2. Изменения   объема   знаний,  расширение  кругозора   в   области нравственности и этики:

-        использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

-краткая      характеристика       (высказывание       суждений) общечеловеческих   ценностей   и   осознанное   понимание   необходимости следовать им;

-        объективная    оценка    поведения    реальных    лиц,    героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

    3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

-        способность объективно  оценивать поведение других людей и собственное,

-        сформированность   самоконтроля   и   самооценки:   действия контроля  ситуативного  поведения,   побуждение  вовремя  его  изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

                                     

Литература:

1.Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2003.-253с.

2.Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№3.-С.71-125

3. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№4.-С.69-142

4. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№5.-С.79 -131

5. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№6.-С.47- 125

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс

 Наименование разделов и тем

     Кол-во часов

                   

  Задачи занятий

Теория

Практич.

занятия

1.

Мы учились жить вместе. Зачем?

1ч.

Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе.

2.

Чем мы будем заниматься в этом году?

1ч.

    Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения.

3.

Азбука этики. Основные понятия этики.

1ч.

    Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

4-5.

Как я выгляжу.

1ч.

 1ч.

    Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

6-7

Я – личность. Мои роли

1ч.

 1ч.

       Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.

8-9

Нравственные сказки

2ч.

Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

10

Устав – основной закон школы.

1ч.

         Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.

11

Человек и его имя.

1ч.

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.

12-13

Я и мои друзья.

1ч.

 1ч.

Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра

14-15

Верность слову.

2ч.

Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.)

16

Речевой этикет

1ч.

Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

17.

Умение общаться.

1ч.

Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

18-19.

Этикет в общественных местах.

1ч.

  1ч.

Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».

20.

Библиотека – хранительница знаний.

1ч.

Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке.

21-22.

Отзывчивость и доброта.

2ч.

        Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

23.

Я познаю себя и других.

1ч.

Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

24-25.

Формы моральной оценки и самооценки.

2ч.

Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

26-27.

Культура поведения человека.

1ч.

 1ч.

Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения».

28.

Как человек принимает решение.

1ч.

Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция.

29.

Принимать решение нелегко.

1ч.

Понимание, что принимать решение – трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт.

30.

Ограничения и самоограничение.

1ч.

Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки.

31.

Каждый выбирает по себе.

1ч.

     Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое  подходит больше всего именно ему.

32.

Я учусь быть самостоятельным.

1ч.

 Понятие « алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным.

33.

Праздничный этикет.

1ч.

Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике.

34.

Повторительно-обобщающий урок.

 1ч.

Обобщить знания по курсу «Воспитание самостоятельности», ролевая игра.

Теория- 27 ч.

Практические занятия – 7 ч.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа метапредметного проекта "Мир моих увлечений" (3 класс)

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....

Рабочая программа метапредметного проекта "Путешествие в космос" (3 класс)

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные темы)....

Рабочая программа метапредметного проекта "Здорово жить здорово" для 4 класса

Объём курса 34 часа в год,  из расчета 1 ч в неделю.Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова «Здорово жить – здорово!», следовательно, основную цель мы видим в формировании у обучающи...

Рабочая программа метапредметного проекта "Я - исследователь" для 4 класса

Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребён...

Рабочая программа метапредметного проекта «В гостях у сказки»3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта«В гостях у сказки» 3 класс...

Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта «Подумаем вместе» 3 класс...

Рабочая программа метапредметного проекта «Слово – к мудрости ступенька» 3 класс

Рабочая программа метапредметного проекта«Слово – к мудрости ступенька»Рабочая программа метапредметного проекта«Слово – к мудрости ступенька» 3 класс...