«Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний».
учебно-методический материал на тему
В данной статье описаны способы активизации мыслительной деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_mladshikh_shkolnikov.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности младших школьников.
Активизация познавательной деятельности младших школьников принесет легкость и эффективность в их обучении. Это, несомненно, нужно детям для будущей самостоятельной жизни.
Активность мыслительной деятельности, непрестанный поиск нового, стремление к самостоятельности является отличительной чертой современного человека. Требование сегодняшней жизни – движение, самостоятельность, инициатива, креативность. Поэтому перед педагогами, психологами и родителями злободневным является развитие у детей познавательной способности и самостоятельности.
Дети младшего школьного возраста имеют огромные резервы для развития. Психологи утверждают, что, если учитель найдет наиболее эффективный способ донесения, то дети смогут освоить более сложный материал, чем он есть в школьной программе.
Важно обратить внимание на особенности и развитие познавательности у детей этого возраста. Чем интереснее учебная деятельность младшего школьника, тем больше его способности и возможности, делающие учебный процесс легким и эффективным. К моменту поступления в школу ребенок, как правило, готов к обучению. Физическое и психологическое развитие уже позволяет ребенку обучаться в школе.
Характеристика познавательных процессов
Восприятие. Это основа познавательной деятельности.
· Формирующееся сенсорное развитие (ощущения, восприятие, наглядные представления) повышает остроту зрения, цветоразличение, фонематический слух.
· Предметы воспринимаются легче, если школьник производит с ними практические действия. Эту особенность нужно учитывать в подаче нового материала.
· Младшие школьники видят в предметах не столько главный, сколько яркий признак. Эту наглядность можно удачно использовать при обучении. Учитель направляет сознание учеников на ту часть материала, которую считает главной.
К концу начального школьного периода восприятие становится глубоким и анализирующим, а деятельность младшего школьника уже опирается на интеллект.
Память. В начале обучения у первоклассников преимущественно механическое, непроизвольное запоминание. Со временем особенности памяти меняются:
· Постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой.
· Память лучше фиксирует наглядный материал, конкретные предметы, а не абстрактные.
· Требуется подключение всех видов анализаторов.
Воображение. На первых порах воображение ребенка творческое и произвольное, с опорой на конкретный предмет. Позже ребенок уже воспринимает предмет по названию, без зрительного образа. К концу начального школьного периода усиливается реализм воображения. Ребенок может создавать логически связанные картинки с реальными деталями, без выдумок.
Мышление. У младшего школьника мышление наглядно — образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению.
Развитие речи. Речь напрямую связана с мышлением.
· Время начального школьного обучения характеризуется увеличением словарного запаса
· Более точным становится значение слов
· Развивается умение слушать и слышать другого человека длительное время
· Вместо говорения про «себя» появляется речь вслух
Ученики младшего школьного возраста отличаются сильным желанием учиться и познавать новое. Главное – поддерживать его интересы.
Методы активизации познавательного развития младших школьников
К. Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание.
Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.
Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Многие учителя ищут способы, «оживляющие» их уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, они придают ему оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает. Надо заметить, что в организации таких уроков важна мера. Иначе дети могут больше сконцентрироваться на необычных способах, чем на материале.
Уровни познавательной активности:
Воспроизводящий. Учащиеся стремятся понять, запомнить, а потом воспроизвести знания. На этом уровне интерес к углублению знаний отсутствует.
Интерпретирующий. Учащиеся стремятся найти смысл в изучаемом материале, увидеть связь между явлениями, найти способы применения в разных условиях.
Творческий. Желание учащихся не только понять глубину и сущность явлений, их взаимосвязь, но найти новый способ для своей цели.
Для повышения активности учеников начальных классов целесообразно использовать следующие словесные методы:
Дискуссии. Дети должны учиться свободно, не боясь, высказывать свою точку зрения и уважать мнение (даже противоположное) одноклассников.
Самостоятельная работа. Ребята должны уметь анализировать, выделять из общего — главное, пользоваться разными источниками информации. Необходимо развивать устную речь.
Самостоятельная работа с дидактическим материалом. Это карточки для закрепления материала, практические задания, тесты и т. д.
Проблемное изложение. На уроке создаются проблемные ситуации. Ребята предлагают свои предложения по решению проблемы. Этот метод активизирует умственную деятельность, синтез и анализ, обобщение и сравнение, установление причинно – следственной связи.
Дидактическая игра
Можно сказать, что одним из самых ценных средств активного познания детей начального школьного звена является дидактическая игра. Активизируя психические процессы, она пробуждает живой интерес к учебе. Учебный материал становится увлекательным, создается рабочее настроение, радость и интерес. Процесс усвоения знаний облегчается. В. А. Сухомлинский оценил игру как искру, которая зажигает огонек любознательности и пытливости.
Для использования познавательных игр О. С. Газман выделил такие требования:
- игра должна основываться на уже имеющихся у ребенка знаниях. Задача с неизвестными для него вещами не вызовет ни интереса, ни желания ее решать
- слишком трудная задача может даже отпугнуть маленького школьника
- важно соблюдать принцип «от простого — к сложному»
- необходимо соблюдение возрастного принципа
Ценность дидактических игр определяется тем, насколько эффективно они помогают решить предметное задание. Дидактическая игра, имеющая познавательный характер, является переходным мостиком к серьезной умственной работе.
У познавательных игр есть возможность решения ряда задач по обучению и воспитанию:
Во-первых, они позволяют расширять объем получаемой информации в ходе обучения и стимулируют переход от любопытства к пытливости и любознательности.
Во-вторых, развивают интеллектуальные и творческие способности детей.
В-третьих, за счет игр снижаются физические и психические нагрузки.
В-четвертых, развивающие игры подготавливают сознание к встрече с новым.
Также, в дидактических играх нет обучения напрямую, и всегда есть позитивные эмоции. Дети очень любят игры, они практически никогда не устают обучаться, играя.
Важной частью игр являются правила, которые направляют игру и регулируют поведение детей.
Подвижные игры с дидактическими элементами подразделяются группы:
· Имитационные игры и упражнения с предметами
· Сюжетные игры с простыми правилами
· Драматизированные (игры по сюжету)
· Бессюжетные игры с правилами
· Спортивные игры
По характеру материала, используемого в дидактических играх, есть
- настольно-печатные (парные картинки, домино, лото, складные кубики и разрезанные картинки) ;
- с предметами, разными по величине, форме и цвету (мозаика, природные материалы: нанизывание, собирание целого из разных частей, выкладывание и т. д. ) ;
- словесные игры, развивающие быстроту реакции, сообразительность и внимание, связанную речь.
Количество игр на протяжении урока должно быть разумным и целесообразным:
- игра в начале урока организовывает и заинтересовывает детей
- игра в середине урока нацеливает на усвоение темы
- в конце урока игра чаще носит характер поиска
На всех этих этапах развивающая игра должна включать разнообразные виды деятельности, увлекать и быть доступной.
Очень полезны на уроках физкультминутки, которые желательно проводить по теме урока.
Советы учителям и родителям
Известно, чтобы максимально достичь воспитательную цель для детей, необходимо совместное, согласованное участие учителей и родителей. При каких условиях активизация детской умственной, познавательной деятельности будет эффективной? Обе стороны — и родители и учителя, должны быть едины таких понятиях:
- ребенок – ученик должен быть вовлечен в самостоятельный поиск новых знаний и решение задач проблемного характера;
- подростку нужно донести, что изучаемые предметы нужны, важны, а обучение — целесообразно;
- интерес к новому материалу неотрывен от уже известных для него базовых знаний.
- обучение должно быть не слишком трудным и не слишком легким; только тогда оно вызовет интерес;
- школьника стимулирует проверка и оценивание его работы (в школе и дома) . Оценка должна быть безопасной для психики ребенка: сначала отмечаются достоинства, затем говорится о недостатках; критика должна быть конструктивной (мягкая форма оценки, фраза «было бы лучше, если бы …») ; оценивать конкретный ответ, не переходя на личность ребенка и т. д.
- важная роль в активизации познавательного процесса принадлежит позитивной психологической атмосфере: принятие независимо от успеха, преобладающее поощрение, побуждение, понимание и поддержка. Приветливость (взгляд, улыбка, кивок…) , внимание являются мощным стимулом для малышей.
Практические советы:
Перегрузка делает работу скучной и нудной; необходимо больше разнообразия и возможности для выбора.
Больший акцент делать на личный пример, нежели на инструкции и правила. У много знающих родителей и учителей ребенок активен в поиске знаний.
Активность детей лучше всего стимулируется своевременной похвалой. Было бы хорошо продумать форму поощрения за особенные достижения в школе и дома.
Для успешного усвоения любого материала необходима организованность ребенка. Это особенно важно для родителей:
· Соблюдается ли домашний режим дня
· Готовятся ли школьные вещи заранее
· Проявляют ли родители интерес к занятиям ребенка в школе
· Опаздывает ли ребенок в школу (как часто)
· Знают ли родители, чем ребенок занимается после школы, сколько времени занимает выполнение домашнего задания, данного учителем
· Делится ли ребенок впечатлениями о проведенном дне в школе.
Детям важно видеть заинтересованность родителей их учебной деятельностью.
Поддержка интереса школьников в посещении библиотек, кружков, секций.
При необходимости — посещение психолога.
Развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, знаниям, потребность в их постоянном поиске – это ключевая задача учителей и родителей. Этот аспект является главным в развитии личности современного поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Активизация учащихся к мотивации интереса к самостоятельному приобретению новых знаний через проектную и исследовательскую деятельность"
Как активизировать учащихся, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Как организовать обучение через желание?В новых условиях нам,...
Статья.Внеурочная деятельность в процессе реализации новых образовательных стандартов.
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных прог...
Организация совместной продуктивной деятельности учителей, младших школьников и родителей в информационной среде в процессе освоения новых ИКТ технологий
Организация совместной продуктивной деятельности учителей, младших школьников и родителей в информационной среде в процессе освоения новых ИКТ технологий...
Метапредметный подход как условие организации продуктивной деятельности обучающихся на этапе усвоения новых знаний.Мастер - класс фрагмента урока окружающего мира по теме «В поисках подземных кладовых».
Мастер - класс фрагмента урока окружающего мира по теме «В поисках подземных кладовых»....
«Расширение и закрепление новых знаний. Самостоятельное открытие нового знания. Выход за рамки урока». Фрагмент урока "Символы Магадана"
Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не расс...
Открытие новых знаний в процессе коммуникативной деятельности. Визуализация эмоций.
Развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте важно, потому что это позволит детям управлять собственными чувствами и адекватно реагировать на различные ситуации, происходящие в...
Игровая деятельность в начальной школе. Личностно-ориентированный подход на уроках открытия новых знаний
Различные технологии, применяемые в начальной школы. Разработано Аристарховой Е.Д....