Организация совместной продуктивной деятельности учителей, младших школьников и родителей в информационной среде в процессе освоения новых ИКТ технологий
статья на тему
Организация совместной продуктивной деятельности учителей, младших школьников и родителей в информационной среде в процессе освоения новых ИКТ технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sovmestnoy_produktivnoy_deyatelnosti_uchiteley.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация совместной продуктивной деятельности учителей, младших школьников и родителей в информационной среде в процессе освоения новых ИКТ технологий
Власова Вероника Михайловна, учитель начальных классов, методист МБОУ "СШ№40"г.Нижневартовск
В главных документах образования : "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования", "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", "Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг. отмечается, что в современных условиях без социально-педагогического партнёрства школа не способна обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с различными субъектами социализации и, прежде всего, с семьей, так как ценности личности формируются в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу поведения человека. Полноценное включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его ученичества, которое отражается на желании ребёнка учиться, стремиться к успеху, преодолевать трудности.
Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом . Совместное взаимодействие школы и семьи формируется средствами новой информационно - образовательной среды.
Сейчас все школы используют в своей работе информационно-коммуникационные технологии как в образовательной, так и управленческой деятельности.
Средства информационно-коммуникационных технологий стали неотъемлемой частью повседневной жизни школьника. Современные младшие школьники – представители нового цифрового поколения, в том числе пользователи Интернета. Они чувствуют себя в глобальной сети легко, свободно и непринужденно.
Поэтому обучающимся необходим доступ к образовательной информации, соответствующей возрасту и интеллектуальному развитию ребенка. В нашей школе предоставляется информация как для обучающихся, так и для их родителей через школьный сайт, родительские и ученические собрания о действующих электронных образовательных ресурсах, образовательных сетевых сообществ, о сайтах, посвященные различным конкурсам, викторинам, олимпиадам, детским творческим фестивалям. Многие ресурсы, которые удовлетворяют потребность в информационном обеспечении по вопросам образования можно найти на портале «Цифровое образование» http://digital-edu.ru/ . Это: Единая Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/; Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/. А также: Портал Всероссийской олимпиады школьников http://old.rosolymp.ru/ ; Школьный клуб http://www.school-club.ru/: Проект "Учеба.ру"http://www.ucheba.ru/ ; Портал "ВСЕОБУЧ" http://www.edu-all.ru/; Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодияhttp://www.nachalka.info/ .
Для родителей обучающихся предоставлена ссылка на проект «Дистанционный репетитор» http://dist-tutor.info/, который предлагает услуги по дистанционному обучению с использованием современных технологий (проведение онлайн -занятий с видео, аудио, с виртуальной доской)
Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатый информационный потенциал, что
существенно повышает эффективность обучения всем учебным дисциплинам начальной школы. Достаточно назвать такие предоставляемые ими возможности, как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио и видеоинформацией, содействие формированию у школьников мотивации к обучению.
Всё больше и больше в последние годы отдаётся предпочтение творческой деятельности с использованием современных сетевых, информационных, коммуникативных и Интернет-технологий в качестве средств обучения, что позволяет организовать учебно-воспитательный процесс, не ограничиваясь школьным компьютером и интерактивной доской класса, и вынести его за пределы кабинета начальных классов и даже за пределы школы. Ученик в этих условиях учится не сколько получать, а добывать знания, используя разные компетентные Интернет-источники.
Одним из вариантов организации совместной продуктивной деятельности учителей, младших школьников и родителей в информационной среде в процессе освоения новых ИКТ технологий является модель открытой информационно-образовательной среды класса с целью вовлечения в совместную образовательную деятельность учителя, обучающихся и родителей данного класса.
Модель выполняет ряд задач:
-активизация младших школьников в процессе усвоения учебной информации, что позволит лучше сформировать информационную компетенцию;
-повышение интереса к процессу познания и к предметному материалу, что позволит повысить мотивацию к изучению учебных предметов;
-индивидуализация учебного процесса по содержанию, объёму и темпам усвоения учебного материала, что позволит более успешно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося;
-повышение эффективности использования учебного времени, что позволит изменить характер труда учителя, сделать его более продуктивным, творческим и интересным;
-включение в образовательное пространство родителей, что позволит усилить воспитательный аспект и сделать более эффективной взаимосвязь «учитель – обучающийся – родитель».
Одной из формой работы модели является персональный сайт учителя. На сегодняшний день персональный сайт учителя – это одно из средств эффективного взаимодействия учителей и родителей, которое позволяет сделать образовательное пространство открытым, позволяет организовать многостороннее сотрудничество обучающихся, родителей и учителей. Создание и ведение своего сайта позволяет учителю создавать электронную библиотеку своих методических разработок, делиться своими мыслями, находками, повысить уровень ИКТ компетенций и получить навыки интерактивного взаимодействия. Свой мини-сайт я создала в «Социальной сети работников образования» (http://nsportal.ru/veronika-vlasova)
Одним из показателей эффективной работы учителя является творческая активность его учеников. На своём мини-сайте учитель может размещать результаты участия своих воспитанников в конкурсах: благодарности, грамоты, сертификаты, дипломы, а также размещать творческие работы учеников, участвовать в конкурсах. Социальная сеть работников образования nsportal.ru предоставляет возможность учителю и его ученикам участвовать в проекте для одарённых детей «Алые паруса».
Одним из важнейших ресурсов сайтов считаю возможность его использования для дистанционного обучения. На сайте педагоги размещают действующие ссылки с дифференцированными домашними заданиями с целью ликвидации пробелов в знаниях учеников и систематизации изученного материала. Родители и учащиеся моего класса являются активными пользователями данного ресурса.
Персональный сайт – эффективное средство взаимодействия с родителями обучающихся, средство создания эффективно действующей информационной образовательной среды.
Педагог взаимодействует с родителями, используя различные сетевые средства.
В настоящее время необходима организация неформального взаимодействия с родителями в рамках единого пространства развития ребенка, поэтому приоритетным будет являться диалог с родителями нежели привычный монолог. Сегодня практически каждое образовательное учреждение пытается наладить более тесный контакт с родителями обучающихся. В связи с загруженностью некоторых родителей, низкой культурой других родителей возникают проблемы с посещением родительских собраний, бесед, открытых занятий. Поэтому использование для этого только традиционных форм работы становится не эффективным. В то же время отмечается и активное желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребёнке, его успехах, проблемах, общаться с педагогами, со специалистами. Организация сетевого взаимодействия с родителями в данном случае является одной из современных, неформальных форм работы, показывающая качественные результаты и вызывающая в последнее время заслуженный интерес и у педагогов образовательных учреждений и у родителей обучающихся. В своей работе использую следующие формы сетевого взаимодействия с родителями: Скайп – консультации; On-line анкетирование; переписка с родителями.
Очень удобна в работе переписка с родителями посредством электронной почты: мобильность, доступность, индивидуальность (надо отметить, что у всех 25семей моего класса имеется доступ в интернет и соответственно электронная почта).
В перспективе планирую использовать: On-line-тренинги, квесты; сетевые родительские собрания.
Особое место в сетевом взаимодействии учителя и родителя занимает электронный дневник. Так, в нашей школе с 2012 началось внедрение электронного дневника в образовательный процесс, посредством школьной социальной сети Дневник ру. В электронном дневнике родитель может найти информацию об успеваемости ребенка, посещаемости, расписании его уроков, о домашнем задании. Зная о предстоящих контрольных работах, проверочных или тестовых через "Дневник.ру.", родители могут дома спланировать подготовку к ним. Кроме того, доступ к программе дает возможность общения с учителями школы, родителями класса. Обращение родителя к электронному журналу вообще можно сравнивать с полноценным посещением родительского собрания.
Одной из задач школьного образования сейчас является не только передача определенных знаний, но и обучение обучающихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является освоение школьниками умения извлекать новую информацию из разнообразных источников, оперировать ею, выводить общие закономерности на основе частных фактов и интерпретировать факты на основании известных закономерностей. При этом главным результатом образования станет обретение обучающимися системы обобщенных теоретических представлений.
Решение поставленных задач и достижение необходимых результатов возможно при использовании метода проектирования. Создание проектов предоставляет обучающимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. При этом дети получают возможность осваивать продуктивные приёмы мыслительной деятельности. Метод проектов стимулирует самообучение и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – поисковую активность, познавательную инициативность, творческие способности, самостоятельность. Учащиеся моего класса участвуют в учебных сетевых проектах с 1 класса, привлекая родителей в роли консультантов. Так, учебный проект "Японские миниатюры: хокку" получил достойную оценку в конкурсе дистанционных проектов всероссийского уровня "Портфолио 1 сентября"и занял 1 место; проект "Чудеса, имеющие реальную основу" - 2 место. (http://project.1september.ru)
Проект "Красота своими руками" во Всероссийском интернет-конкурсе учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М. И. Гуревича образовательного портала "Вентана-Граф" не имеет призового места, но отмечен сертификатом участника.
Новые условия образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО позволяют процесс обучения сделать непринужденным. Во время уроков для получения нужной информации, систематизации знаний у обучающихся появилась возможность выйти в Интернет, поработать с компьютером или ноутбуком, а потом презентовать свою работу всему классу. Мною создан банк детских электронных работ различной тематики. Благодаря этому у учеников развиваются информационная активность, способность к непрерывному образованию и решению творческих задач, готовность работать в команде, – всего, что так необходимо современному человеку.
Учитель, проектируя открытую информационно-образовательную среду класса как фактор повышения доступности образования, обеспечивает развитие личности ребенка. Это в свою очередь способствует повышению качества учебно-воспитательной деятельности в образовательном процессе.
Так, мои ученики являются активными участниками дистанционных олимпиад, конкурсов, викторин. Они стимулируют познавательную и творческую активность, инициативность, самостоятельность обучающихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они удобны во внеурочной и внеклассной деятельности. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут оценить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников, учителей, родителей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно-ориентированного обучения, проектной деятельности. Победа на таких значимых мероприятиях придает уверенность школьнику, даёт возможность пополнять своё портфолио. Особо хочу отметить, что любой мой ученик, не зависимо от его успеваемости по предмету, может включиться в участие в таких олимпиадах. Эти мероприятия позволяют практически осуществлять пропаганду научных знаний, развивать у школьников творческие способности и интерес к научной деятельности, а так же развивать информационную компетентность учащихся и выявить наиболее способных обучающихся для дальнейшей их поддержки и реализации их индивидуальной образовательной траектории.
Особо полюбились моим ученикам Международные дистанционные олимпиады Образовательного проекта "ИНФО-УРОК" по предметам учебного плана; Всероссийские викторины и конкурсы Центра дистанционной сертификации "ФГОС-ТЕСТ" по предметам учебного плана и внеучебной направленности; Всероссийские викторины и конкурсы Центра роста талантливых детей и педагогов "АУРУМ" по предметам учебного плана и внеучебной направленности; Всероссийский конкурс-игра «Русский медвежонок – языкознание для всех»; Всероссийский конкурс-игра «Кенгуру» по математике и т.д.
Результативность этого учебного года: призовые места в дистанционных олимпиадах: 1место -56чел, 2место – 31чел, 3место – 22чел; в дистанционных конкурсах, викторинах 1место -8чел., 2место – 10чел., 3место – 5чел., лауреаты- 4чел.
Данная система работы учителя по созданию открытой информационно-образовательной среды класса обеспечивает:
-индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
-повышение мотивации к учебной, познавательной деятельности;
-эффективное усвоение учебного материала, способность работать самостоятельно;
-формирование компетентностей в любой предметной области;
-условия развития личности на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
-активное включение в образовательное пространство родителей обучающихся
Содержание и формы информационной деятельности в рамках открытой информационно-образовательной среды класса позволили показать обучающимся и их родителям возможности компьютера как рабочего инструмента и учебного средства в образовательном процессе, эффективно повлияли на уровень информационной грамотности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия организации совместной проектной деятельности младших школьников в воспитательном пространстве школы.
Воспитание гармонически развитой личности, способной взаимодействовать с обществом, приспосабливающей к изменяющимся условиям, а также развитие умения сотрудничества являются основополагающими целями ...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
Доклад Совместная творческая деятельность учителей и родителей.
В докладе содержатся принципы работы учителей и родителей по формированию творческой личности ребёнка. Опубликован опыт работы школы в этом направлении....
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками в учебно-воспитательном процессе
Выступление из опыта работы учителя начальных классов в рамках педсовета на тему: «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»...
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у младших школьников.
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимани...
«Проектная деятельность как совместная форма деятельности учителя, ученика и родителей»
Сообщение на тему: «Проектная деятельность как совместная форма деятельностиучителя, ученика и родителей»...
Организация и содержание совместной продуктивной деятельности обучающихся в начальной школе.
Даны практические задания для организации совместной продуктивной деятельности обучающихся в начальной школе....