Строчная буква ё
статья (1 класс) по теме

Лариса Васильевна Зобнина

Большую р

если после согласной стоит ё, то согласный звук произносится мягко. Звук ё даёт два звука йо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yo.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык                                              14.12.11.                                                         

Тема урока: «Строчная буква ё ».

Цель урока:

-развитие познавательных (формулирование и достижение учебной задачи; организации работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация);

-формирование коммуникативных (умение работать с информацией, работа в парах) действий;

- формирование регулятивных (постановка и решение учебной задачи, рефлексия) действий.

Планируемые результаты: сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву;

характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости—мягкости предшествующих согласных звуков;

списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

Оборудование: презентация к уроку, схемы слов.

№ урока

Содержание  урока

Характеристика деятельности учащегося и УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

 Лучшей умственной зарядки

Нет для взрослых и детей;

Кто играет с нами в прятки.

Тот становится умней.

С каким настроением вы пришли на урок?

-  Каким бы вы хотели видеть наш урок? (интересным)

-Какие качества нужно проявить, чтобы урок получился таким?

Давайте вместе дадим себе установку:

Я настоящий ученик, я все смогу и все у меня получится.

Отвечать на вопросы и ставить перед собой задачи. Положительный настрой на работу.

(УУД: регулятивные)

2. Этап актуализации и формирования  индивидуального затруднения в  пробном учебном действии.

Доскажи словечко.

Шубка – иголки, свернётся он – колкий,

Рукой не возьмёшь.

Кто это? ( Ёж)

За рекой росли,

Их на праздник принесли.

На веточках – иголки.

Что же это?... (Ёлки)

А теперь откройте прописи и найдите  какую букву мы будем писать.

- Давайте сформулируем, чему мы должны сегодня научиться.

Я хочу узнать…(как пишется буква ё)

.Я научусь…..  (писать слова и предложения с буквой ё)

Для этого я повторю……(гласные и согласные буквы)

 Рассуждают,  делают предположения. Обобщают  свои знания . Формулируют тему урока, ставят перед собой  осмысленно учебные задачи.

 УУД:

(регулятивные и познавательные

3 Выявление места и причины затруднения.

Создание проблемной ситуации. Рубрика «Давай подумаем!»

Просмотрите иллюстрации и запишите слова.                                                                 

C:\Akademy\EXECUTE\Sortpic\data\pics\colpics\med.jpg   мёд (мод)                     ёлка (мот)                               C:\Akademy\EXECUTE\Sortpic\data\pics\colpics\elka.jpg

-Прочитайте написанное вами слово. 

- Какой звук м? ( твёрдый)

-Вместе произнесём слов мёд. Как  произносится звук м (мягко)  

-Почему по разному произносятся одинаковые слова?

(после м  надо писать ё)

Вывод1:  если после согласной стоит ё, то согласный звук произносится мягко. Звук ё даёт два звука йо.

Сравнивать слова ,находить сходства и отличия. Делать выводы.

(УУД:познавательные(логические и знаковосимволические) и коммуникативные)

4 Пробное действие и составление алгоритма решения учебной задачи.

Зачем нужно знать как звучит звук Ё?

-Что написано на второй строке?(слова)

-Как без ошибок написать слова? (читаем, считаем буквы, пишем и произносим).

ёж, ёрш, пёс

- Сколько букв в словах? (3 слова)

-Сколько звуков? (ёж -3, пёс -3)

-Почему такая разница? (если ё стоит в начале слова то 2 звука, если в середине – 1 звук)

Вывод 2: если ё стоит в начале слова то 2 звука, если в середине – 1 звук.

Алгоритм: произносим- сравниваем – пишем.

Сравнивать слова ,находить сходства и отличия. Делать выводы.

Составлять алгоритм выполнения действий.

(познавательные, коммуникативные)

Физминутка

Гимнастика для глаз

5. Реализации построенного проекта.

Под руководством учителя пишут предложения:

В реке живёт ёрш.  Под ёлкой ёж.

Алгоритм:читаем- считаем– пишем с проговариванием.

Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей

работы

(УУД: познава

тельные, комму

никативные).

6 Первичного закрепления с проговариванием во внутренней речи.

C:\Akademy\EXECUTE\Sortpic\data\pics\colpics\ezik.jpg    ёж      C:\Akademy\EXECUTE\Sortpic\data\pics\colpics\eziki.jpg      ежи

-Найдите различие в этих словах? (в 1 слове –ё, во 2 – е)

- Что можно сказать о буквах?

Разучивание стихотворения:

«Е  и Ё – родные сёстры, различать сестёр непросто. Но у буквы Ё две точки, словно к лесенке гвоздочки»

1 группа называет слова с ё.

2 группа  -                            е.

Сравнивать слова, находить сходства и отличия. Делать выводы.

(УУД: познавательные, коммуникативные).

7 Самостоятельной работы с самопроверкой по образцу и ли эталону.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Игра. Услышьте слово ё.

(Составление в кассе букв  услышанные слова)

Вспомним правила работы в парах.

1. быть  внимательным к товарищу.

2.серьезно относиться к мыслям товарища.

3. быть терпеливым и дружелюбным

4. над  чужими ошибками не смеяться.

Взаимопроверка. «ёлка» , «ёжики»

Работать в паре. Объяснять товарищу свои действия. Выполнять самостоятельно задание.

(УУД: познавательные, коммуникативные,регулятивные)

8 Включения в систему знаний и повторения.

-  И так, подведем итог уроку. Как правильно написать слова с буквой ё?

- Если изменяется форма слова, что происходит со значением слова? Как различить буквы е и ё?

 УУД: познавательные, коммуникативные

9 Рефлексии учебной деятельности на уроке.

Чему вы научили себя и товарища?

Достигли вы той цели, которую ставили перед собой? Как вы её достигли? Как оценили свою работу и товарища?

Над чем еще нужно поработать, что в следующий раз получилось еще лучше?

Уметь анализировать свою деятельность и находить пути решения ошибок.

(УУД: регулятивные)

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

маши    на            жи        раф                     ши        ло

 хи        жи     на                        

Маши    на            жи        раф                     ши        ло

хи        жи       на                        


Весеннее утро в лесу наполнено чудесными звуками. Шуршит в траве ёжик. Кричат грачи. Щебечут мухоловки. (__)

---------------------------------------

Весеннее утро в лесу наполнено чудесными звуками. Шуршит в траве ёжик. Кричат грачи. Щебечут мухоловки. (__)

----------------------------------------------------------

Весеннее утро в лесу наполнено чудесными звуками. Шуршит в траве ёжик. Кричат грачи. Щебечут мухоловки. (__)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...