Духовно-нравственное воспитание школьников
статья на тему

ФОСТЕНКО  ИРИНА  ЛЕОНИДОВНА

                В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит  общеобразовательной  школе.  Ценности  формируются  в  семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой  информации,  искусства,  отдыха  и  т. д.  Но  наиболее  системно, последовательно и  глубоко они  могут воспитываться  всем укладом школьной  жизни.  

            Школьный возраст наиболее восприимчив для  эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого  трудно  восполнить в  последующие годы. Пережитое и  усвоенное  в  детстве отличается  большой  психологической  устойчивостью. 

                  В  соответствии  с  этим  должен  определяться  и  современный национальный  идеал  личности,  воспитанной  в  новой  российской общеобразовательной  школе    –  высоконравственный,  творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. 

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Важнейшей целью современного образования и   одной из приоритетных  задач  общества  и  государства  является    воспитание  нравственного, ответственного,  инициативного  и  компетентного  гражданина  России.  В новом  федеральном  государственном  образовательном  стандарте  общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения  системы  знаний,  умений  и  компетенций,  составляющих инструментальную  основу    учебной  деятельности  учащегося,  но  и  как процесс  развития  личности,  принятия  духовно-нравственных,  социальных, семейных и других ценностей

   Законом  Российской  Федерации   «Об образовании»установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида  образовательного  учреждения,  образовательных  потребностей  и запросов обучающихся, воспитанников  и включают  в  себя  учебный план, рабочие  программы  учебных  курсов,  предметов,  дисциплин  (модулей)  и другие  материалы,  обеспечивающие  духовно-нравственное  развитие,  Статья 9, пункт 6.   14 .

Таким образом, духовно-нравственное  развитие  граждан  России  является    первостепенной  задачей  современной  образовательной  системы   и представляет собой социальный заказ для общего образования. 

         Духовно-нравственное  развитие  гражданина  России    –  это  процесс последовательного  расширения и  укрепления ценностно-смысловой  сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать  и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных  установок. 

Духовно-нравственное  развитие  гражданина  России  обеспечивает развитие  страны,  процесс  ее  глубокой    модернизации    в  его  конкретно-человеческом, социально-личностном выражении. 

                                             П у т и н В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. –1999.

Программы воспитания и социализации должны иметь непрерывный и  комплексный  характер,  быть  интегрированы  со  всеми  компонентами образовательного и социально-воспитательного пространства. 

Содержание  воспитания  в  общеобразовательной  школе  группируется вокруг базовых национальных ценностей. Для ее решения школьники вместе с педагогами,  родителями,  иными  субъектами  духовной,  культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

  общеобразовательных дисциплин;

  произведений литературы и искусства для детей и юношества;

  периодической  литературы,  СМИ,  отражающих  современную жизнь;

  традиционных российских религий;

  фольклора народов России и Кубани;

  истории своей семьи, рода;

  жизненного опыта своих родителей и прародителей;

  других источников информации и научного знания. 

Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности: 

  урочную;

  внеурочную (праздники, викторины,  выставки,  дискуссии ,а также в  деятельности кружков, секций, клубов);

  внешкольную (экскурсии,  сборы  помощи, благотворительные,  экологические,  военно-патриотические  мероприятия, полезные  дела  и  т.д.) ;

  семейную;

  общественно полезную.

Во  внеурочной  и  внешкольной  деятельности  формируются преимущественно эмоционально-ценностный и  поведенческий  компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное  воспитание.  Интеграция  воспитательных  усилий семьи  и  школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. При этом школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного  развития  младшего  школьника. 

Для  полноценного  осуществления  духовно-нравственного  развития обучающегося  и  становления  его  гражданского  самосознания  в  каждой государственной  и  муниципальной  общеобразовательной  школе  должны быть реализованы минимально необходимые требования.   

К таким требованиям следует отнести следующие:

  создание    культурно-воспитательной  среды  образовательного учреждения, содержащей  единые ценности  российской нации, а также народов России, территориально-регионального и местного сообщества;

  создание    социально-воспитательной  среды  образовательного учреждения, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей  (образцовых    граждан)  российской  истории,  плакаты, посвященные  государственным  праздникам,  памятным  датам национальной истории и др.;

  создание  социально-воспитательной  среды  образовательного учреждения,  содержащей  символы  субъекта  Российской Федерации:  герб,  флаг,  гимн,  изображения  знаменитых  людей региона,  плакаты,  посвященные    праздникам,  памятным  датам национальной истории и т. д.;

  создание  эколого-воспитательной  среды  образовательного учреждения,  воссоздающей  ценности  здорового  образа  жизни, бережного  отношения  к  своей  жизни,  жизни  других  людей, природы, планеты в целом;

  создание  эстетической  среды  образовательного  учреждения, воссоздающей  ценности  красоты,  гармонии,  совершенства  в архитектурном и предметном пространстве школы; 

  работа  школы  с  семьей,  системное  привлечение  родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ обучения, воспитания и социализации учащихся;

  направленность программ  обучения, воспитания и социализации обучающихся  на  решение  проблем  их  личной,  семейной    и школьной  жизни,  а  также  проблем  поселка,  района,  города, области, республики, края, России;

                  Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором  модернизации  России.  Создать  современную  инновационную экономику,  минуя  человека,  состояние  и  качество  его  внутренней  жизни, невозможно.  Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от  гражданской  позиции  человека,  его  мотивационно-волевой  сферы, жизненных  приоритетов,  нравственных  убеждений,  моральных  норм  и духовных ценностей.  Воспитание  человека,  формирование  в нем  свойств  духовно  развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие  успешного развития России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...