Методическая консультация "Критическое мышление"
консультация (3 класс) по теме

Хатова Людмила Валентиновна

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Функции трёх фаз технологии Критического мышления

ВЫЗОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (получение новой информации по теме)

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (актуализация знаний по теме0

 

Систематизационная (классификация полученной информации)

Информационная (приобретение нового знания)

 

Коммуникационная (обмен мнениями по теме)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriticheskoe_myshlenie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая консультация «Критическое мышление»

Понятие «Критическое мышление»

Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование».

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника.

Идеальное критическое мышление человека обычно связано:

  • с любознательностью,
  • хорошей осведомленностью,
  • причиной доверия,
  • непредубежденностью,
  • гибкостью,
  • справедливостью в оценке,
  • честностью в столкновении с личными предубеждениями,
  • благоразумием в суждениях,
  • желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы,
  • тщательностью в поиске нужной информации,
  • разумностью в выборе критериев,
  • постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.

Д. Клустер выделяет следующие параметры критического мышления  (См. ст. Клустера «Что такое критическое мышление?» в журнале «Перемена» 2001, № 4):

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  5. Критическое мышление есть мышление социальное.

Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта» [Сорина Г.В., 2003].
  Американцы модифицировали
идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, а также идеи эвристического обучения и довели их до уровня технологии.
ТКМ может быть использована в различных предметных областях:

словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы , др.

и для учащихся разных возрастных групп:

начальная школа, средняя школа, ВУЗы, учреждения повышения квалификации.
Это, прежде всего, подход, являющийся способом «разукрасить» урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, а также базовые навыки человека  открытого информационного пространства.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:

умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

 

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – СТАДИИ «вызов – осмысление – рефлексия».

^ Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о.?»). Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.
^ Вторая стадия - осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
^ Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо

«вызова» более привычно для учителя - введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся.

А «осмысление» - изучение нового материала.

Третья стадия в традиционном уроке - закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Функции трёх фаз технологии Критического мышления

ВЫЗОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (получение новой информации по теме)

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (актуализация знаний по теме0

Систематизационная (классификация полученной информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Коммуникационная (обмен мнениями по теме)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Различают три уровня проявления критичности мышления (у мл. шк-в):
Уровень «зарождающейся» критичности: субъект подмечает, что в изображении объекта познания допущены ошибки, несоответствия, но он еще не в состоянии их осмыслить, объяснить.
Уровень «констатирующей» критичности: испытуемые находят допущенные в объекте познания несоответствия, ошибки, но не стремятся раскрыть источник их возникновения (характерно для учащихся первых и вторых классов).
Уровень«корригирующей » критичности: испытуемые не только отражают части, детали объекта познания во взаимосвязи взаимозависимости и обнаруживают допущенные в них ошибки, несуразности, но раскрывают причины их возникновения, а также указывают пути и средства их устранения [11, с.122].

Степень развития  критического   мышления  у учащихся старших классов:
Начальный уровень  критического   мышления  – это слабое представление учащегося о  критическом   мышлении , слабые умения оценивать, доказывать свою правоту.

 Средний уровень – это умения и навыки мыслительных операций в пределах элементарных суждений, неокрепший опыт доказательства и опровержения, умения оценки и самооценки, понимание критики как мыслительного процесса.

Высокий уровень – устойчивые умения и навыки основных мыслительных операций, умение видеть свои и чужие недостатки (в поведении, речи, слове, деле и т.д.), умение быстрее других определять ошибки, логически обосновывать оценку и самооценку, умело подбирать аргументы за и против; терпимость к аргументированной критике в свой адрес и т.д.

Вся учебная деятельность по данной технологии  строится на основе субъект-субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками.

Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

Образовательные результаты

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку. Использование технологии критического мышления

3 класс. Русский язык. Тема. Изложение. Цель: формирование умения  определять тему текста, устанавливать связь заголовка с темой текста, развитие восприятия,  мышления Ход урока. 1.Орган...

"Синквейн как один из методических приемов технологии развития критического мышления".

В данной работе дается обзор различных методических приемов технологии  развития критического мышления. Подробно рассматривается синквейн как один из приемов технологии развития критического мышл...

Учебно-методическое пособие "Система упражнений по развитию мышления на уроках русского языка".

Предлагаемая система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.Цели: развитие у учащихся навыков ...

« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: «Как управляют движением?»

« Методическая разработка урока окружающего мира  с  использованием технологии критического мышления по теме:  ...

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

Методическое пособие" Развитие критического мышления через чтение и письмо младших школьников"

Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный  на включение уч...