Методическое пособие" Развитие критического мышления через чтение и письмо младших школьников"
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме
Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение ученика в процесс познания окружающего мира под руководством учителя. В пособии представлены задания для уроков литературного чтения, русского языка, окружающего мира с применением ТРКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kriticheskogo_myshleniya_cherez_chtenie_i_pismo_mladshih_shkolnikov.doc | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование критического мышления через чтение и письмо младших школьников.
Методическое пособие
Пояснительная записка
Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение ученика в процесс познания окружающего мира под руководством учителя. В пособии представлены задания, выполненные на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира с применением ТРКМЧП.
Преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что выполнение её основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона об образовании:
- она обеспечивает 100% достижение целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном первом уровне усвоения, что соответствует выполнению минимального требования Госстандарта, обеспечивается развивающий принцип обучения за счет выполнения заданий более высокого уровня усвоения, при котором появляется возможность развивать природные способности учащихся, выявлять одаренных детей.
- соблюдаются принципы демократизации и гуманизации образования.
- создаётся атмосфера для роста самоуважения личности, укрепление её уверенности в себе, удовлетворение основной потребности - потребности в самоуважении.
Цель: создание условий для развития критического мышления младших школьников
Автор-составитель: Базанова Т. А. учитель начальных классов
Базовая модель технологии развития критического мышления через чтение и письмо вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Организация урока. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль учителя – в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
«Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.
Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления,
события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится
ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым
понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Здоровый образ жизни». (Школа России. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 1 часть.)
- Прочитай тему урока.
- Запиши несколько фраз по теме. Всё, что пришло в голову. Потом дети зачитывают свои фразы, которые фиксируются на доске. Получаем кластер, который к концу урока может значительно разветвиться.
.
Корзина идей (фактов, понятий). Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются в логические цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Солнце». (Школа России. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 1 часть.)
- Ребята, вы все видели солнце. А как вы думаете, что же такое Солнце?
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Солнце – это…
… - космическое вещество
… - огонь, греющий Землю
… - горящий шар и др. предположения
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое Солнце?
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о Солнце.
Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Природа в опасности». (Школа России. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 1 часть.)
Промышленные предприятия
сливают в воду отходы, люди
бросают в воду мусор
Человек уничтожает Промышленные предприятия животных. Без животных
отравляют воздух. Леса выру не будет растений, не баются. будет мяса, молока.
«Мозговая атака» проходит в два этапа. На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; в ходе второго этапа учащиеся обмениваются информацией. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
«Свойства воздуха» 3 класс(А.А.Плешаков «Школа России»)
- Как вы думаете, какие свойства имеет воздух? Ребята выдвинули следующие утверждения:
Воздух имеет определённую форму.
Воздух невозможно сжать.
В воздухе возможно услышать какие – либо звуки.
Воздух не имеет массу.
Воздух не может сохранять тепло.
Все утверждения записываются на доске без оценочного комментирования.
На этом этапе начинаем работать над кластером. Приём «мозговая атака» способствует созданию большего количества «гроздьев». Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме.
Приём «Верите ли вы , что…». Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце». (Школа России. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 2 часть.)
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
- Земля – это одна из планет солнечной системы.
- Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.
- Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
- Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
- Земля движется вокруг Солнца.
- Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.
Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, «Синквейн»
«Письмо к учителю»
«Пятиминутное эссе»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Приём «Инсерт» (маркировка текста значками по мере его чтения) очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления.
Для заполнения таблицы учащимся приходится вновь возвращаться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
- Делайте пометки. Я предлагаю вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" . Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Например, такую таблицу «инсерт» составили учащиеся на уроке окружающего мира в 4 классе. Тема: «Солнце». «Школа России» А.А. Плешаков
V | + | - | ? |
Солнце находится на небе, значит оно небесное тело | Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли | Солнце – это раскалённая звезда | Как возникла Солнечная система? |
Солнце даёт нам свет и тепло | Масса Солнца в 330 тысяч раз больше Земли | Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы? | |
Солнце имеет форму шара | Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров | Есть ли другие системы в космосе кроме Солнечной? | |
Солнце похоже на клубок, значит оно круглое | Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца 15-20 миллионов градусов |
Так же таблицу «ЗХУ» (Знаю. Хочу знать. Узнал) начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия». Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Например, «тонкие» и «толстые» вопросы по теме: «Патриоты России» (Окружающий мир , 4 класс, Программа «ШколаРоссии»).
- Какие опасности угрожали России в начале ХVII века?
- Почему К. Минина и Д. Пожарского мы называем патриотами России?
Нет смысла приводить подробно перечень всех вопросов для каждой фазы урока. У каждого учителя они свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края». (Школа России. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 2 часть.)
Ромашка Блума
Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»
Прием «Сводная таблица»:
Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение. Заполни Сводную таблицу.
Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквэйна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Каждому участнику учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквэйн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквэйнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.
«Письмо к учителю» Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).
Памятка написания письма.
1. Я прочитал(а) рассказ
2. Больше всего запомнилось
3. Понравилось
4. Не понравилось
5. Мое эмоциональное состояние
6. Этот рассказ учит меня
«Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Ментальная карта», «Шесть шляп», «Эссе» и другие.
Окружающий мир. 4 класс, «Незаметные защитники урожая»
Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. У растений очень много вредителей.
Жёлтая. Позитивное мышление. У человека есть и помощники в борьбе с вредителями.
Черная. Проблема. При борьбе с вредителями с использованием различных ядохимикатов, погибает много защитников урожая.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось знакомиться с защитниками урожая.
Зеленая. Творчество. Сделать для птиц кормушки. Искать способы борьбы с вредителями не используя ядохимикаты.
Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Ментальные карты.
«Ментальная карта». Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. МК можно использовать, чтобы "застенографировать" те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей и оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на "языке мозга".
При создании карты мы используем цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры (как минимум три цвета). Для начала выделяем тему, проблему или предмет для отображения в центре карты От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, более тонкие. Сначала оформляем основные идеи, а затем уже их редактируем, стараемся сделать ее более понятной и красивой.
Вот такая ментальная карта получилась у нас при изучении темы «Зона степей» в 4 классе. (Школа России. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 1 часть.)
Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька».
ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) Чтение учащимися ДИАМАНТ.
ВАНЬКА
несчастье
грязный, голодный,
измученный, загнанный, уставший
горе, неудача, нужда, безысходность
ожидающий, мечтающий, надеющийся
сытый, удовлетворённый
счастье
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Литературное чтение.
Старуха
злая, жадная
сидит, прогнала, бранится
пряжа, сеть, рыба, желание
закинул, отпустил, отвечает
добрый, послушный
старик
Окружающий мир, 3класс, «Почва».
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
Приём «Синквейн» - творческая форма рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Примеры синквейнов, которые составили учащиеся.
Почва
Живая, плодородная,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы
Земля.
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка
.
Лес
Величественный, таинственный,
Живет, растет, радует,
Национальное богатство страны,
Кладовая природы
Словарь.
Орфографический, незаменимый.
Подскажет, проверит, подтвердит.
Умейте пользоваться словарем!
Помощник.
Гласные.
Безударные, непроверяемые.
Сомневаться, помнить, искать.
Помни или обращайся к словарю!
Правописание.
Окружающий мир, 3класс, «Нервная система человека».
Прием РАФТ:
Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.
Р – роль (любой человек нашей планеты)
А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)
Ф - форма – рассказ
Т – тема «Нервная система человека»
Учитель предлагает ученикам:
-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.
Урок русского языка (2 класс)
Тема урока: «Правописание парных согласных по звонкости- глухости в середине слова»
Стадия вызова
Учитель ставит перед детьми проблему: «Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?»
(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)
Затем происходит обмен информацией в группах.
Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
Учитель:
-Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
-(Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
Применение технологии Развития критического мышления через чтение и письмо даёт детям чёткий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По- новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все методы и приемы РКМ дают возможность:
- Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
- Повышать познавательное отношение к прочитанному;
- Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.
Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру.
Список используемой литературы
- С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
- Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
- Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
- А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. I, II часть «Школа России»
- В. П. Канакина «Русский язык» I, II часть «Школа России»
- Л. Ф. Климанова «Литературное чтение» I, II часть «Школа России»
Каково будущее человечества, которое не бережёт природу?
Человек задохнётся ядовитым воздухом
Человек погибнет от голода
Человек отравится грязной водой
чистить зубы
умываться
Не курить
КЧеловек погибнет от голода
которое не бережёт природу?
Человек погибнет от голода
Человек погибнет от голода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления через чтение и письмо
Использование педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Её применение позволяет развивать умение: анализировать, сравнивать, выделять главное;решать пр...
Развитие критического мышления через чтение и письмо при обучении младших школьников
Выступление на совещании учителей...
Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...
«Развитие критического мышления через чтение и письмо у детей младшего школьного возраста»
Творческая квалификационная работа...
Методическая разработка "Использование технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе"
Методическая разработка знакомит с поэтапным применением технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо" в практике учителя начальных классов...
Технология развития критического мышления через чтение и письмо у младших школьников. Опыт работы. Рекомендации.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетен...
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Статья подготовлена на Международную научно-практическую конференцию "Духовно-нравственное и правовое воспитание личности", проходившую на базе Восточно-Казахстанского Государственного униве...