Учебно-методическое пособие "Система упражнений по развитию мышления на уроках русского языка".
методическая разработка по русскому языку на тему

Лаврова Светлана Владимировна

 

Предлагаемая система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.

Цели: развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, формирование мыслительных операций и способности к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал, совершенствование орфографической зоркости, повышение уровня грамотности и интереса к учёбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskoe_posobie.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврова Светлана Владимировна

учитель, ГАОУ средняя общеобразовательная школа № 577, Санкт-Петербург

Учебно-методическое пособие

Система упражнений по развитию мышления

 на уроках русского языка

Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Развивать мышление - значит развивать умение думать. Психологи отмечают, что осмысление и усвоение учебного материала осуществляется с помощью специальных мыслительных операций, а трудности в усвоении учебного материала во многом обусловлены неразвитостью аналитико-синтетической деятельности, неумением сравнивать, обобщать, классифицировать. В качестве средства формирования данных мыслительных операций на уроках русского языка можно использовать задания для самостоятельной работы, основанные на тематическом материале программы по русскому языку, которые помогут включать в сознание ребёнка учебные задачи и формировать простейшие мыслительные навыки: умение ставить вопросы, устанавливать закономерности, делать умозаключения. С другой стороны развитие мыслительных операций способствует формированию навыков самостоятельной работы и повышению грамотности учащихся.

Основные мыслительные операции.

  1. Сравнение- «сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними».
  2. Анализ - «мысленное расчленение предметов, явлений, ситуаций и выявление составляющих их элементов».
  3. Синтез - «восстанавливание целого, вскрывая существенные связи и отношения элементов».
  4. Обобщение - «мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам».
  5. Классификация - «объединение тех или иных предметов, явлений в группы по их основным признакам».
  6. Конкретизация - «процесс восстановления в мышлении объективной целостности, существующей через связи единичных вещей»

Предлагаемая ниже система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.

Цели: развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, формирование мыслительных операций и способности к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал, совершенствование орфографической зоркости, повышение уровня грамотности и интереса к учёбе.

Тема: Правописание слов с безударной гласной в корне

Задания на развитие таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение

  1. Для слов каждой строки подберите слово с общим значением.

Лиса, бобры, пчела…

Гроза, дожди, снега…

Стоять, смотреть, просить…

  1. К каждому общему понятию подберите одно частное (любое) с безударной гласной в корне слова.

Растения-…

Животные-…

Имена существительные-…

Имена прилагательные…

Глаголы…

  1. Сделайте выводы на основе имеющихся данных.

а) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово с ударным гласным. В слове коврик гласный о ударный. Поэтому оно является…(проверочным)

б) В словах: лесная, кормушка, зверята, малыш есть безударные гласные в корне, которые надо проверять. Значит, чтобы написать слова верно, надо…(подобрать проверочное слово)

На сочетание операций анализа и синтеза

  1. Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее слово.

Инзелкас - слезинка.

Тоцвек - цветок.

Загор - гроза.

Ратоп - тропа.

Бирг - гриб.

  1. Запишите из слов каждой строчки сначала проверочные слова, а потом проверяемые. Выдели корень.

Красный, краснеть, краснота, красненький.

Редкий, поредел, проредить, реденький.

Выглядел, глядеть, загляденье, глядя.

Тяжёлый, тяжело, тяжесть, потяжелел.

  1. Исправьте ошибки.

В золотые осенние дни готовились к отлёту журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот потянулись птицы в дальние страны. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро поднимется над рекой весёлое солнце.

На развитие классификации

  1. Распредели слова в две группы, подбери проверочные слова.

Колосок, борода., старина, корешок, говорить, трепетать, голосок, бережок, сторожить, голова, полоса, гребешок, волосёнки, лопотать, зеленеть, стебелёк, древесина, хохотать.

  1. Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Проверь гласную любым из двух способов.

Х лмы, т..жёлый, св..стит, св..тлячок, пож..лтел, л..сток, л..дяной, б..рега.

На развитие конкретизации

Выпиши только те слова, в которых нужно проверить гласную в корне слова.

Огород, ягодка, варенье, богатый, садовая, яблочный, земляной, облетают, погода.

Составьте вопросительное предложение, чтобы узнать о способах проверки безударных гласных в корне слова.

Тема: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне

Задания на развитие таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение

  1. К каждому общему понятию припишите частное с парной согласной.

Явления природы

Птицы

Животные

Имена прилагательные

Имена существительные

  1. Для слов каждой строки подберите слово с общим значением.

Чиж, дрозд, голубь, ястреб

Дождь, снег, лёд

Ландыш, камыш, арбуз

Тетрадка, книжка, скрепка

  1. Сделайте выводы на основе имеющихся данных.

а) Известно, что парные согласные на конце или в середине слова надо проверять, так как согласные звук и буква могут не совпадать. В словах пруд, лес, робкий, трубка есть парные согласные. Значит, чтобы написать эти слова верно, надо

б) На конце слов нос, воз, дуб, суп, рукав, жираф пишутся согласные, парные по звонкости- глухости. В словах нос, суп, жираф звуки с, п, ф соответствуют написанным буквам, а в словах воз, дуб, рукав на месте тех же звуков пишутся буквы з, б, в. Делаю вывод: звуки с, п, ф на конце слова перед их написанием надо проверять.

На сочетание операций анализа и синтеза

  1. Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее слово.

Рыбка - быкар.

Сказка - казаск.

Гибкий - бийгик.

Столб - лтобс.

Река - кеар.

  1. Спишите, исправив ошибки.

У Васютки ушки чутки. Усы длинные, шубка шёлковая. Глазки огневые ,когти цепкие. Ласков Васька да хитёр. Днём на солнышке лежит и всё сказки говорит.

По чистому снегу бежит мышка. За мышкой дорожка, где в снегу лапки ступали. Увидела мышка сосновую шишку и поглядывает, нет ли хоря.

  1. Подбери к каждому слову родственные слова с парной согласной.

Берёза -

Морковь -

Морозит -

Рыба -

  1. Подбери к именам прилагательным антонимы.

Тяжёлая ноша, чёрствый хлеб, частый лес, горький запах, неуклюжий котёнок, далёкий путь, шершавая доска, смелый мальчик, высокий забор.

На развитие классификации

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подумай и распредели слова с орфограммой на две группы.

Краси зимний наря леса. На лапах елей лежит сне . На тонкой берё ке сверкает иней. Молодые ли ки и ду ки качают замёр шими ве ками.

  1. Распредели слова на три группы, найди лишнее:

автобус, огород, шарф, сапог, степь, сугроб

На развитие конкретизации

  1. Выпиши все слова с согласными в слабой позиции. Напиши проверочные слова.

Мы шли в лес по узкой тропке. За деревьями мы увидели соек. Обычно их можно видеть на лесных дорожках или опушках. Заметит сойка человека или собаку и издаёт резкий крик. По крику звери и птицы узнают о близкой опасности.

  1. Составьте вопросительное предложение, чтобы узнать о способах проверки парных согласных.
  2. Подберите и запишите однокоренные слова с парными согласными в слабой позиции.

Шапочка, снега, кошечка, тетрадочка, робок, ягода, кружок, шишечка, пасти, просить, косить, скользить, берёзонька.

Тема: Правописание слов с непроизносимой согласной в корне

Задания на развитие таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение

  1. К каждому общему понятию подберите частное. (с непроизносимой согласной).

Имена прилагательные -

Имена существительные -

Слова из словаря -

Слова, в которых непроизносимые согласные предполагаются, но не пишутся

  1. Для слов каждой строки подберите общий признак.

Бескорыстный, гигантский, доблестный -.

Солнце, счастье, сердце -.

Ужасный, опасный, напрасный -.

  1. Сделайте выводы на основе имеющихся данных.

а) Известно, что слова с непроизносимыми согласными надо проверять. В словах звёздный, счастливый, известный есть непроизносимые согласные. Значит, чтобы эти слова написать верно, нужно…

б) В сочетании согласных при изменении слова вкусный - вкусен, непроизносимый согласный не слышится. Значит…

На сочетание операций анализа и синтеза

  1. Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее.

Солнце - цолнес.

Тростник - росткнит.

Сердце - рецсед.

Грустный - снугрыйт.

Друг - гурд.

  1. Запишите ответы в алфавитном порядке, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.

Любящий повелевать. Большая морская птица. Приветствие при встрече. Окружающее пространство. Способное причинить вред. Водное растение. Центральный орган кровообращения. Выраженный словами. Белая бабочка. Занимающий много места.

  1. Спиши текст без ошибок.

Стоит чудесный зимний денёк. Яркое солнце освещает окрестность. Под моё окно прилетели прелестные птички. На головке чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. Это синички. Их много живёт в нашей местности. Одна из них радостно свистнула. Она увидела на ниточке под окном вкусное сало.

  1. Спишите, исправив ошибки.

Серьёзные ребята получили радостное известие. Всюду звенят детские голоса. В школу приехал известный писатель. Он будет читать свои интересные рассказы. Счастливые школьники собрались на местный праздник.

На развитие классификации

  1. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными. Выпиши их в 1 столбик, а во 2 столбик запиши проверочные слова.

Что?. матери лучше чего? греет. Человек трудолюбивый – самый какой? Работа веселит что?.

  1. Запиши слова в два столбика, обоснуй свой вариант:

звёздный, счастливый, праздник, радостный, честный, чувство, здравствуй, солнце, известный, чудесный, местный, опасный.

На развитие конкретизации

  1. К существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными и наоборот.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.

  1. Составьте вопросительное предложение, чтобы узнать, в каких случаях непроизносимая согласная не пишется?

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

На развитие таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение

  1. Сделайте вывод на основе имеющихся данных.

1) Известно, что мягкий знак пишется у существительных женского рода с шипящими на конце. Слово молодёжь- это имя существительное женского рода с шипящим на конце. Делаю вывод: вот почему в слове молодёжь    

2) У слов помощь, речь, молодёжь, тишь на конце пишется мягкий знак. Каждое из слов является именем существительным женского рода и оканчивается на шипящий. Делаю вывод:  

  1. К каждому общему понятию припишите одно частное.

Существительные женского рода с шипящими на конце  

Существительные мужского рода с шипящими на конце    

Одушевлённые существительные    

Неодушевлённые существительные  

Животные    

  1. Для слов каждой строки подберите слово с общим значением.

Ёрш, чиж, мышь    

Сторож, скрипач, трубач  

Рожь, камыш, плющ  

  1. Подчеркните мягкий знак в тех словах, где его написание не соответствует произношению.

Сирень, сучья, мельница, мышь, играть, беречь, поёшь, летишь.

На сочетание операций анализа и синтеза

  1. Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее слово.

Плащ- щалп.

Грач- чгар.

Багаж- гажаб.

Помощь- щопомь.

Рожь- жорь.

Воз- зов.

На развитие классификации

  1. Вставь пропущенные буквы. Объясни свои действия.

Дорога шла через рож  . Вот пробежала мыш  . Вот в роще послышался плач  . Это сыч   затянул грустную песню. Наступила ноч  .Кругом стояла тиш  , камыш   шептался с рекою. Мы с другом сделали шалаш   на берегу. Утром, только блеснул луч   солнца, мы закинули удочки. Скоро мне попался лещ  ,а у Коли на леске бился ёрш  .

  1. Придумайте небольшие рифмовки с данными словами.

        Луч                          стриж               циркач              багаж

         Ключ                       чиж                  силач                экипаж

  1. Спишите предложения, вставив пропущенные буквы, где надо.

Трубач  , циркач  , скрипач   ели дич  и калач  . Царевич   и королевич   в полноч   встретили мыш  .Сторож   услышал плач   , надел плащ   и потерял ключ  .

  1. Составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы.

Холодный, шумит, овраге, ключ  ,в .

Глубокая, над, ноч  ,городом, опустилась.

Вокруг, глуш  , была, лесная.

На развитие конкретизации

  1. Докажите, что в слове туш не пишется мягкий знак, а в слове тушь пишется.
  2. Установите закономерность в написании слов: шалаш, вещь, обруч, дочь.

Тема: Правописание приставок

Задания на развитие таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение

  1. Докажите, что в слове нарисовал пишется приставка на-, а в слове дорисовал пишется приставка до-.

Сделайте вывод на основе имеющихся данных.

1) Приставки за, на, над всегда пишутся с гласной а. В слове зашёл есть одна из этих приставок. Поэтому      

2)В словах закрыл, прошёл, надел, полил есть безударные гласные. Для того, чтобы написать безударные гласные в этих словах верно, надо определить    

3) Слова перешёл, передал, пересмотрел, перескочил имеют одну и ту же приставку пере-. В каждом из слов приставка пере- пишется с двумя гласными е-. Делаю вывод:  

  1. К каждому общему понятию припишите частное.(с приставками)

Глаголы  

Имена прилагательные  

Имена существительные  

Слова с безударными гласными в корне  

Родственные слова  

  1. Для слов каждой сточки подберите слово с общим значением.

Нарисовать, закрыть, надрезать  

Прочитал, перечитал, дочитал  

Посадка, походка, побелка  

На сочетание операций анализа и синтеза

  1. Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее.

Забег- багез.

Проход- дохорп.

Подарок- рокадоп.

Налёт- лёнат.

Замок- макоз.

  1. Спиши без ошибок.

Подула зима холодом. Сорвала листья с лесов, дубрав и разметала их по дорогам. Стали птицы в стаи собираться. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря в тёплые страны.

На развитие классификации

  1. Вставь гласные буквы в приставки.

Н  ступила осень. В воздухе з  холодало. П  темнела вода в водоёмах. С кустов и деревьев    блетает листва. П  р  лётные птицы с  бираются улетать.

  1. Спиши слова. Сначала напиши слова с ударной гласной в приставке, затем с безударной.
  1. Подкоп, подчеркнуть, подобрать, подпись, подпол.
  2. Поступь, повязка, повар, поговорка, побег.
  3. Отпуск, отвезти, откусить, отзвук, отдать, отделка.
  4. Окрестный, озимь, окрошка, окучивать, округ, онеметь.

На развитие конкретизации

  1. От слова летел образуй новые слова с приставками в-, на-, по-, под-, от-, об-, при-, пере-, вы.
  2. Выпишите слова с приставками.

Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.

Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.

Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.

  1. Придумайте и запишите по 3 слова, в которых данные буквы являются:
  1. частью корня
  2. приставкой

за-, по-, с-, на-, о-, в-.

  1. Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам.

Закрыл-, обыграть-, разлюбить-, подплыть, подойти-, высыпать-, развернуть-.

  1. Установите закономерность в написании слов: побежал, закрыл, доплыл, написал.

Тема: Разделительный твёрдый знак ъ

Задания на развитие таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение

  1. Сделайте выводы на основе имеющихся данных.

1) Известно, что разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся на гласную е, ё, ю, я. В слове объел приставка оканчивается на согласную, а корень начинается на гласную е. Вот почему    

2) В словах съел, съёмка, подъезд, объяснение пишется разделительный ъ. В этих словах есть приставки, которые оканчиваются на согласную, и корень начинается на буквы е , ё , я. Делаю вывод:    

  1. К каждому общему понятию припишите частное. (с ъ )

Глаголы-  

Имена существительные-  

Имена прилагательные-  

Трёхсложные слова-  

Однокоренные слова-  

  1. Для слов каждой строчки подберите слово с общим значением.

Подъезд, съезд, въезд, объезд-  

Подъём, объём, съёмка-  

Объявление, объяснение-  

  1. Докажи : почему в слове въезд пишется разделительный твёрдый знак, а в слове вьюга пишется разделительный мягкий знак?

На сочетание операций анализа и синтеза

  1. Составьте слова из рассыпанных букв, вставьте разделительный ъ или ь знак,  исключите лишнее слово.

Съёмка- ксаём

Объезд- зедоб

Подъём- модёп

Въезд- дезв

Вьюга- вагю.

  1. Составьте предложения из слов каждой строчки. Можете добавлять свои слова.

Разъяснил, взъерошенный, подъём, объявление.

Разъярённый, объяснил, съедобный.

Подъёмный, въедливый, съёмка.

  1. Составьте небольшой рассказ, используя данные слова.

Объявление, подъезд, отъехали, подъехали, объехали, въехали, объедение.

На развитие классификации

  1. Спишите. Замените словами с твёрдым знаком и противоположными по значению.

Соединить концы, приезд гостей, уехать от магазина, спуск с горы, выехать из города, въехать на гору, успокоить медведя, причёсанный мальчик.

На развитие конкретизации

  1. Установи закономерность в написании слов подъём, вьюн, разъярённый, пьёт.
  2. Запишите ответы в алфавитном порядке, используя слова с разделительным ъ и ь знаками.

Растолковать, сделать понятным.

Грибы, которые можно есть.

Недоеденные куски.

Полоса вдоль берега моря, озера.

Мясной отвар.

Вход в здание.

Впрыскивание лекарства, укол.

Восхождение на крутую гору.

Неисправность, недостаток.

Снежная буря, метель,

Служащий, разносящий почту.

Сжался, скорчился.

  1. Напишите 6 слов с орфограммой проверяемая безударная гласная в корне слова так, чтобы в этих словах был разделительный твёрдый знак. Напиши проверочные слова.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рубинштейн С.Л.О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  2. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. М.,2001.
  3. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. М., 1989

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное интеллектуальное развитие на уроках русского языка

Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном...

Обучение младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

    В представленных материалах рассматриваются проблемы обучения русскому языку умственно отсталых младших школьников. Показана коррекционная и практическая направленность материала ...

Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР

     Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...

Метапредметное занятие «Метод Fishbone» - один из способов формирования критического мышления. Урок русского языка "Второстепенные члены предложения"

Тип урока – изучение нового материала.Компетенции:  Учебно –познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности....

Мастер-класс "Включение нейропсихологических упражнений и игр в урок русского языка с помощью ЦОС ЯКласс"

Цели: повышение уровня знаний педагогов по применению нейропсихологического подхода в преодолении трудностей в обучении детей младшего школьного возраста, передача педагогического опыта и продуктивных...

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс

          Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений...

Сборник коррекционно-развивающих заданий для развития орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития на уроках русского языка

В данном сборнике представлены коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития. Данный сборник адресован п...