Программа самообразования
статья на тему
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
«Утверждено» «Согласовано»
Зам. директора по НМР Руководитель МО
__________ О.В.Мадаева __________ Л. А. Скочина
« » _________ 2009 г. « »____________ 2009 г.
Программа работы по теме самообразования
учителя начальных классов
Наталии Дмитриевны Никовской
Яр-Сале
2010 г.
«… Исследовательское обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
Актуальность.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Программа по самообразованию – это программа развития педагога, модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать образовательный процесс.
На современном этапе изменений, происходящих в сфере начального образования приоритетной целью школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания
Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема: «Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности».
Педагогическая проблема.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, требует нового подхода к организации учебно - воспитательного процесса, соответствующей подготовки учителя. Включение педагога в инновационную исследовательскую деятельность в ходе самообразования, повышение своей педагогической квалификации даёт ему возможность активизировать свой творческий потенциал, демонстрировать на практике высокий уровень владения современными формами преподавания.Профессионально формировать у учащихся умения и навыки рациональной организации труда, обеспечивать дифференциацию обучения посредством использования разноуровневого подхода к обучению, применять проблемные формы изложения изучаемого материала, организовывать поиск и исследование, использовать наблюдение и диагностику. Первоочередной задачей образования становится развитие у учащихся таких качеств и способностей, которые позволили бы ему не только комфортно существовать, но и, преодолевая трудности, создавать качественно новое социальное пространство. На современном этапе образования начальная школа переходит к истинно гуманному образованию, обращённому к значимости операциональных компетенций.
Гипотеза
- Реализация данной программы позволит стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, повысить свое профессиональное и научно-методическое мастерство.
- Применение метода исследования в обучении будет способствовать:
- создание условий для успешного учения (ситуации успеха);
- активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;
- формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению;
- формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
- приобщать к поисковой и творческой деятельности;
- создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке
Цель программы: обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволило бы найти такие подходы и методы обучения учащихся, которые стимулировали бы познавательную деятельность и развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника.
Задачи:
- Изучить сущность исследовательской деятельности как средства развития познавательной активности младших школьников.
- Овладеть технологиями, методами и приемами организации учебной деятельности, позволяющими учащимся приобрести исследовательские и практико-ориентированне навыки.
- Разработать методику обучения, направленную на организацию познавательной деятельности младших школьников, через использование исследовательской деятельности.
- Разработать новые дидактические материалы и наглядные пособия по предметам по темам, разделам.
- Разработать и апробировать программу «Школа исследования».
- Обучать младших школьников проведению учебных исследований.
- Развивать познавательную активность детей.
- Систематизировать и обобщить опыт работы по формированию компетентностного подхода к обучению и воспитанию школьников.
Этапы работы.
№ этапов | Ожидаемые результаты | Сроки |
I. Диагностический | 1. Выявление актуальности темы. 2. Изучение литературы по теме. 3. Определение цели и задач работы над темой самообразования. 4. Создание научной методической основы работы по теме. 5. Осуществление исследовательской и проектной деятельности учащимися. 6. Мониторинг эффективности использования готовых программных продуктов в начальной школе. 7. Прохождение курсов повышения квалификации. | 2009-2010 учебный год 2009-2014 гг.. |
II. Прогностический |
| 2010-2012 учебный год |
III. Практический |
| 2009-2014 учебный год 2010-2011 2010-2013 |
IV. Обобщающий |
| 2011-2014 учебный год |
V. Внедренческий |
| 2011-2014 учебный год |
План работы педагога над темой
Этапы | Содержание работы. | Сроки реализации | Результат выполне- ния | Форма отчёта |
I. Диагностический. |
| 2009-2010г. 2009- 2010г. 2009-2011г. в течение реализации программы систематически 2010-2011г. 2010-2012г. 2010-2012г. 2009-2014 гг.. | Собеседование с руководителем МО, заместителем директора по методической работе. Создание теоретической базы опыта Сообщение на МО учителей начальных классов. Тесты Подготовки к олимпиадам Сводная таблица Свидетельство о повышении кваллификеации | |
II. Прогностический |
| 2009-2010г. 2009-2014гг Сентябрь 2010г
2010-2012гг 2010-2014г. 2011-2013гг 2010-2014гг 2010-2014гг 2010-2013гг | Удостоверение Адаптированная программа Планирование учебных проектов Банк проектов Тесты Призовые места в олимпиадах, конкурсах, выставках Сводная таблица ЗУН, исследовательской деятельности | |
III.Практический | 1. Формирование методического комплекса по теме:
2.Активное участие обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах, выставках. 3. Мониторинг эффективности использо-вания исследовательских проектов в формировании новых способов человеческой деятельности:
| ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно 2010-2014г. | Планирование исследовательских проектов Календарно-тематическое планирование Разработки уроков Раздаточный материал Презентации Копилка творческих работ учащихся. Тесты Призовые места в олимпиадах, конкурсах, выставках Сводная таблица ЗУН, исследовательской деятельности, сформированной компетентности учащихся | |
IV. Обобщающий |
| 2013-2014г. 2012-2014гг ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно 2013-2014гг | Сборник Программа Доклад Реферат. Концепция | |
V. Внедренческий |
| 2011- 2014 г. 2010-2011г. 2013-2014г. 2012-2014г. 2010-2014 2013-2014г. | Сборник Сборник Размещение на образовательных порталах в сети Интернет Портфолио |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАМЫ
I. Полное название программы | Программа развития профессиональной компетентности «Формирование компетенций обучающихся путём внедрения исследовательской деятельности в урочное и неурочное время». |
2. Цели программы | Развитие профессиональной компетентности , качественные и количественные изменения профессиональных знаний и умений, их совершенствование |
3. Соотнесение программы с нормативными документами, | - Устав МБОШИ ЯШИ С(П)ОО
- Программа развития школы» - Решения педагогических советов - Приказы, распоряжения управления образования |
4. Специфика содержания программы | Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Налицо два необходимых компонента учебной ситуации: возникшая потребность детей и содержание обучения. Но существует еще и третий необходимый компонент, без которого невозможно разрешение учебной ситуации - учитель. Готов ли учитель вести детей по сложному лабиринту формирования универсальных учебных действий ? |
Основным механизмом реализации программы является организация работы по повышению квалификации, развитию технологических компетенций, совершенствованию профессиональных знаний, уменийи навыков. Формы реализации программы включают: участие в дистанционных | |
5. Автор программы | Никовская Наталия Дмитриевна, учитель начальных классов МБОШИЯШИС (П) ОО с. Яр-Сале |
6 Адрес организации | |
7.Телефон, факс | |
8.Участник программы | |
9. Место проведения | |
10. Сроки проведения | 2011-2016 г. |
11. Особая информация и примечания | На различных этапах реализации программы будут использованы различные способы определения результативности деятельности участника программы: предварительная, текущая, тематическая, итоговая диагностики. Эффективность решения педагогических задач будет отражаться в анализе профессиональной деятельности с детьми. Субъективные достижения и изменения будут отражены в профессиональном портфолио. |
Диагностическая карта сформированности ключевых компетентностей
обучающихся
№ | Фамилия, имя обучающегося | Учебно-познавательные компетентности | Ценностно-смысловые и общекультурные компетентности | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. | Астапова Елена | С | С | С | В | С | В | В | В |
2. | Батманова Дарья | Н | С | С | С | В | В | ||
3. | Вануйто Саване | Н | С | С | С | Н | С | С | В |
4. | Вышкребенец Денис | Н | Н | С | С | С | С | С | В |
5. | Домбровский Алексей | С | В | С | С | С | В | В | В |
6. | Жуков Константин | В | В | В | В | В | В | В | В |
7. | Ижбулаев Ренат | С | С | С | В | С | С | С | В |
8. | Конашева Алёна | В | В | В | В | С | С | С | В |
9. | Костин Кирилл | Н | С | ||||||
10. | Мурулькин Евсей | Н | С | С | С | С | С | С | В |
11. | Ламдо Полина | С | С | С | С | С | В | В | |
12. | Окотэтто Вадим | С | С | В | В | С | С | С | В |
13. | Окотэтто Яна | С | С | В | С | В | В | ||
14. | Романов Александр | С | С | С | В | С | С | С | В |
15. | Рейзов Мурат | С | В | В | В | В | В | В | В |
16. | Руденко Ольга | В | В | В | В | В | В | В | В |
17. | Санджиева Тольта | В | В | В | В | В | В | В | В |
18. | Салов Александр | Н | С | С | С | Н | С | В | В |
19. | Сэротэтто Анастасия | С | С | С | С | С | С | С | С |
20. | Силкин Данил | С | С | С | С | С | С | С | С |
21. | Яптик Хадко | С | С | С | С | С | С | С | |
22. | |||||||||
13. | |||||||||
24. |
В – высокий уровень (проявляется всегда без внешнего побуждения и контроля)
С – средний уровень (проявляется в большинстве случаев)
Н – низкий (проявляется периодически)
К – крайне низкий (практически не проявляется)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования.
Я работаю по прграмме 3 года по развитию речи учащихся....
Программа самообразования
Программа самообразования учителя начальных клаасов....

Программа самообразования
Программа по самообразованию – это программа развития педагога, модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как с...
Индивидуальная программа самообразования.
Примерная структура индивидуальной программы самообразования педагога младших классов....

Программа самообразования «Примененue ИКТ
В программе по самообразованию «Применение ИКТ в работе учителя начальныx классов» подробно расписано как можно изучить данную проблемму ...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Программа самообразования
Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий через проектную деятельность на уроках и во внеурочное время»Цель: на основе изучения закономерностей влияния совре...