методические разработки уроков
методическая разработка (3 класс) по теме
1. урок письма к интерактивной доске
2. методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo.notebook | 488.25 КБ |
metodicheskaya_razrabotka.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
АНОШКИНА АННА ВЛАДИМИРОВНА
Учитель начальных классов ГБОУ ЦО № 1925 ВОУО ДО
г. Москвы
Методическая разработка
Тема: «Использование метода театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе.»
Направленность: данная работа предназначена для учителей начальной школы гуманитарных школ, лицеев, гимназий.
Краткое содержание: В работе изложены основные аспекты использования метода театрализации как одного из форм творческих пересказов. Аргументированиы и предложены приемы использования элементов театрализации при работе с литературным текстом. Представлениы некоторые виды упражнений на каждом этапе использования метода театрализации. А также последовательность введения метода театрализации при работе с литературными произведениями в начальной школе.
Пояснительная записка
Цель: Повышение качества образования путем формирования навыков осознанного чтения с использованием методики театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах.
Задачи:
1. Проанализировать эффективность использования метода театрализации на развитие творческих способностей учащихся;
2.Разработать приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения, соответствующие возрастной группе учащихся и их индивидуальным способностям.
3. Разработать виды упражнений на некоторых этапах введения метода театрализации на уроках литературного чтения;
4. Апробировать приемы.
5. Внедрить предложенную методику в практику.
Актуальность:
В соответствии с реализацией образовательной программы Стандарты нового поколениия современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Важнейшей отличительной особенностью новых федеральных стандартов является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, направленных на активизацию действий учеников.
Актуальность вопросов литературного образования в начальных классах заключается в том, что оно направлено на формирование навыков осознанного и выразительного чтения, совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие художественно-творческих и познавательных способностей.
Учитывая индивидуальные психологические особенности младших школьников, их потребность в движении, в чувственном переживании произведений, ведущей роли наглядно-образного мышления, необходимо обратить внимание на использование театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе. По-моему мнению, на уроках чтения следует задействовать весь потенциал искусств, синтез которых мы наблюдаем в театре.
В методической разработке изложены основные аспекты работы с литературным произведением в начальной школе с использованием творческого потенциала детей.
Начальная школа является «фундаментом» для дальнейшей работы в средней школе. В начальной школе мы готовим детей к изучению и восприятию более сложных произведений из программы старшей школы. Умение анализировать текст, найти его главную мысль, дать оценку героям, стало практически обязательным требованием для выпускников начальной школы. Поэтому перед учителем встает вопрос: каким образом организовать работу по обучению школьников осознанному чтению, восприятию и анализу художественного произведения?
В методической разработке представлена одна из форм творческой работы с литературным произведением, которые помогут учителям и школьникам в изучении литературных произведений, организации исследовательской и творческой работы.
Новизна
Данные приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения можно использовать как основу для работы в начальных классах над многими литературными произведениями меняя только порядок работы или объединяя формы.
Апробация:
Метод театрализации художественных произведений я применяю на уроках литературного чтения в начальных классах при изучении понятия «пьеса»(4 класс), басни разных народов (2-3 класс), русские народные сказки (1 класс). Данную методику на уроках литературного чтения я применяю с 2003 года. Обобщение данного педагогического опыта осуществлялось в 2009-2012 году в форме анализа посещенных уроков и внеклассных мероприятий, творческого отчета и анализа результатов учебной деятельности. Этот метод также был апробирован учителями начальных классов нашей школы, округа, города Москвы.
Опытом работы по теме: «Театрализация на уроках литературного чтения » я неоднократно делилась на семинарах округа и города Москвы, педагогических чтениях.
Отличие от уже существующих учебно-методических материалов:
Подобная методика работы с литературным текстом на уроках литературы предлагается начинать с 5-6 класса при изучении понятия драматическое произведение. Данная методика позволяет вводить творческий пересказ литературного текста с элементами театрализации уже с первого класса, которая позволяет обучать осознанному чтению и анализу литературных произведений. А так же «театрализацию» можно использовать на уроках окружающего мира, как один из видов самостоятельной творческой работы, что позволит более осознанному восприятию текста.
Технологичность:
Метод театрализации прост в применении. Его могут использовать не только учителя начальной школы, но и учителя литературы в своей практической деятельности. Школьникам гораздо легче воспринимать и анализировать литературные произведения, если они сами прочувствуют и «проживут» жизнь представляемого героя. Именно в театрализации возможна апробация школьниками имеющихся у них уже знаний, а также выражение эмоционального восприятия.
Наличие результатов:
Использование метода театрализации на уроках литературного чтения оказали положительное влияние на развитие детского интеллекта, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к чтению. Все это сказалось на уровне качества обучения. Подтверждение этому – успешная сдача итогового метопредметного тестирования.
Механизм оценки:
До использования метода театрализации литературных произведений учащиеся испытывали затруднения в интерпретации и понимании текстов. Проведение мониторинга показало, что после изучения метода театрализации литературных произведений, школьники успешно справились с заданием по комплексному анализу предложенных им текстов. Повысились знания учащихся и интерес к чтению.
Приемы использования элементов театрализации
1.Персонификация – реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.
2. Ролевое прочтение текста рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения.
3.Ролевая игра “Кто я?” - ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе».
4. Сценически – игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия.
Виды упражнений:
- сценические этюды;
- пантомима;
- составление словесного портрета героя.
Учащиеся работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.
5.Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
6. Инсценирование отрывка произведения с передачей характера героев без применения театральных атрибутов.
Виды упражнений:
- деление и прочтение текста по ролям;
- «живые картинки»;
7. Драматизация - самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
Виды упражнений:
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- использование грима для создания образа.
Обобщающий урок с использованием элементов театрализации
по басням И.А. Крылова
Цели:
1.Обобщить сведения о жанровом своеобразии басни, вспомнить прочитанное, систематизировать знания учащихся по басням И.А. Крылова 2.Выявить умение определять актуальность прочитанного произведения, способствовать формированию умений выразительного чтения как средства постижения идеи произведения и характеров персонажей;
3.Продолжить работу по формированию умений учащихся осмысливать свои поступки, видеть и понимать жизненные факты через знакомство с баснями И.А.Крылова.
Домашнее задание к уроку.
Задания даютя по рядам, уровень задания зависит от подготовленности и способности детей.
- Выразительное чтение басни по ролям.
- Подготовить «крылатые выражения» из басен И. Крылова
- Подготовка игровой картинки «Кто я?» (герой и басня по выбору)
- Подготовить инсценировку басни. (Басня С. Михалкова «Слон-живописец»)
Оборудование: мультимедийный проектор и презентация к уроку, корзина с игрушками-героями, реквизит к инсценировки басни.
Ход урока
Ι. Организационный этап.
II. Формулирование темы, целей урока.
(На экране появляются два портрета: Эзоп и И.Крылов)
- Что связывает этих двух людей?
- Что такое басня? (Дети пытаются самостоятельно сформулировать понятие)
- Послушаем два произведения С. Михалкова. (1ребенок читает басню, 2- стихотворение)
-Кто из ребят прочитал басню? По каким признакам вы поняли что это басня? (В басне присутствует мораль)
- Сегодня на уроке мы вспомним басни И.Крылова. Предлагаю подумать над вопросом: почему произведения И.А.Крылова, написанные в XIX веке, с таким же интересом читаются и в XXI веке? А сначала посмотрим, кто из вас лучше знает басни Крылова.
III. «Крылатая викторина».
-Многие строки басен стали «крылатыми» выражениями, поговорками, прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче, выразительней.
- Отгадайте по этим выражениям, какой герой перед вами и из какой басни и что хотел сказать автор этими словами? (дети в костюмах героев басен читают «крылатые» выражения)
Предложенные «крылатые» выражения:
- «Квартет»- «А вы, друзья, как ни содитесь, все в музыканты не годитесь»
- «Волк и Ягненок»- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
- «Лиса и Журавль» -
- «Лебедь, Щука и Рак» - «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»
- «Слон и Моська» - «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона.»
-Ваши ответы позволяют сделать вывод, что вы неплохо знакомы с творчеством И.А.Крылова, и теперь, если бы была такая возможность, при встрече с великим баснописцем вам было бы, о чем поговорить с ним.
IV. Игра «Живая корзинка». (Пантомима.)
-Ребята, как вы думаете, почему в баснях чаще всего героями являются разные животные? (повадки животных часто копируют людей)
- В этой волшебной корзине живут герои из разных басен. Попробуйте без слов показать героя, а класс отгадает и героя и басню. (Один ученик вытаскивает игрушку-животное и показывает пантомиму, игрушку не показывает; после пантомимы дети сравнивают пантомиму с «оригиналом»)
-давайте проанализируем , смог ли …….. передать основные черты характера героя в своей пантомиме?
- Объясните, почему взято именно это животное для подражания?
-Что общего с характером человека?
-Что высмеивается в этой басне?
Предложенные басни:
«Обезьяна и Очки» (герой: Обезьяна)
«Ворона и Лисица» (ученик может взять себе помощника, герои: Лисица или Ворона)
«Две бабочки» (герои: Бабочка)
«Стрекоза и Муравей» (герой: Стрекоза)
V. Инценировка басни.
- Какие человеческие недостатки чаще всего высмеиваются в баснях (лень, лживость и невежиство)
- Мы хорошо знаем как баснописца И.А.Крылова, а ведь басни писали многие поэты.
- Посмотрим подготовленную ребятами инсценировку басни «Слон-живописец».
-Эту замечательную басню написал С. Михалков. (текст басни появляется на экране) Найдите мораль этой басни?
- Какие недостатки высмеивает автор в этих строчках?
VI. Итог урока.
- Вернемся к вопросу который был сформулирован в начале урока: почему басни, написанные много лет назад, актуальны и в наше время?
- Какую цель приследуют авторы басен?
- Как называется поучительная часть басни?
Заключение.
Как видим формы работы достаточно разнообразны. Их можно применять как на подготовительном этапе работы с методом театрализации, так и на этапе самостоятельной инсценировки. В зависимости от вида урока, и подбираетмя форма работы.
Использование метода театрализации на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей. Такие уроки учат ребенка думать, творить, работать в коллективе отстаивать свои убеждения. Так же , они развивают у учащихся интерес к самообучению, творчеству, учат мыслить и самовыражаться.
Учителю же более творчески подойти к планированию всех этапов урока, разбудить природную любознательность детей и стимулировать познавательную активность.
В начальной школе очень важно привить ребенку творческую любознательность. Именно это и является стимулятором для их дальнейшнго «роста».
Литература
- Чумакова Т.И. Особенности изучения художественного произведения на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2005. - № 6. – С. 41 – 43
2. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
3. Леонтьев А.А. Чтение как понимание. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М., 2001
4.Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.
5. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50.
6.Ершова А. П., Леваньшина Т. В., Никольский Л. А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982. – С. 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...