"Экологические цепочки"
методическая разработка (2 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему: "Экологические цепочки" второй  год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация «Экологические цепочки», рекомендуется просмотр мультфильма «Волк и теленок». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему: "Экологические цепочки" второй  год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация «Экологические цепочки», рекомендуется просмотр мультфильма «Волк и теленок».

                                           Тема: «Экологические цепочки»

Цели:

  • Познакомить детей с экологической цепочкой; убедить детей в полезности всех видов животных и растений; совершенствовать экологические знания;
  • Развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия. Развивать внимание, память, логическое  мышление, активизировать словарь детей, развивать связную речь, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
  • Воспитания интереса  и любви к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

        

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация  «Экологические цепочки», бумажные квадратики зеленого, желтого, голубого и розового цветов (по количеству учеников), скотч, ножницы, мультфильм «Волк и теленок».

                                         Ход занятия:

I.Орг.момент.

II. Актуализация знаний. Дидактическая игра «Экологическая цепочка».

- Ребята, наш урок мы начнем с игры. Я вам предлагаю сделать свой выбор: на столе лежат бумажные цветные квадратики голубого, зеленого, желтого и розового цветов. Подойдите к столу и выберите тот цвет, который вам нравиться. С помощью скотча прикрепите цветной квадратик к вашей одежде. Все, кто выбрал квадратики зеленого цвета - это  листочки, желтого - гусеницы, голубого - птицы, розового – кошки.

Задание: определите,  кто, чем питается, и согласно своему выбору постройтесь, положив руки на плечи своей пище.  

– Объясните, почему вы так построились и с чем схоже получившееся  построение?  (Ответы детей:  листья поедают гусеницы; гусеницами  питаются птицы;  на птиц охотятся кошки. Построение напоминает цепочку).

- Ребята в ходе игры у нас с вами действительно получилась цепочка. Такую цепочку называют экологической. Сегодня наше занятие мы посвятим теме «Экологические цепочки».

- Подумайте и скажите, а что произойдет, если мы из этой цепочки уберем гусеницу? (ответы детей: погибнут птицы). Следовательно,  нарушиться цепь питания или как мы говорим экологическая цепочка.

В доказательство я  вам приведу такой пример: в 1958 г в Китае была проведена акция по уничтожению воробьев. Представители проводимой акции посчитали, что воробьи массово пожирают зёрна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток. Зная, что воробьи в полете не могут проводить более 15 минут крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать шестами и тряпками, стоя на крышах домов - чтобы напугать воробьёв и не дать им укрытия. Утомлённые птицы падали на землю замертво. В результате за 10 месяцев был уничтожен 1 млрд. воробьёв. Спустя год урожай действительно стал лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. Ранее популяции гусениц и саранчи регулировалась воробьями. В результате нашествия саранчи урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, от которого погибло 30 миллионов человек. Акция потерпела провал. Для восстановления популяции воробьёв в страну пришлось завозить этих птиц из Канады и СССР. В начале XXI века в Китае началась массовая кампания по защите воробьёв.

- Ребята, какой вывод можно сделать из приведенного примера?  (В природе все находится в тесной взаимосвязи и нуждается в бережном отношении).

Мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – у людей не будет возможности, есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

В июне 1980 г в нашей стране принят закон об охране природы. Учитывая тот факт, что в природе все тесно взаимосвязано, подумайте, как мы можем помочь природе?

Выполнив пальчиковую гимнастику, нарисуйте свой экологический знак «Помощь природе». (Ученики  на бумаге рисуют экологические знаки и объясняют их).  

Пальчиковая гимнастика «Червячки и ворона»

Раз, два, три, четыре, пять,        (Ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять.            (Пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)

Вдруг ворона подбегает             (По поверхности идут указательным и средним пальцами)

Головой она кивает,                    (Сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)

Каркает: «Вот и обед!»               (Раскрыть пальцы веером, большой - отвести вниз)

Глядь -                                          (Развести руками)

А червячков уже и нет!              (Сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

Физкультминутка - динамическая пауза «Покажи верно»

Дети становятся в круг и поют: «друг за другом мы идем, дружно весело поем, надо думать, не зевать, только верно показать»: медведя, птицу, дерево, кузнечика.

Дидактическая игра «Накорми животных»

На слайде презентации показаны картинки животных и корм.  

Ученикам предлагается каждому животному подобрать корм.

(Картинки: медведь, малина, рыба, белка, заяц, дятел, корова,

волк, лиса, гриб, жук, сено, мышь).

- Молодцы, животных накормили, а какой вывод из этой игры можно сделать?

1. Животные, питающиеся растительной пищей – растительноядные (заяц);

2. Животные, питающиеся насекомыми – насекомоядные (дятел);

3. Животные, питающиеся и растительной и животной пищей – всеядные (медведь);

4. Животные, питающиеся другими животными – хищники (волк, лиса).

Загадки о животных.

Учитель загадывает загадки о животных, а ученики отгадывают животных и объясняют, к какой экологической группе они относятся: растительноядные, насекомоядные, всеядные или хищники.

******

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят. (Ежи)

******

Они крикуны ужасные,

На ножках ласты красные. (Утки)

******

Зеленые мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква". (Лягушка)

******

Вьется веревка, на конце - головка. (Змея)

******

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

******

Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтет, белого найдет. (Заяц и лиса)

******

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его…. (Скворец).

******

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка)

******

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Назови лишнее животное в цепочке и объясни почему?

Олень, еж, заяц, волк.

Лиса, рысь, лев, черепаха.

Кабан, медведь, енот, коршун.

Дятел, ласточка, синица, ястреб.

Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. От нас зависит судьба братьев наших меньших. Поэтому давайте будем беречь и любить природу!

*******

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная Земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

******

М. Дудин «Заклинание с полюса»

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!..

III. Итоги урока.

- На какие группы делят всех животных. На  каком главном  признаке основано это деление? Приведите примеры.

- Почему нужно беречь каждый вид животного или растения? Докажите.

- Расскажите о правилах поведения в природе.

IV. Просмотр мультфильма «Волк и теленок».

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические цепочки

Математические цепочки...

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Авторская разработка "Математическая цепочка. Математический диктант"

Очень удобно устный счёт на уроках математики заменять математической цепочкой. Математическая цепочка помогает организовать внимание детей, развивает навыки устного счёта, развить самоконтроль учащих...

УРОК ИНФОРМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ «РУССКАЯ АЛФАВИТНАЯ ЦЕПОЧКА»

дети на уроке знакомятся  с алфавитной цепочкой (алфавитом). На урок приходят  дед Мороз, Снегурочка....

Понятия раньше/позже для элементов цепочки

Цель: знакомство с понятиями раньше/позже для элементов цепочки;формирование умения оперировать словами «раньше», «позже».Задачи: учить использовать понятия  раньше/позже...

Математические цепочки

Математические цепочки позволяют развивать навыки устного счета, сомостоятельность мышления, расширять кругозор детей. Математический материал нужно подбирать в соответствии с темой, целью и задачей у...

Одинаковые цепочки. Разные цепочки (урок информатики в 3 классе)

Педагогические задачи: расширять представление об изучаемом предмете; пока­зать, какие цепочки можно считать одинаковыми, а какие являются разными; учить находить одинаковые цепочки, соединять и...