ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trunova_a.i._urok_literaturnogo_chteniya_1_klass.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1» Ракитянский район Белгородская область
Трунова Алла Ивановна
Урок литературного чтения
Тема: сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия «сказка-цепочка», развивать умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; способствовать расширению словарного запаса, привитию любви к устному народному творчеству.
Планируемые результаты:
личностные УУД: способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки; уметь оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;
метапредметные УУД:
регулятивные – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
познавательные – выделять события, видеть их последовательность в произведении;
коммуникативные – проявлять интерес к общению на уроке;
предметные УУД: научиться понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; получат возможность научиться различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, иллюстрации русских народных сказок, карточки для парной и индивидуальной работы, тетрадь №1.
Ход урока
I.Организационный момент.
В сказке дивной очутиться
Каждый хочет, ты поверь.
В книге сказок приоткрыться
Может сказочная дверь.
Если сказки кто читает,
Туда, бывает, попадает.
Про всех сказочных героев
Все он там узнает.
II. Актуализация опорных знаний.
Звучит грамзапись «Песня о сказке»
-Учёный кот приготовил для вас интересные задания. Узнаем, знаете ли вы русские народные сказки.
Задание 1. (Работа в парах - 1 карточка на двоих. На карточке два столбика. В первом – иллюстрации сказок, во втором – названия.)
Соотнести иллюстрации с названиями сказок.
Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)
На карточке:
Маша и медведь
Колобок
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Волк и семеро козлят
Сивка-Бурка
Взаимопроверка работы – меняются карточками парты
Задание 2.
Помоги героям сказок:
Иванушке позвать Алёнушку
Маше наказать медведю не съедать пироги
Спеть песню Колобка
Спеть песню Мамы-козы
Позвать Сивку-Бурку
III. Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
(О сказках)
-К какой группе сказок можно отнести те, иллюстрации которых рассматривали сегодня?
(Русские народные сказки)
-Какие цели вы можете поставить для себя на этом уроке?
(Познакомиться с новыми сказками, героями сказок, нарисовать любимых героев, рассмотреть иллюстрации в учебнике, сравнить сказки)
-Молодцы.
IV. Открытие нового знания.
1.Работа по учебнику (с.35)
Ждёт нас сказочный, прекрасный
Долгий –долгий трудный путь!
-Отгадайте, кого мы сразу повстречали:
«Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие же добрые, как мои дедушка и бабушка, но оказалось, что в мире есть и злые, и хитрые…»
Колобок
-Рассмотрите иллюстрацию
-Как называется сказка?
-Каких персонажей сказки нарисовал художник?
-О чём рассказывается в этой сказке?
-Расскажите первый эпизод – встреча Колобка с Зайцем
-Кого художник забыл изобразить?
(Медведя)
-Отличается ли встреча Колобка с Медведем от двух предыдущих?
(Нет, текст полностью повторяется)
2.Работа в рабочей тетради №1 (с.24 №1-3)
3.Физкультминутка
Самокат
Здравствуй, зайка
У меня самокат.
Самокат, самокат,
Сам качу, сам качу
Самокат куда хочу.
(Имитация езды на самокате)
Повстречался ёжик
(Повтор стихотворения)
4.Работа по учебнику (с.36)
Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выявления в них существенных признаков: анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказку) с целью обнаружения её жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащённое очередным новым элементом.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1.Чтение сказки «Репка»
Познавательные УУД: логические – подведение под понятие: формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации; установление причинно-следственных связей между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: эти тексты легко запомнить.
-Почему сказку «Репка» легко запомнить?
(Эпизоды сказки похожи. Прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются ещё раз в заданном порядке)
2.Схематическое изображение героев
Попробуйте изобразить персонажей сказки с помощью схемы. Договоримся, что для больших, крупных и сильных персонажей следует рисовать большой квадрат, а для слабых, маленьких, лёгких – маленький квадрат.
(Работа выполняется на карточке 1 ученик выполняет на доске)
Дед Бабка внучка Жучка кошка мышка
3.Игра «Найди иллюстрацию эпизода к схеме»
(на экране иллюстрация, дети в тексте находят данный эпизод и зачитывают его)
-Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями)
4.Работа с учебником
-В учебнике пронумеруйте иллюстрации эпизодов сказки от 1 до 6.
Учитель показывает схему, ученики называют номер эпизода
Например:
(Эпизод 4. Дедка, бабка, внучка, Жучка)
VI. Включение в систему знаний и повторение.
1. Работа в парах (коммуникативные УУД)
-Нарисуйте схему любого эпизода сказки, предложите соседу по парте отгадать номер эпизода.
-Как вы думаете, почему сказку «Репка» можно назвать сказкой-цепочкой?
(Сказка «Репка» - сказка цепочка потому, что состоит из похожих законченных частичек (эпизодов). Эти частички (эпизоды) напоминают звенья длинной цепи)
2. Чтение сказки «Репка» по цепочке с опорой на цветные пометки в учебнике.
VII. Итог урока
-С какими сказками познакомились?
-Почему сказки-цепочки так легко рассказывать?
VIII. Рефлексия деятельности.
Вспомните, какую учебную задачу вы ставили себе в начале урока?
- Удалось ли ее решить?
- Каким способом мы решали эту задачу?
(работа в паре, с помощью учителя и т.д.)
-Кто из вас знает другую сказку-цепочку?
-Миша сказал: «Это «Колобок». Маша добавила: «Это ещё и «Теремок». А вы как думаете, кто из них прав?
(Правы оба)
-Кому вы можете рассказать эти сказки?
-Почему вы так быстро запомнили их?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМКА "Перспективная начальная школа" по Литературное чтение 2 класс
Рабочая программа УМКА "Перспективная начальная школа" по Литературное чтение 2 класс...
Михаил Яснов "Гусеница - бабочке", УМК "Перспективная начальная школа", урок литературного чтения в 3 классе
Рабочий урок по литературному чтению, которая позволяет увидеть метапредметные связи (окружающия мир, музыка, живопись, литература). Дети научатся применять свои знания в повседневной жизни, нах...
Конспект урока литературного чтения 1 класс на тему "Сказка-цепочка" ПНШ
На данном уроке дети знакомятся с кумулятивными сказками, раскрывают их секреты....
КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира.Обобщение по теме: «Органы чувств».
Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....
Интегрированный урок литературного чтения и музыки. Тема: Люблю природу русскую. Весна.
Конспект урока для учителя начальных классов. Познакомит учащихся с новым разделом; научит анализировать произведения, поможет воспринимать выраженные в них чувства, настроение; развивает речь, образн...
Конспект урока литературное чтение на родном языке: «На ярмарке». Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька».
Работа включает конспект урока, презентацию и два приложения, которые раздаются детям....
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....