Рабочая программа по ОРКСЭ для учащихся 4 класса
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа по курсу Основам религиозных культур и светской этики может использована учителями, работающих в 4 классе. Программа рассчитана на 34 часа, при 34 учебных неделях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________/ Шайдуллина Э.Г./ Протокол № ___ от «___»__________20___г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УР ____________/Якунина Н.Н./ | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №7» ______________ /Латыпова Н.М./ Приказ № ____ от «___»______20__г. |
Рабочая программа
по Основам религиозных культур и светской этики
( модуль «Основы мировых религиозных культур»)
в 4а классе
на 2012-2013 учебный год
учителя начальных классов
Берниковой Натальи Николаевны
Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы мировых религиозных культур») для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования, примерной (авторской) программы под общ. ред. А. Н. Сахарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России : основы религиозных культур народов России».
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией А.Н.Сахарова изд-во Русское слово,2011 год. УМК состоит из: учебника: « Основы религиозных культур народов России»
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2012/2013 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
На изучение « Основ религиозных культур и светской этики в 4 классе отводится 1 час в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 34 часа.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;
- ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
2. | Основы мировых религиозных культур | 25 |
3. | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | 8 |
Итого | 34 |
Содержание
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь;
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах;
слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||||||
Россия - наша Родина. | 1 | знать/понимать: ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России | 1 нед. | |||
Основы мировых религиозных культур ( 25 часов) | ||||||
Культура и религия | 1 | знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур
| 2 нед. | |||
Культура и религия | 1 | 3 нед. | ||||
Возникновение религий. Древнейшие верования | 1 | 4нед. | ||||
Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 1 | 5 нед. | ||||
Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | 1 |
знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь
| 6 нед. | |||
Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран | 1 | 7 нед. | ||||
Хранители предания в религиях мира | 1 | 8 нед. | ||||
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | 1 | знать/понимать: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением | 9 нед. | |||
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | 1 | 10 нед. | ||||
11. | Человек в религиозных традициях мира | 1 | знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь | 11 нед. | ||
12. | Священные сооружения (Православие. Ислам) | 4 | 12 нед. | |||
13. | Священные сооружения (Иудаизм. Буддизм) | 1 | 13 нед. | |||
14. | Искусство в религиозной культуре (Православие. Ислам) | 1 | 14 нед. | |||
15. | Искусство в религиозной культуре (Иудаизм. Буддизм) | 1 | 15 нед. | |||
Религии России | 1 | знать/понимать: основы светской и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе | 16 нед. | |||
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Православие. Ислам) | 1 | 17 нед. | ||||
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Иудаизм. Буддизм) | 1 | 18 нед. | ||||
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 1 | знать/понимать: соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий | 19 нед. | |||
Религиозные ритуалы в искусстве | 1 | знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь | 20 нед. | |||
Календари религий мира. Праздники в религиях мира | 1 | 21 нед. | ||||
Праздники в религиях мира (Православие. Ислам) | 1 | 22 нед. | ||||
Праздники в религиях мира (Иудаизм. Буддизм) | 1 | 23 нед. | ||||
24. | Семья. | 1 | знать/понимать: ценности нравственности духовности в человеческой жизни | 24 нед. | ||
25. | Семья. Семейные ценности | 1 | 25 нед. | |||
26. | Долг, свобода, ответственность, учение и труд | 1 | 26 нед. | |||
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России (8часов) | ||||||
27. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий
| 1 | знать/понимать: ценности нравственности духовности в человеческой жизни уметь: излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества | 27 нед. | ||
28. | Защитники Отечества. (Религия Татарстана) | 1 | знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России и Татарстана
| 28 нед. | ||
29. | Защитники Отечества (герои России и Татарстана). | 1 | 29 нед. | |||
30. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | 1 | уметь: участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам | 30 нед. | ||
31. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1 | 31 нед. | |||
32. | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 | уметь: участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить презентацию по выбранным темам
| 32 нед. | ||
33. | Урок – экскурсия в краеведческий музей | 1 | уметь: участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение | 33 нед. | ||
34. | Урок – экскурсия | 1 | 34 нед. |
Литература:
- М. Т. Студеникин. Основы светской этики. 4 класс. М. «Русское слово». 2012.
- А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М. «Русское слово».2011.
- А. Л. Беглов, Е. В. Саплина. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. М. «Просвещение» 2010.
- М. Т. Студеникин. Основы светской этики. 5 класс. М. «Русское слово». 2012.
- А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров. Основы религиозных культур народов России. 5 класс. М. «Русское слово».2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4-г класс
Рабочую программу по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" составил учитель начальных классов ГБОУ лицея № 590 г. Санкт-Петербурга Тарасова Людмила Алексеевна...
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса. Модуль "Основы православной культуры" составлена по учебнику А. В. Бородиной....
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс (по учебнику А.В.Бородиной )....
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль " Православная культура" ( по учебнику А. В. Бородиной)...