Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Каштанова Елена Алексеевна

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_religioznyh_kultur_i_svetskoy_etiki_2.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основы религиозных культур и светской этики

Тематическое планирование.

№ урока

п/п

Наименование тем

Содержание тем учебного курса

Планируемые результаты

Учебно – методическое обеспечение

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

1

Россия - наша Родина.

Особенности

учебного предмета «Основы православной

культуры»,  его цели и задачи.

Раскрытие смысла слов «Родина»,

«Отечество, «Отчизна».

Государственные символы России.

Знакомство с текстом Государственного

Гимна, объяснение значения слова

«священный».

Понятия: Государственный Гимн России,  Госу-дарственные символы России:  Флаг, Герб.

Научатся: находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока.

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.

Отвечать на вопросы учителя

 с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации)

овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей; построение  рассуждений.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.


















Электронное пособие

 « Основы православной культуры»

07.09.

07.09.

2

Культура и религия.

Раскрытие смысла слов «культура», «религия», «православие».

Православие хранилище  истоков русской культуры.

Знать: что такое «культура», «религия», «православие», слова благодарности.

Научатся:

объяснять смысл слов благодарности, находить в современной жизни культурные и православные  традиции прошлого.

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

 

умение осуществлять информацион-ный поиск для выполнения учебных заданий,

построение  рассуждений.

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национально-стей,  религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.









Электронное пособие

« Основы православной культуры»

14.09.

14.09.

3

Человек и Бог в православии.

Происхождение слова «Бог». Православие и Бог. Совесть, доброта, любовь, свобода человека. Дары Божьи людям. Поступки людей и вера .

Знать: смысл слова Бог в православии, дары Бога человеку.

Научатся: находить ответ на вопрос «что значит быть  православным человеком»

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.

Отвечать на вопросы учителя

(с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

воспитание доброжелательности и эмоциональ-но – нравст-венной отзывчивос-ти на основе православ- традиций. ных


Электронное пособие

« Основы православной культуры»

21.09.

21.09.

4

Православная молитва.

Что такое молитва. Виды молитвы (молитва-просьба, молитва- благодарение, молитва- славословие).

Что значит слово «благодать». Кого мы называем святыми. Молитва «Отче наш» (смысл молитвы).

Знать: что значит «молитва», разновидности молитв, смысл слова «святой».

Научатся: рассуждать о том, какое прошение в молитве «Отче наш» является самым важным.

Отвечать на вопросы учителя

(с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации)

Задавать вопросы учителю и одноклассни-кам по изучаемой теме.

овладение навыками смыслового чтения текстов,

осознанного построения речевых высказываний,

установление аналогий и причинно - следственных связей,

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

воспитание доброжелательности,  эмоциональ-но – нравст-венной отзывчивос-ти,   понима-ния и сопере-живания чувствам других людей на основе православ-ных традиций.












Электронное пособие

«Основы православной культуры»

28.09.

28.09.

5

Библия и Евангелие.

Понятия «христианство», «христиане», «откровение». Библия- «книга книг», части Библии.

Что такое Евангелие, Евангельские авторы.

Знать: смысл слов «христиане», «Библия», «Евангелие».

Научатся: рассуждать о том, в чём состоит смысл Нового Завета, заключённого Богом с чело-веком.

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

Отвечать на вопросы учителя

(с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации)

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний,

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.












Электронное пособие

« Основы православной культуры»

05.10.

05.10.

6

Проповедь Христа.

Что такое Нагорная проповедь, происхождение названия. О мести, о богатстве. Завет Христа.

Знать: смысл названия Нагорная проповедь, основное содержание проповеди.

Научатся: размышлять о том, какое богатство христиане считают истинным и вечным, способствует ли месть уменьшению зла.

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний,

овладение

логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классифика-ции, установления аналогий и причинно - следственных связей.

развитие личной ответственности за свои поступки на основе религиозных представлений о нравственных нормах.














Электронное пособие

« Основы православной культуры»

12.10.

12.10.

7

Христос и Его крест.

Боговоплощение. Голгофа. Жертва Христа. Распятие. Символика креста.

Знать: значение слов «Богочеловек», «воплощение», «распятие», «символика креста»

Научатся:

понимать, почему Христос не уклонился от казни, размышлять о том, как мы ведём себя, когда нас обижают.

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

использование речевых средств  и средств информацион-но- коммуни-кационных технологий для решения различных коммуникативных и познава-тельных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных зада-ний;

готовность слушать собеседника.


воспитание чувства сострадания, отзывчивости, жертвенности, любви  по отношению к ближним на основе подвига Иисуса Христа.







Электронное пособие

« Основы православной культуры»

19.10.

19.10.

8

Пасха.

Христианский смысл слова «воскресение». Значение слова «Пасха». Празднование Пасхи на Руси. Пасхальный гимн.

Знать: смысл слова «Пасха»

Научатся: рассказывать об обычаях празднования Пасхи на Руси.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления;

адекватное использование речевых средств  и средств информацион-но- коммуни-кационных технологий для решения различных коммуникативных и познава-тельных задач


формирование уважения и бережного отношения к православным традициям на Руси.

Электронное пособие

« Основы православной культуры»

26.10.

26.10.

9

Православное учение о человеке.

Внутренний мир человека. Образ Бога в человеке. Размышления о душе. Болезни души.

Знать: понятия «внутренний мир человека», «душа»

Научатся:

анализировать, какие мысли и поступки приводят к болезни души.

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

использование речевых средств  и средств информацион-но- коммуни-кационных технологий для решения различных коммуникативных и познава-тельных задач;

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.  


развитие личной ответственности за свои поступки на основе религиозных представлений о нравственных нормах.

Электронное пособие

« Основы православной культуры»

09.11.

09.11.

10

Совесть и раскаяние.

Что такое совесть. Понятия добра и зла. Отречение апостола Петра. Работа совести. Раскаяние.

Знать: понятия «совесть», «раскаяние»


Научатся: объяснять, почему покаяние называют лекарством для души; связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек» и «мёртвая душа»

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную,

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.  

Электронное пособие

« Основы православной культуры»

16.11.

16.11.

11

Заповеди.

Какие заповеди даны людям. Связь между словами «заповедь", «заповедник», «заповедный».

Знать: 10 заповедей, полученных пророком Моисеем

Научатся: соотносить собственное поведение и библейские заповеди.

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.

Отвечать на вопросы учителя

(с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации)

овладение логическими действиями анализа, синте-за, сравнения, обобщения, классифика-ции, установ-ления аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений,

изложение своего мнения, аргу-ментирование своей  точки зрения и собственная оценка событий.

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.


Электронное пособие

« Основы православной культуры»







23.11.

23.11.

12

Милосердие и сострадание.

Чем милосердие отличается от дружбы.

Кого называют ближним.

Как христианин должен относиться к людям.

Знать: что значит «милосердие»

Научатся: соотносить дела милосердия с собственной жизнью, давать определение «что значит для меня ближний»;

участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

воспитание доброжелательности,  эмоциональ-но – нравст-венной отзывчивос-ти,   понима-ния и сопере-живания чувствам других людей на основе православ-ных традиций.











Электронное пособие

« Основы православной культуры»

30.11.

30.11.

13

Золотое правило этики.

Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Как правильно указать человеку на его ошибки.

Знать: «золотое» правило этики

Научатся: объяснять смысл этого правила;  руководство-ваться главным правилом человеческих отношений в своих поступках.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную,

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.  

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.




Электронное пособие

« Основы православной культуры»

07.12.

07.12.

14

Храм.

Что такое храм. Предназначение храма.

Устройство православного храма.

Понятия «икона», «благословение», «иконостас», «алтарь».

Знать: понятия «храм»,  «икона»,  «иконостас», «благослове-ние», «алтарь»

Научатся: рассуждать о правилах поведения в храме и общественных местах.


умение осуществлять информацион-ный поиск для выполнения учебных заданий,

построение  рассуждений.

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.

Электронное пособие

« Основы православной культуры»

14.12.

14.12.

15

Икона.

Предназначение иконы. Отличие иконы от живописной картины. Каноны православных икон. Икона и молитва.

Знать: понятия «икона», предназначение иконы

Научатся: приводить примеры различных образов святых

овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установление аналогий и причинно - следственных связей; построение  рассуждений.

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.

Электронное пособие

« Основы православной культуры»

21.12.

21.12.

16-17

Творческие работы учащихся.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества.

Электронное пособие

« Основы православной культуры»

28.12.

28.12.

18

Как христианство пришло на Русь.

Понятия  «церковь», «крещение». Крещение Руси. Святая Русь.

Знать: что такое «церковь», «крещение»

Научатся: устанавливать хронологию событий крещения Руси, рассуждать об изменении жизни киевлян после крещения.

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний,

установления аналогий и причинно - следственных связей.

воспитание доверия и уважения к истории Руси, православным традициям и духовным ценностям.  

Электронное пособие

« Основы православной культуры»

18.01.

18.01.

19

Подвиг.

Значение слова «подвиг». О человеческой жертвенности. Подвижник.

Знать: смысл слова «подвиг»

Научатся: рассуждать о проявлении подвига в собственных поступках, в отношении окружающих.

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и религиозных нормах.

Электронное пособие

« Основы православной культуры»

25.01.

25.01.

20

Заповеди блаженств.

Значение слова «блаженный». Заповеди Блаженств. Нагорная проповедь Христа.

Знать: заповеди Блаженств

Научатся: объяснять смысл заповедей, задавать вопросы учителю и одноклассникам по изучаемой теме.

овладение навыками смыслового чтения текстов, умение осуществлять информацион-ный поиск для выполнения учебных заданий,

построение  рассуждений.

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.

Электронное пособие

 « Основы православной культуры»

01.02.

21

Зачем творить добро.

  Христианские причины неэгоистичного отношения к людям. Понятие «самоотверженность».  Почему христиане благодарны Христу.

Знать: что значит «самоотверженность»

Научатся: объяснять смысл притчи  «о дикаре и царе»; смысл слов: » Даром приняли- даром давайте».

Участвовать в коллективном обсужде-нии темы урока.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную,

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.

развитие навы-ков сотрудни-чества со взрос-лыми и сверст-никами  в раз-личных социаль-ных ситуациях, умений не созда-вать конфликтов и находить вы-ходы из спорных ситуаций на основе представлений о

нравственных и религиозных нормах.

Электронное пособие

 « Основы православной культуры»

08.02.

22

Чудо в жизни христианина.

О Святой Троице. Понятия «добродетель», «чудо». Три главные христианские добродетели - вера, надежда, любовь.

Знать: о Святой Троице, о христианских добродетелях

Научатся: замечать добродетели в окружающих людях, в себе.

использование речевых средств  и средств информацион-но- коммуни-кационных технологий для решения различных коммуникативных и познава-тельных задач;

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.  

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.

Электронное пособие

 « Основы православной культуры»

15.02.

23

Православие  о Божием суде.

Как видеть в людях образ Божий. Легенда о Христофоре. Почему христиане верят в бессмертие.

Знать: православное мнение о совершении добрых дел во имя Христа, о Божием суде.

Научатся: участвовать в коллективном обсуждении темы урока, рассуждать о том, только ли христиане могут быть добрыми людьми.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную,

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.

развитие личной ответственности за свои поступки на основе религиозных представлений о нравственных нормах.








Электронное пособие

« Основы православной культуры»

22.02.

24

Таинство Причастия.

Как Христос передал Себя ученикам («Тайная вечеря»). Что такое Причастие. Христианские Таинства. Литургия.

Знать: смысл христианских таинств

Научатся: отвечать

на вопросы, расположенные в конце  урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматриваемой теме; задавать вопросы учителю и одноклассникам по изучаемой теме.

овладение навыками смыслового чтения текстов, умение осуществлять информацион-ный поиск для выполнения учебных заданий,

построение  рассуждений.

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.




Электронное пособие

« Основы православной культуры»

01.03.

25

Монастырь.

Монах и монастырь. Инок. Монашеские обеты. Смысл жизни монахов. Послушание.

Знать: значения слов «инок», «монах». «монастырь».

Научатся: отвечать

на вопросы, расположенные в конце  урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматривае-мой теме; задавать вопросы учителю и одноклассни-кам по изучаемой теме,

участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

умение осуществлять информацион-ный поиск для выполнения учебных заданий,

построение  рассуждений.

воспитание доверия и уважения к православным традициям и духовным ценностям.  

Электронное пособие

« Основы православной культуры»

15.03.

26

Отношение христианина к природе.

Ответственность человека за мир. Что делает человека выше природы. Христианское милосердие.

Знать: об ответственности человека к окружающей природе

Научатся: рассуждать о примерах милосердного отношения к природе и  животным,  участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную,

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.

развитие личной ответственности за свои поступки на основе религиозных представлений о нравственных нормах.







Электронное пособие

« Основы православной культуры»

22.03.

27

Христианская семья.

Что значит «семья», «венчание», «обручальное кольцо», «тактичность». Какое поведение называют «хамским». Законы совести в семье.

Знать: смысл слов «венчание», «семья», нравственные законы семьи 

Научатся: отвечать

на вопросы, расположенные в конце  урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматривае-мой теме; задавать вопросы учителю и одноклассни-кам по изучаемой теме,

участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

воспитание доброжелательности,  эмоциональ-но – нравст-венной отзывчивос-ти,   понима-ния и сопере-живания на основе православ-ных традиций.









Электронное пособие

« Основы православной культуры»

05.04.

28

Защита Отечества.

Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. (Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков).

Знать: имена и подвиги святых защитников Отечества

Научатся: рассуждать на темы: «Может ли война быть справедливой; «Какие поступки недопустимы даже на войне»; « Как нужно реагировать на обиды, нанесённые самому человеку и тому, кого он любит»,

участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

использование речевых средств  и средств информацион-но- коммуни-кационных технологий для решения различных коммуникативных и познава-тельных задач;

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.  

формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма, героизма, самопожертвова ния на  основе религиозных представлений о нравственных нормах.












Электронное пособие

« Основы православной культуры»

12.04.

29

Христианин в труде.

Заповедь труда. О первом грехе людей. Что такое «пост». Какой труд напрасен.

Знать: какие заповеди получили первые люди от Творца, что такое «пост»

Научатся: рассуждать о том, что значит «работать на совесть; какой труд вреден для человека,

подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности.

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.










Электронное пособие

« Основы православной культуры»

19.04.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

Подвести итоги знакомства учащихся со священными страницами родной истории,  вспомнить текст Государственного Гимна России, закрепить понятия

 «Отечество», «патриотизм», «святой», «священный», «духовные традиции России». Наши обязанности по отношению к другим людям и к природе.

Знать: основные понятия, полученные учащимися в течение года

Научатся: отвечать

на вопросы, расположенные в конце  урока, а также на вопросы учителя по рассматрива-емой теме; задавать вопросы учителю и одноклассни-кам по изучаемой теме.

участвовать в коллективном обсуждении темы урока,

самостоятельно раскрывать смысл слов и словосочета

ний: «священный», «родная история», «историческая память», «культурно-историческое наследие России».

овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей; построение  рассуждений.

формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма, героизма, самопожертвова-ния на основе религиозных представлений о нравственных нормах.






Электронное пособие

« Основы православной культуры»

26.04.

31-32

Работа над творческими проектами

Готовят сообщение по выбранной теме, участвуют  в диспутах, излагают своё мнение.


Электронное пособие

« Основы православной культуры»

17.05.

33-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Представляют итог своей работы, защищают ее.


Электронное пособие

« Основы православной культуры»

24.05.

Итого: 34 часа.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

    Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики создана для 4 класса на основе   методических рекомендаций по организации изучения в 4-х классах ...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ОС "Школа 2100"

Данная программа содержит: пояснительную записку, содержание, список литературы, учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа составлена на основе: 1.      Авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. 2....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа предлагается для учащихся 4 класса в количестве 1 часа в неделю.Программа основана на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...