Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
рабочая программа (4 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse_4_klass.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа « Основы мировых религиозных культур»
Разработала учитель начальных классов
Ершова Татьяна Антоновна
2012 – 2013 г.
Пояснительная записка
Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики».
Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.
Рабочая программа по курсу разработана на основе нормативно – правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ и на основе учебника:
А.Л. Беглов, Е.В. Саплина « Основы мировых и религиозных культур» 4 – 5 классы, Москва, «Просвещение», 2012 г.
Методическая литература.
- А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков. «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России».
- А.Е.Кулаков « Религии в России», Москва, АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2007 г.
- МИОО , Кафедра ЮНЕСКО, « Религии мира в схемах и таблицах». Электронное приложение к курсу.
- Основы религиозных культур и светской этики: Книга для учителя. М., 2009;
Основы религиозных культур и светской этики: Брошюра для родителей. М., 2009
Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Он направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы мировых религиозных культур» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Основные задачи курса:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре, морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 учебных часа и носит культурологическую направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий. Это следует постоянно иметь в виду, как в процессе подготовки, так и в ходе проведения учебных занятий, избегая любых намеков на то, что может быть воспринято как признаки навязывания детям любой из религий. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет комплексный характер и включает шесть модулей:
1) основы православной культуры;
2) основы исламской культуры;
3) основы буддийской культуры;
4) основы иудейской культуры;
5) основы мировых религиозных культур;
6) основы светской этики.
Преподавание всех модулей курса ОРКСЭ строится на основе принципов толерантности, уважения к различным религиозным традициям. Приоритетной задачей курса ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской этике. Формы организации учебного процесса, содержание занятий направлено на воспитание таких качеств, как совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, гуманизм. Приоритетной является воспитательная составляющая курса, развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
- словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
- наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
- практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
- репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
- индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса должно обеспечивать практическую направленность учебного процесса и способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Формы работы:
- работа в паре
- индивидуальная
- групповая
- самостоятельная
Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработки согласованных действий и единых требований.
Обязательными условиями воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника при изучении «Основ религиозных культур и светской этики» выступают: организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в рамках изучения курса как на уроке, так и во внеучебной деятельности; практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности; обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Непосредственной основой преподавания каждого из модулей курса является учебное пособие по данному модулю, рекомендованное Министерством образования РФ. Содержание пособия определяет направленность и характер обсуждения духовно-нравственных проблем, поднимаемых в рамках курса, а также примерный круг культуроведческих знаний, которые должны стать достоянием четвероклассников и пятиклассников.
Содержание комплексного учебного курса
«Основы мировых религиозных культур и светской этики» - 34 часа.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. - 1 час.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. - 16 часов.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. - 12 часов.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России - 5 часов.
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структур но и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: "Основы православной культуры», "Основы исламской культуры», "Основы буддийской культуры», "Основы иудейской культуры», "Основы мировых религиозных культур», "Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия - наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия - наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия - наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к уровню подготовки
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат освоения курса "Основы религиозных культур и светской этики», подразумевающий «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности», распределяются по трем уровням:
Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народи историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.
Список литературы
- 1.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыков А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур» 4 – 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2010
- 2.Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010
- 3.Данилюк А.Я. «Книга для родителей». Москва, «Просвещение», 2010
- 4.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. «Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур»». 2010
Примерные
темы творческих работ для учащихся.
- 1.«Как я понимаю православие»
- 2.«Как я понимаю ислам»
- 3.«Как я понимаю буддизм»
- 4.«Как я понимаю иудаизм»
- 5.«Что такое этика?»
- 6.«Значение религии в жизни человека и общества»
- 7.«Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)»
- 8.«Мое отношение к миру»
- 9.«Мое отношение к людям»
10.«Мое отношение к России»
11.«С чего начинается Родина»
12.«Герои России»
13.«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»
14.«Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»
15.«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Календарно – тематическое планирование
«Основы мировых религиозных культур»
№ № урока | Тема. | дата | Форма организации деятельности | Виды работы. | |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1 час. | |||||
1 | Россия - наша Родина. | 5 сентября | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. |
|
Основы религиозных культур и светской этики - 16 часов. | |||||
2 | Культура и религия. | 12 сентября | беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: культура и религия. |
|
3 | Культура и религия | 19 сентября | беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: культура и религия. |
|
4 | Возникновение религий. | 26 сентября | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Пантеон Многобожие Завет |
|
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 3 октября | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы | подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Мессия (Христос) Христианство Ислам Нирвана Ступы Буддизм |
|
6 | Священные книги религий мира. | 10 октября | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Веды Авеста Типитака |
|
7 | . Священные книги религий мира. | 17 октября | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, заполнение таблицы, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Канон Тора Библия Коран Пророки |
|
8 | Хранители предания в религиях мира. | 24 октября | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Жрец Раввин Апостол Епископ Священник Диакон Иерархия Умма Имам Хафиз Сангха Лама |
|
9 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 31 октября | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарем | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Грех Грехопадение Покаяние добро, зло, традиция |
|
10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 14 ноября | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой работы Основные термины и понятия: Грех Грехопадение Покаяние добро, зло, традиция |
|
11 | Человек в религиозных традициях мира. | 21 ноября | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа Основные термины и понятия: Молитва Таинства Намаз Мантра православная культура |
|
12 | Священные сооружения. | 28 ноября | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Синагога Церковь Алтарь Икона Фреска |
|
13 | Священные сооружения. | 5 декабря | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Мечеть Минарет Ступа Пагода |
|
14 | Искусство в религиозной культуре. | 12 декабря | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Икона Каллиграфия Арабески |
|
15 | Искусство в религиозной культуре. | 19 декабря | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: семисвечник, способы изображения Будды |
|
16 | Творческие работы учащихся. | 26 декабря | самостоятельная работа | Творческая работа учащихся на выбранную тему |
|
17 | Творческие работы учащихся. |
| самостоятельная работа | Презентация творческих работ |
|
Основы религиозных культур и светской этики - 12 часов. | |||||
18 | История религий в России. | 16 января | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Митрополия Патриарх Синод Протестанты |
|
19 | История религий в России. | 23 января | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Митрополия Патриарх Синод Протестанты |
|
20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 30 января | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Обряды Ритуалы Таинства |
|
21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 6 февраля | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Обряды Ритуалы Таинства |
|
22 | Паломничества и святыни. | 13 февраля | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Паломничество Реликвия Мощи Хадж Кааба |
|
23 | Праздники и календари. | 20 февраля | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия:Пейсах Шавуот Суккот Ханука Пурим |
|
24 | Праздники и календари. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия:Рождество Пасха Вознесение Троица Крещение |
|
25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 6 марта | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с толковым словарем | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Притча |
|
26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 13 марта | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Бодхисаттва |
|
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 20 марта | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
28 | Семья. | 27 марта | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
29 | Долг, свобода, ответственность, труд. | 3 апреля | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
Духовные традиции многонационального народа России - 5 часов. | |||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 17 апреля | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики создана для 4 класса на основе методических рекомендаций по организации изучения в 4-х классах ...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ОС "Школа 2100"
Данная программа содержит: пояснительную записку, содержание, список литературы, учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа составлена на основе: 1. Авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. 2....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа предлагается для учащихся 4 класса в количестве 1 часа в неделю.Программа основана на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...