Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс (по учебнику А.В.Бородиной ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ОРКСЭ | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»
Тальменского района Алтайского края
Принято Согласовано Утверждаю
На заседании Зам. директора по УВР Директор школы
МО учителей нач. кл. _______ Фурсова Г.Д _____ Кривошапкин В.Н.
протокол № ________г. ____» ________ 2013 г. приказ №___________2013 г.
Рабочая программа
учебного предмета «ОРКСЭ»
Образовательная область «Человек и общество»
для 1 ступени
4 класс
на 2013 – 2014 учебный год
Автор - составитель:
Татарникова Елена Арнольдовна
учитель начальных классов
Тальменка 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «»Основы религиозных культур и светской этике. Основы православной культуры»» (автор А.В. Бородина).
Данный методический комплект вошёл в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2013-2014 учебный год.
Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии православия в России, его событиях, традициях;
- сформировать у обучающихся нравственный идеал православной веры;
показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры;
- воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям православной культуры;
- развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе, сформировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении и дальнейшем, на ступени основной школы;
- развивать способности младших школьников к обобщению в полиэтнической и многоконфессиональной социальной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Ценностные ориентиры содержания
Предмет в целом характеризуется, как культурологический и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих, а также своей сопричастности им.
Курс «Основы православной культуры» должен сыграть свою роль в расширении образовательного кругозора учащегося и в воспитании порядочного, честного и достойного гражданина.
Методы
Наиболее эффективным и удобным общепедагогическим методом является метод сотрудничества.
В качестве основных обучающих методов на уроках рекомендуются следующие:
- рассказ учителя
- рассказ – беседа
- беседа с учащимися
- ответы на вопросы учителя с использованием фрагментов текста учебника
- комментированное чтение
- викторины
- заочные экскурсии, путешествия
- творческие работы
- разгадывание и составление крестословиц
- просмотр фрагментов фильмов и др.
Место курса в учебном плане
Данный курс «Основы православной культуры» используется в рамках комплексного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Обучение организуется с согласия обучающегося и по выбору родителей.
Курс «Основы православной культуры» рассчитан на 1 год обучения в 4 классе, на 34 часа учебного времени из расчёта один час в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностей ориентации;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- формирование интереса к духовной культуре истории Отечества;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме;
- формирование уважительного отношения к иным мнениям, убеждениям (в том числе религиозным), к истории и культуре других регионов;
- наличие мотивации к получению знаний, труду, познавательной деятельности, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- воспитание эстетических чувств, формирование эстетических потребностей и ценностей;
- приобщение к культурным отечественным традициям;
- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
- овладение начальными навыками адаптации в постоянно изменяющемся мире и культурного потребления информации;
- воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности;
Метапредметные результаты
- Овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства её существования;
- освоение разных способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умений использования знаково-символических средств информации;
- формирование способностей активного адекватного использования речевых средств и средств информационных коммуникативных технологий ля решения коммуникативных и познавательных задач;
- формирование умений и навыков использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и нормами информационной избирательности, этики и этикета (подготовка сообщений, рефератов, выступлений с аудио-, видео-, и графическим сопровождением, участие в диспутах);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям;
- формирование умения высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и прав каждого человека иметь свою; корректно в соответствии со своими убеждениями излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, явлений культуры и т.п.;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
- Овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России;
- формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской государственности;
- знакомство и формирование навыков понимания духовно – нравственного смысла народной мудрости;
- формирование внутренней установки личности поступать согласной своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни;
- овладение основными понятиями религиозной культуры;
- овладение основными понятиями православной культуры;
- знания об особенностях и традициях православия и их понимание;
- ознакомление в общих чертах с понятиями христианства и православия, с историей христианства и историей православия в России;
- формирование общего представления о Священном Писании и Священном Предании, о содержании Библии как Священном Писании христиан;
- овладение духовной и историко-культурологической лексики в объеме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
- ознакомление с главными православными праздниками, их происхождением и особенностями празднования;
- формирование представлений о Русской Православной Церкви, Таинствах Церкви;
- понимание религиозного и исторического основания православной культуры;
- формирование умений описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать сове мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить уважительные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Урочно- тематическое планирование
№ темы | Тема | Количество часов | Виды учебной деятельности | Вид контроля |
1-2 | Россия – наша Родина | 2 | Подготовка выставки «Наша Родина». Беседа о красоте нашей Родины. Слушание рассказа учителя о географическом положении, богатствах России, разнообразии её природы. | Текущий |
3-4 | Православная духовная традиция | 2 | Слушание рассказа учителя по новой теме с просмотром слайдов, икон, репродукций. Рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций в учебнике. Самостоятельная работа в тетради. | Текущий |
5 | Что такое христианство? | 1 | Постановка проблемы совместного исследования. Работа с плакатом «Рождество Христово и новая эра» | текущий |
6 | Особенности восточного христианства | 1 | Вопросы, задаваемые последовательно для формирования представления об учебно-поисковой проблеме. Постепенное раскрытие учителем проблемы с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентаций учителя. | Текущий |
7 | Культура и религия | 1 | Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта «Религия в нашей жизни». | Текущий |
8 | Добро и зло в православной традиции | 1 | Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Самостоятельная работа в тетради. | Текущий |
9 | Во что верят православные христиане | 1 | Постепенное раскрытие учителем темы урока с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентации учителя. | Текущий |
10 | Золотое правило нравственности | 1 | Обсуждение , иллюстраций из жизни по теме. Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление в беседе и с помощью текстов учебника. Начало нового проекта «Полезные цитаты» | Текущий |
11 | Любовь к ближнему | 1 | Рассказ учебника по теме. Чтение учащимися притчи из учебника. Рассмотрение иллюстраций к теме в учебнике, просмотр слайдов – других художественных изобразительных работ, посвященных притче о добром самарянине. Самостоятельная работа в тетради. | Текущий |
12 | Милосердие и сострадание | 1 | Рассказ учителя. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентаций учителя к уроку. Начало нового проекта «Учимся милосердию и состраданию». | Текущий |
13 | Отношение к труду | 1 | Чтение учебного и библейского текстов в учебнике. Анализ текста. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Самостоятельная работа в тетради. Начало новых проектов: «Что можно сделать во славу Божию»; «Учимся владычествовать над миром». | Текущий |
14 | Долг и ответственность | 1 | Осмысление понятий долга и ответственности через прочтение и анализ текстов Священного Писания. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. | Текущий |
15 | Защита Отечества | 1 | Рассказ учителя. Чтение учебного текста и иллюстрирующих цитат в учебнике. Анализ текста. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Начало нового проекта: «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи». | Текущий |
16 | Десять заповедей Божиих | 1 | Рассказ учителя. Комментированное чтение заповедей Божиих, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов и слайдов презентации учителя. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта «Образ пророка Моисея в искусстве» | Текущий |
17 | Заповеди блаженства | 1 | Комментированное чтение заповедей блаженства, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради | Текущий |
18-19 | Православие в России | 2 | Постановка вопросов для мотивации получения нового материала. Рассказ учителя. Беседа для проверки первичных знаний. Начало новых проектов: «Как Русь стала православной: говорят литературные источники», «Как Русь стала православной: говорят произведения изобразительного искусства» | Текущий |
20-21 | Православный храм и другие святыни | 2 | Рассказ учителя: заочная экскурсия в храм. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов по теме урока и слайдов презентации учителя. Самостоятельная работа в тетради. | Текущий |
22 | Таинства Православной Церкви | 1 | Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта «Православный храм» | Текущий |
23 | Древнейшие чудотворные иконы | 1 | Рассказ учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Начало нового проекта «Чудотворные иконы России» | Текущий |
24 | Молитва | 1 | Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Самостоятельная работа по тетради | Текущий |
25 | Православные монастыри | 1 | Постановка вопросов для мотивации получения нового материала | Текущий |
26 | Почитание святых в православной культуре | 1 | Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Беседа для проверки первичных знаний. | Текущий |
27 | Символический язык православной культуры: храм | 1 | Формирование мотивации изучения учебной проблемы для повторения и обобщения изученного материала | Текущий |
28 | Икона, фреска, картина. | 1 | Чтение учебника, рассматривание иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя. | Текущий |
29 | Колокольные звоны и церковное пение | 1 | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций, чтение учебника, слушание фрагментов колокольных звонов, рассматривание иллюстраций учебника. | Текущий |
30 | Прикладное искусство | 1 | Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника | Текущий |
31 | Православные праздники | 1 | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. | Текущий |
32 | Православный календарь | 1 | Формирование мотивации изучения темы урока6 постановка учебной проблемы для повторения предыдущей темы и её расширения с помощью дополнения содержания | Текущий |
33 | Христианская семья и её ценности | 1 | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций, чтение учебника, слушание фрагментов колокольных звонов, рассматривание иллюстраций учебника. | Текущий |
34 | Итоговое повторение | 1 | Просмотр выставки лучших творческих работ, выполненных школьниками в течение года. Комментарии детей к их работам. Демонстрация проектов. | Текущий |
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Литература для учащихся:
Бородина А.В. основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2013.
Методическая литература для учителя:
- Бородина А.В. Рабочая программа к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс., 2013.
- Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс/авт.-сост. А.В. Бородина. М., 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики создана для 4 класса на основе методических рекомендаций по организации изучения в 4-х классах ...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ОС "Школа 2100"
Данная программа содержит: пояснительную записку, содержание, список литературы, учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа составлена на основе: 1. Авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. 2....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа предлагается для учащихся 4 класса в количестве 1 часа в неделю.Программа основана на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...