Рабочая программа по ОРКСЭ 4-г класс
календарно-тематическое планирование по истории (4 класс) по теме
Рабочую программу по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" составил учитель начальных классов ГБОУ лицея № 590 г. Санкт-Петербурга Тарасова Людмила Алексеевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_orkse_4g.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО
Протокол № от «____»_____________ 2012г.
«» августа 2012г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам религиозных культур и светской этики для 4Г класса
учителя Тарасовой Людмилы Алексеевны, ГБОУ лицей № 590
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » августа 2012 г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики создана для 4 класса на основе методических рекомендаций по организации изучения в 4-х классах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», примерных учебных программ по курсу с учетом региональных и местных культурно-исторических, конфессиональных условий (авторы Сахаров А.Н., Кочегаров К.А.), 2011г.
Нормативно-правовой основой введения в учебный процесс комплексного учебного курса ОРКСЭ являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 69 от 31 января 2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом от 5 марта 2004 г. N 1089».
Курс ОРКСЭ представлен следующими предметными модулями:
1.Основы православной культуры
2.Основы исламской культуры
3.Основы иудейской культуры
4.Основы буддистской культуры
5.Основы мировых религиозных культур
6.Основы светской этики
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной дисциплиной. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащимися должно быть обеспечено в процессе освоения курса, а также в системе содержательных, ценностно-смысловых связей курса с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
На изучение ОРКСЭ отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на формирование у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Изучение «Основ религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. (28 часов)
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5часов)
Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора
общественного согласия.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного
материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Обязательный минимум содержания
Основы православной культуры
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Основы буддийской культуры
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Основы мировых религиозных культур
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы светской этики
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу
В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен:
знать/понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Для реализации программного содержания используется учебник :
- Пискарев В.И., Сафронова И.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур народов России. Книга для учителя. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011.
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4-г класса учителя Тарасовой Людмилы Алексеевны, ГБОУ лицея №590 | ||||||||
№ Урока | Тема раздела урока | Кол-во Часов | Тип/форма урока | Планируемые результаты Обучения | Виды и Формы контроля | Дата проведения (план) | Примечание | |
Освоение предметных знаний | УУД | |||||||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | ||||||||
1. | Россия – наша страна | 1 | Урок изучения нового материала комбинированныйурок | Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представления об отечествен- ной религиозно -культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ; развитие этических чувств и норм; поиск необходимой информации; | Смысловое чтение, поиск информации, уметь выражать свои мысли, | Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, устные характеристики Героев РОССИИ | 05.09 | |
Основы религиозных культур и светской этики. | ||||||||
2,3 | Культура и религия | 2 | Урок изучения нового материала комбинированный урок | Работа с терминами: «культура», «духовные ценности», «обычаи», «традиции». | Уметь строить высказывание, управлять поведением партнера, планировать учебное сотрудничество | Ответы на вопросы, письменные задания. | 12.09 19.09 | |
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования. | 1 | Урок изучения нового материала комбинированный урок | Знать историю возникновения религий, во что и почему верили древние люди | Уметь выражать свои мысли | Проверка домашнего задания, тестирование | 26.09 | |
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 1 | Урок изучения нового материала комбинированный урок | Знать религии, исповедуемые большинством народов России | Поиск информации, смысловое чтение, постановка вопросов | Текущий, индивидуальный опрос | 03.10 | |
6. | Священные книги религий мира: « Веды», «Авеста», «Трипитака» («Три корзины») | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний, проблемно-поисковое занятие | Знать названия Священных книг религий мира и то, что они говорят о создании мира и человека. Работа с терминами: «Веды», «Авеста», «Трипитака». | Смысловое чтение, объяснение выражений из найденной информации, работа в парах | (самостоятельная работа) | 10.10 | |
7. | Священные книги религий: «Тора», «Библия», »Коран». | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний, проблемно-поисковое занятие | Знать названия священных книг религий мира: «Тора», «Библия», «Коран». | Найти информацию, уметь объяснить, обосновать свои ответы, рассказать об иудейском пророке Моисее и объяснить сюжет,подобранных к рассказу иллюстраций | Текущий, индивидуальный опрос | 17.10 | |
8,9 | Хранители предания в религиях мира. | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний, урок-путешествие | Знать содержание сюжетов Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на горе Синай. | Работа с иллюстративным материалом, смысловое чтение, комментированное чтение, постановка вопросов | Работа в парах, индивидуальный опрос, (самостоятельная работа) | 24.10 31.10 | |
12, 13 | Искусство в религиозной культуре. | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний, урок-экспедиция | Знать названия различных видов искусства в религиозной культуре | Найти информацию об иконах и других видах искусства храма, об их создателях, художниках, знать терминологию по искусству религиозных культур | Постановка вопросов, обоснование ответов, работа в парах, (самостоятельная работа) | 28.11 05.12 | |
14. | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, воздаяния, покаяния. | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний, урок-обсуждение | Уметь подготовить вопросы по содержанию текста, самостоятельно работать с источниками информации, вести диалог, комментировать прочитанное, устно отвечать на тему: « Добро и зло». | Понимать, сопереживать чувствам других людей | Текущий, фронтальный опрос | 12.12 | |
15. | Творческие работы учащихся. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений, урок - круглый стол | Поиск информации, обработка полученной информации, выбор видеоряда ( иллюстрации, репродукции картин и др.) | Уметь слушать собеседника, вести диалог, признать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | Работа в парах, индивидуальный опрос | 19.1 2 | |
16. | Подведение итогов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний, урок - «смотр знаний». | Уметь слушать выступления одноклассников; выступать со своими творческими работами. | Уметь слушать собеседника, вести диалог | (самостоятельная работа) | 26.12 | |
17,18 | Религии России. | 2 | Комбинированный урок, урок -семинар | Знать названия наиболее распространенных в мире религий: христианство, ислам, буддизм и иудаизм, традиционных в России. | Слушать, объяснять, комментировать | Постановка вопросов, текущий | 09.01 16.01 | |
19,20 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 2 | Комбинированный урок, урок - викторина | Знать основы светской морали, понимать ее значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | Слушать собеседника, комментировать, работать с иллюстративным материалом, работать с учебником | Текущий | 23.01 30.01 | |
21,22 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 2 | Урок проверки и коррекции знаний и умений, урок -- диалог | Уметь обмениваться сообщениями о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах, рисовать иллюстрации к сообщениям. | Слушать, объяснять, комментировать | Постановка вопросов, умение слушать | 06.02 13.02 | |
23. | Религиозные ритуалы в искусстве. | 1 | Комбинированный урок, урок - диалог | Уметь выступать с сообщениями, презентациями о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в искусстве. | Слушать, объяснять , комментировать, отвечать на поставленные вопросы | Проверка домашнего задания, тестирование | 20.02 | |
24,25 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира. | 2 | Урок применения знаний и умений, урок - консультация | Уметь вести диалог, комментировать прочитанное, устно ответить на тему, работать с иллюстративным материалом, самостоятельно работать с источниками информации | Понимать суть церковного богослужения, знать основные праздники и особенности церковного календаря, понимать смысл основных таинств традиционных религий России и осознавать их важность в жизни верующего человека. | (самостоятельная работа) | 27.02 06.03 | |
26. | Семья, семейные ценности. | 1 | Урок применения знаний и умений, урок - викторина | Уметь выступать с сообщениями на тему: «Семья, семейные ценности» | Слушать, комментировать, отвечать на поставленные вопросы | текущий | 13.03 | |
27. | Долг, свобода, ответственность, учение и труд. | 1 | Комбинированный урок, урок - семинар | Уметь выступать с сообщениями на тему: «Долг, свобода, ответственность, учение и труд», задавать вопросы и отвечать на них. | Слушать, комментировать, объяснять, задавать вопросы | текущий | 20.03 | |
28. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества. | 1 | Комбинированный урок, урок- диалог | Уметь выступать с сообщениями на тему: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества»., задавать вопросы, анализировать и комментировать ответы | Слушать, задавать вопросы, вести диалог | текущий | 03.04 | |
29. | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | Урок применения знаний и умений, урок-диалог | Уметь выступать с сообщениями на тему: «Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России», вести диалог. | Слушать, задавать вопросы | (самостоятельная работа) | 10.04 | |
30. | Подготовка творческих проектов. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений, урок - экспедиция | Уметь осуществлять поиск информации, ее обработку, выбирать видеоряд: иллюстрации, репродукции картин, подбор стихов, песен. | Уметь слушать собеседника, вести диалог, уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. | текущий | 17.04 | |
31. | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю…» (другие религии России). | 1 | Урок закрепления изученного, урок - круглый стол | Найти информацию, задавать вопросы на тему, работать с иллюстративным материалом, самостоятельно работать с источниками информации. | Понимать суть и нравственное значение основных норм представляемого в своей творческой работе вероучения | Текущий, фронтальный опрос | 24.04 | |
32. | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру». | 1 | Урок применения знаний и умений, урок - путешествие | Уметь выполнять письменные и устные задания, применять творческий подход в их выполнении, например, «Составление предложений со словом мир и однокоренными словами», и т.д. | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. | (самостоятельная работа) | 08.05 | |
33. | Презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур». | 1 | Урок применения знаний и умений, урок - мозговая атака | Презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». | Уметь слушать, вести диалог, уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. | Текущий, индивидуальный опрос | 15.05 | |
34. | Презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь выступать со своими творческими работами на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»., задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы. | Уметь слушать собеседника, вести диалог, признать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе...
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса. Модуль "Основы православной культуры" составлена по учебнику А. В. Бородиной....
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс (по учебнику А.В.Бородиной )....
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль " Православная культура" ( по учебнику А. В. Бородиной)...
рабочая программа по ОРКСЭ (2100)4 класс
Основы мировых религиозных культур...