Статья на тему: «Собственное видение перспектив развития российского образования и своей роли в происходящих преобразованиях, отражающее мировоззренческую и психолого-педагогическую позицию учителя».
статья по теме
Развитие образования в целом, на мой взгляд, нельзя и не нужно прогнозировать, как мы прогнозируем погоду на завтра или возможность землетрясения. Образование будет развиваться так, как мы с вами будем его развивать. Нужно понимать, какие возможные тенденции такого развития социально необходимы и прогрессивны с точки зрения развития личности, общества и государства. Нельзя допускать, чтобы на пути такого развития встали «ностальгические установки и взгляды, трактующие сокращение государственного контроля над образованием как развал и деградацию последнего, настаивающие на жестких образовательных моделях, призванных индоктринировать учащихся, но не помогать им адаптироваться к усложняющемуся и меняющемуся миру» (Образование и развитие человеческого потенциала в России, с.86).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья: "Собственное видение перспектив развития российского образования" | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 148
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского союза Михалева В.П.
городского округа Самара.
Материал выступления на педагогическом совете.
Тема: «Собственное видение перспектив развития
российского образования и своей роли в происходящих преобразованиях,
отражающее мировоззренческую и
психолого-педагогическую позицию учителя».
Подготовил
учитель начальных классов
Сергиенко Елена Владимировна
Самара 2012
Образование народа есть преимущественно
дело общественное, которому как бы ни помогало
мудрое правительство, оно не может много
сделать без содействия самого общества.
Л. Н.Толстой
Развитие образования в целом, на мой взгляд, нельзя и не нужно прогнозировать, как мы прогнозируем погоду на завтра или возможность землетрясения. Образование будет развиваться так, как мы с вами будем его развивать. Нужно понимать, какие возможные тенденции такого развития социально необходимы и прогрессивны с точки зрения развития личности, общества и государства. Нельзя допускать, чтобы на пути такого развития встали «ностальгические установки и взгляды, трактующие сокращение государственного контроля над образованием как развал и деградацию последнего, настаивающие на жестких образовательных моделях, призванных индоктринировать учащихся, но не помогать им адаптироваться к усложняющемуся и меняющемуся миру» (Образование и развитие человеческого потенциала в России, с.86).
Но главное в развитии образования зависит именно от нас, педагогов, родителей, детей, общества в целом.
Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования. Общество начинается с народного образования.
С заменой единого образования в СССР вариативным образованием в России возникла проблема сохранения единого образовательного пространства страны. Эту задачу должен был решить стандарт первого поколения. Однако создать документ, удовлетворяющий всех его пользователей – общественность, родителей, педагогов, учащихся, – не удалось.
Для решения этой задачи потребовалось пересмотреть роль стандартов, уйти от идеи перечисления в них всех единиц информации в сторону идеи определения целевых ориентиров образования, описания его результатов и условий их осуществления. Эту роль, по-видимому, сыграет разрабатываемый в настоящее время стандарт второго поколения.
Новые стандарты нацелены на решение тех проблем, которые в рамках прежних стандартов не получили должного развития
Своей ролью в происходящих преобразованиях считаю:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
Немало важным аспектом в успешности решения Образовательного стандарта, по моему мнению, является обеспечение преемственности на всех ступенях. Как раз это нам и дает Образовательная программа «Школа 2100». Именно в этой программе дан подробный анализ важнейших тенденций развития вариативного, личностно-ориентированного, развивающего непрерывного образования в России. (По системе «Школа 2100» данный учитель работает 10 лет).
Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание.
Ещё одна особенность ФГОСа второго поколения – его нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания. Особенно важно, чтобы школа сыграла свою ведущую роль в качестве объединяющей основы для формирования многонационального российского общества. В новом базисном образовательном плане предусмотрены часы не только для учебной, но и для внеучебной работы, направленной на воспитание граждан нашей страны.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Второй год я наблюдаю за достижениями детей, которые входят в образцовый коллектив ансамбля ложкарей «Лель», являющийся лауреатом международных и всероссийских конкурсов. Ведет этот кружок Почетный работник общего образования РФ Михайлова Лилия Александровна. Видя, с каким интересом и желанием дети бегут на репетиции, я понимаю, что во внеурочную деятельность надо привлекать настоящих профессионалов.
Хотелось бы закончить словами Льва Николаевича Толстого: «Будущего нет: оно делается нами».
Российское образование будет таким, каким его сделаем мы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Роль учителя в формировании социальной толерантности учащихся"
Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки отличабтся от собственных, помогает ученикам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями других культур...
Статья Тема: "Роль педагога в развитии личности ребёнка" Сизых Елена Викторовна, учитель начальных классов
На Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является профессия -...
Статья "Педагогическая позиция учителя"
В статье я размышляю об отношениях учителя и ученика. Умеем ли мы общаться с учеником-творцом? Стерпим ли мы непослушание ученика? Не взыграет ли в нас гордыня?...
Статья на тему Проблемы и перспективы дополнительного образования детей в Российской Федерации
Статья на темуПроблемы и перспективы дополнительного образования детей в Российской Федерации Не секрет что наша система образования не совершенна, как и всё в этом мире, дети в школе осваивают т...
Статья на тему: "Игровые технологии в процессе образования".
Игровые технологии: виды, функции, группы и методики проведения...
Статья на тему "Интеграция основного и дополнительного образования в процессе реализации образовательной программы "Творческая мастерская""
Большие возможности для удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личного опыта могут предоставить...
Статья на тему: "Тьютор - новая специальность в образовании"
В настоящее время в России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвит...