Статья на тему: "Игровые технологии в процессе образования".
статья на тему
Игровые технологии: виды, функции, группы и методики проведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igrovye_tehnologii.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии
Игра – неизменная спутница детства, огромное, светлое, окно через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра помогает во многих случаях:
- если дети устали от занятий и им нужна разрядка;
- если расшалились и их нужно успокоить;
- если надо сделать интересным какое-то задание.
В этих случаях игра станет верным помощником воспитателя. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объеденённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопостовлять группы игр на обобщение предметов по определённым признакам: группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции -на слово, фонематический слух, смекалка и др. При этом игровой процесс развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. На практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную ( это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес.);
- коммуникативную ( освоение диалектики общения );
- самореализации в игре, как полигоне человеческой практике;
- игротерапевтическую ( преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности );
- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознания в процессе игры );
- функцию коррекции ( внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей );
- социализации ( включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития ).
В первую очередь следует разделить игры по видам деятельности:
- физические ( двигательные );
- интеллектуальные ( умственные );
- трудовые ;
- социальные;
- психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие.
- Познавательные, воспитательные, развивающие.
- Репродуктивные, продуктивные, творческие.
- Коммуникативные, диагностические и т.д.
По характеру игровой методике:
- занимательные;
- сюжетные;
- подвижные;
- дидактические;
- ролевые;
- подражательные;
- предметные;
- игры – драматизации и т.д.
Занимательные игры – развивают у детей смекалку, находчивость, любознательность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение;
- требуют волевых усилий, организованности, выдержки, умения;
- подчинять свои интересы интересам коллектива;
-развивать коммуникативные навыки.
Подвижные игры – наилучшее средство от гиподинамии. Они включают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, бросание и ловлю, упражнения с предметами.
Дидактические игры – расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
- развитие общественных умений и навыков;
- развитие трудовых навыков.
Воспитывающие игры – воспитание самостоятельности, воли;
- формирование определённых подходов. Позиций;
- нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
- воспитание сотрудничества и коллективизма, общественности, коммуникативности.
Развивающие игры – развитие внимания, памяти, речи, мышления;
- умения сравнивать, сопостовлять;
- находить аналоги воображения, фантазии, творческих способностей;
- Умение находить оптимальные решения;
- развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие игры – приобретение к нормам и ценностям общества;
- адаптация к условиям среды;
- обучение общению;
- психотерапия.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
- игры с предметами и без предметов;
- настольные игры;
- уличные игры;
- комнатные игры;
- классификация педагогических игр.
Знание игр необходимо каждому воспитателя. Объяснение правил игры должно быть кратким, чётким, понятным. Во многих играх большое значение имеет выбор водящего. Его может выбрать воспитатель, или сами дети, а можно использовать считалку.
Играя, дети испытывают радость от напряжения физических и умственных сил; необходимых для достижения успеха.
В ГПД мы рисуем, лепим, работаем с бумагой, пластилином. Играем в настольные игры: шашки, шахматы, лото. В игровой деятельности используем инсценировки с игрушками. На улице играем в самые разнообразные игры: салки, прятки, выбивалы, играем в снежки, лепим из снега. Проводя целый день в одном коллективе, в напряжённой учебной деятельности школьники устают, порой испытывают раздражение. Снять такое состояние легче всего, именно в ГПД используя игровые приёмы. Именно игра способствует мобилизации умственных возможностей, привитию навыков самодисциплины, развитию организаторских задатков, создавая при этом обстановку радости, удовольствия от совместных действий.
В своей работе использую следующие формы проведения игр:
1.Занимательные ( конкурсы, игра по станциям, турниры, викторины, праздники).
2.Подвижные (групповые, командные, игра – эстафета, соревнования, поединки).
3.Малоподвижные (загадки, шарады, кроссворды, ребусы, скороговорки,
Головоломки ).
4.Подражательные (игры – инсценировки ).
5.Строительные (конструкторы, постройки из снега и песка ).
6.Музыкальные (игры с пением, хороводы )
7.Настольные (пазлы, разрезные картинки, шашки, шахматы, лото ).
Одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Для этого использую развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, мыслить логически; умение находить зависимости и закономерности; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти. Например: рыбы, птицы, звери; придумай слово; мешок сюрпризов и т.д.
В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю». Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс мы включаем также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной. Например: Третий лишний и т.д.
В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, обращаю внимание на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать. Огромна и незаменима роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.
Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку,
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, её источник – вершина, сердцевина досуга. Игра разнообразит и обогощает досуг детей, воссоздавая целостность бытия. Применяя игровые технологии, мы, учимся понимать и доверять друг другу. А доверие – это самый короткий путь к сердцу маленького Человека!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Игровые технологии в младшем школьном возрасте."
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...
Статья по теме «Игровые педагогические технологии».
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пыт...
Статья "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения в 1 классе"
В статье говорится о разнообразии современных образовательных технологий, способствующих повышению качества обучения и уровня мотивации учеников....
Статья на тему: "Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда"
Коррекционая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова....
Статья по теме «Игровые педагогические технологии в начальной школе».
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо...
Статья на тему "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"
Ведущий вид деятельности ученика начальной школы - игра, поэтому наиболее успешное обучение - это обучение в игре....
Статья "РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ"
Статья "РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ"...