Статья по теме: "Роль учителя в формировании социальной толерантности учащихся"
статья по теме
Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки отличабтся от собственных, помогает ученикам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями других культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_v_formirovanii_socialnoy_tolerantnosti_uchashchihsya.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Головина Зинаида Григорьевна
МБОУ СОШ № 24, город Краснодар.
«Роль учителя в формировании социальной толерантности учащихся»
С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств, свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно-нравственного развития и воспитания.
Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В данном вопросе роль учителя, как связующего звена между ребенком и родителями, должна быть четко продумана и отработана. Учитель не только в беседах с родителями влияет на духовно-нравственное развитие младшего школьника, на его восприятие окружающего мира, но и непосредственно в общении с ребенком в учебной и внеурочной деятельности формирует его Я-концепцию, его умение понять и принять других, то есть его социальную толерантность. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, помогает ученикам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Однако процесс воспитания обусловливается не только активностью личности, социальной средой жизнедеятельности, но и культурно-историческими факторами. Культурно-познавательные ценности заключены в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и специфики эталонных способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах и выступает фактором воспитания социокультурной толерантности как основы зарождения гражданских чувств и позиции подрастающего человека.
Через разнообразные формы и методы по формированию социальной толерантности в детском коллективе расширяются знания, представления и умения у детей выражать собственные чувства к своим сверстникам; они учатся переживать достигнутые результаты через межличностное общение. Участвуя в факультативных занятиях по программе воспитания толерантности, ученики проигрывают различные социальные ситуации, совместно оценивают поступки, принятые решения друг друга, ищут правильный ответ на поставленный вопрос. На этих занятиях каждому ребенку дается возможность «докопаться» до сути проблемы, примерить на себя чужую роль и принять правильное решение с точки зрения толерантного человека.
Сегодня всем понятно, что сама жизнь ставит задачи – воспитывать у детей любовь, терпимое и уважительное отношение к людям. Проблема воспитания социальной толерантности в условиях нестабильности общества - приоритетный вопрос системы российского образования и только совместная целенаправленная работа учителя и родителей сможет привести к положительным результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"
Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
Доклад на тему "Роль учителя в формировании здоровьесберегающей компетенции учащихся"
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. На первом заседании ...
Статья на тему: «Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников в ходе проведения внеурочных занятий».
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников....
Доклад по теме "Роль личности педагога в формировании духовно — нравственных ценностей учащихся"
Доклад по теме "Роль личности педагога в формировании духовно — нравственных ценностей учащихся"...
Статья на тему: "Роль семьи в формировании личности ребёнка."
Роль семьи в формировании личности ребёнка....
Отчет по самообразованию учителя начальных классов на тему: "Роль проектной деятельности в формировании исследовательских умений у младших школьников".
В отчете рассматривается проблема использования проектной деятельности как эффективного инструмента для формирования исследовательских умений в условиях современного образовательного процесса. Подчерк...