Статья "Педагогическая позиция учителя"
статья на тему
В статье я размышляю об отношениях учителя и ученика. Умеем ли мы общаться с учеником-творцом? Стерпим ли мы непослушание ученика? Не взыграет ли в нас гордыня?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_n-n-sh.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Шипицына Н.Н.
/учитель 526 гимназии
Санкт-Петербурга/
«Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его»
И. Г. Песталоцци
Педагогическая позиция учителя
.
А. Д. Александров, рассказывая об истории возникновения геометрии Н. И. Лобачевского, пишет о неудачных попытках доказать пятый постулат Евклида: «Ошибки были психологически обусловлены тем, что автору очень хотелось пятый постулат доказать, отказ от него был невообразим...» Отказ от многих наших педагогических постулатов, которые как бы программируют ошибки педагога, тоже кажется для нас невообразимым. Наверное, мы еще долго будем стремиться доказать свой «пятый постулат педагогики», радоваться, что сумели найти доказательство и опять, в который раз, обнаружив очередную ошибку в своих рассуждениях, оказываться у разбитого корыта.
“Пятых постулатов” в педагогике много. Один из них: учитель выше ученика. Нам бы признать в ученике творца, равного учителю. Именно признать, и чтобы он знал об этом признании. Возможно, тогда отношение его зависимости от учителя заменится отношением равенства и свободы. Исчезнет униженность ученика. Ученик — творец получит право:
- на свободный поиск, который отнюдь не всегда заканчивается успехом;
- на самооценку, самое ответственное, самое серьезное, самое трудное право, помните: «Я сам себе свой высший суд»;
- распоряжаться своим временем, временем, которое всегда отнимало у него школа, временем, которое всегда за него планировали учителя и родители;
- на выбор, но при этом не исчезнет его ответственность за собственный выбор цели деятельности, жизни; без предоставления ученику права выбора, несказанно сложно сформировать у него свойственный ему стиль мышления, развить чутье, позволяющее предвидеть результат научного исследования;
- осознать момент, уловить миг, в который необходимо сменить цели, подвергнуть анализу сделанное, увидеть, осмыслить и освободиться от всего того, что возможно ранее казалось таким значимым, совершенным, но оказалось лишь одной из ступеней на пути познания, этапом жизни.
Поставим несколько риторических вопросов:
- Умеем ли мы общаться с учеником-творцом?
- Хватит ли у нас сил, терпения и мудрости дождаться момента, когда ученик сам захочет в научных, художественных работах показать свой внутренний мир?
- Стерпим ли мы непослушание такого ученика, не взыграет ли в нас гордыня, и не бросимся ли мы опять искать узду, способ наказания, чтобы одержать верх над строптивцем?
- Позволим ли ему, молодому человеку, самоутвердиться?
Надо заметить, что общение с учеником-творцом открывает и новые перспективы для совершенствования самого учителя, ибо, как и для учеников, для нас нет предела совершенства. И мы тоже постоянно стоим перед проблемой выбора. И нам, как и нашим ученикам, предоставляется пространство выбора. Однако наступает момент, когда срабатывают все запреты, сформированные школой, семьей, и мы это пространство сами, по своей воле, суживаем. Но жить – раздвигать границы своего жизненного пространства, допускать в свой мир то, что совсем недавно казалось не твоим, тех, на общение с которыми ты накладывал табу.
Учителю тоже не всегда легко распорядится своим правом выбора. И, прежде всего, это касается выбора способа общения с учениками на своём занятии и вне него. Выбрать ответы на вопросы, касающиеся его педагогических принципов, его тактики преподавания: Кто ставит проблему на уроке? Кто задает вопросы? Кто решает, насколько полный дан ответ? Кто проверяет, как усвоен материал? Должен ли учитель во время дискуссии отфильтровывать мысли достойные от недостойных? Можно ли позволить обсуждать на уроке вопросы, не относящиеся к рассматриваемой проблеме? Должен ли урок быть интересным? Что значит интересный урок? Как изгнать страх из школы?
Ответы на них хотя и очевидны, но неоднозначны. Учитель выбирает определенную стратегию и тактику преподавания. Но возможности выбранной стратегии в любой момент могут исчерпаться. Думаю, что возможности авторитарной школы с жесткой дисциплиной, с имитацией гуманистических отношений учителя и ученика, с парадами «знаний» на открытых уроках, с хорошо разработанной методикой давления, запретов, страха, разнообразных оценок и классификацией учеников — исчерпаны. Требуется другая стратегия школы, стратегия, созвучная нашему времени.
Методическое обеспечение тактики в рамках этой стратегии довольно часто заслоняет от ученика саму изучаемую науку. Учитель, порой, как защитник традиционной педагогики, на уроке постоянно в деле. Он: объясняет, задаёт вопросы, шутит, высмеивает, играет, спрашивает, радуется и т.п. Внимательный, строгий, переживающий за дело школы взгляд позволит учителю иначе увидеть свою работу, хорошо знакомый традиционный школьный урок.
Ухтомский А. А. — один из крупнейших мыслителей XX века, утверждал, что «... открывание истины происходило не от логичности рассуждения, а сама предвидимая истина была для своих искателей не сцеплением суждений, а пламенною и надлежащей Действительностью и Жизнью!...».
Мастерская — это новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны: в выборе пути исследования, средств для достижения цели, темпа работы и т. д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого ученика по данному вопросу, затем эти знания обогащаются знаниями соседа по парте. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой парой, затем в группе, только после этого точка зрения ребят объявляется классу. В этот момент знания еще раз сопоставляются с наработками других групп. Все эти действия подготавливают ребят для изучения научной литературы, учебника по исследуемому вопросу.
Заметьте, что нигде пока не говорится ни об обобщениях, с которыми обычно выступает учитель на уроке, ни об исправлении учителем неверных ответов. Учитель до этого момента слушатель, но теперь, как и все ученики класса, может высказать свою точку зрения, если есть в этом необходимость. В отличие от урока на мастерской знания выстраиваются, но не даются, не передаются, поэтому, возможно, что так до конца занятия и не прозвучит истина, которую знает учитель. Будет создана хорошая посылка для размышлений и приготовлено прекрасное начало следующего занятия.
Итак, система заданий, которые в парах, группах выполняют ученики, позволяет уйти от простой передачи информации. Мастер, включая ребят в поисковую деятельность, расстается со многими методами принуждения, с жестким надзором за каждым шагом ученика. На мастерской точные формулировки, точные знания следуют за ошибками, за приближенными, неточными результатами. Но при терпеливой работе этот путь завершается строгими доказательствами, точными формулировками. Исчезает один из вечных школьных страхов — страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, страх не угадать то направление размышления, которое угодно учителю, страх вообще показаться глупым, неспособным так же быстро думать, говорить, как думает, говорит учитель, страх не справиться с таким огромным набором материала. Но известно, что приблизительные знания есть ступеньки к истине. Трудно «подниматься» по лестнице без ступенек. Да, если посмотреть на историю становления любой науки, то можно найти массу примеров и заблуждений даже великих ученых, их неспособности понять, и значит принять, открытия своих коллег. Но никто и никогда не зачислял их в разряд неспособных. Будем же милосердными к ученикам. Будем признавать за ними право на ошибку. Не будем никогда силой, силой своей власти, авторитета заставлять их заучивать то, что они не хотят, к чему у них нет потребности (мы ее не пробудили), заучивать то, что они не понимают. Уберем из процесса познания все методы, связанные с унижением достоинства ученика.
На вопрос: ”Как научиться строить мастерские?”, в какой-то степени ответит следующий параграф и вторая глава этой книги.
МАСТЕРСКАЯ
”Построение мастерской в начальной школе”
/для учителей/
- Прочтите темы мастерских: “Игрушка”, “Праздник”, “Букет”, “Целая и дробь”, “Дробь одна вторая”, “Загадка линии” и выберите одну, которую вы сегодня будете разрабатывать.
- Помолчите вместе с выбранной вами темой, привыкните друг к другу, поведайте тайну своего выбора и вслушайтесь в тайну сокрытую под выбранным вами названием.
- Напишите на листе бумаги тему вашей мастерской, а ниже слово “Суть” или “Содержание мастерской” и в двух трёх фразах проявите то ,что вы сумели распознать в молчании со своей темой.
- В группах прочитайте, сделанные вами записи, и что-нибудь скажите друг другу.
- Внесите коррективы.
- Напишите на листе слово “Главное” и в двух трёх словах представьте то, вокруг чего будет протекать всё действие на мастерской.
- Напишите в следующей строке “Антагонист” то, что противоположно главному, то, что его оттеняет, более четко высвечивает.
- В группе по кругу прочтите свои записи и обсудите их.
- Объединитесь в новые группы, основой объединения будет служить тема мастерской, над которой вы работаете.
- В группах прочтите всё, что у вас написано на листах и обсудите написанное.
- На новом листе бумаги напишите тему мастерской, и, после обсуждения, запишите её суть, главный стержень, вокруг, которого будет происходить всё действие и то, что противоположно основному объекту исследования.
- Слушаем группы.
- Обсудите в группах и запишите 2-3 противоречия, которые будут генерировать мысли участников мастерской и способствовать их продвижению вперёд в познании сути её темы.
- Слушаем противоречия и классифицируем их как: психологические, педагогические, методические, интеллектуальные, …
- Внесите коррективы в запись противоречий вашей мастерской.
- Действия. Перечислите, какого вида действия ваши ученики обычно выполняют на уроке.
- Слушаем.
- Запишите действия, которые предлагаются ученикам выполнять на мастерской.
- Изучите таблицу активных действий школьников на мастерской.
- Отберите или придумайте те действия, которые необходимы для вашей мастерской.
- Обсудите в группе один из простейших алгоритмов мастерской.
- Составьте первое задание мастерской.
- Слушаем группы, остальные высказывают своё мнение “за” и “против”.
- Внесите коррективы в первое задание и составьте 2-3 следующих.
- Слушаем группы.
- Придумайте задания, в которых школьник впервые встречается с противоречием и задания, которое направляет его поиск.
Активные действия школьников направляющие их познавательный процесс
Материальное действие | Персептивное действие | Речевое действие | Умственное действие |
Рассмотрите картинку и дорисуйте её, чтобы:
| Мысленно переместитесь во времени в (прошлое, будущее, в древний Египет, в сегодняшнее утро, в завтрашний день)… | Отразите смысл прочитанного, его суть, одним словом или некоторым словосочетанием. | Придумайте способ проверки истинности сделанных выводов. |
Из слов написанных на листочках составьте 2-3 предложения:
| Запишите задачу без слов, используя лишь буквы, знаки, различные обозначения представленных в ней объектов. | Рассмотрите - обсудите - прокомментируйте - скорректируйте. | Проанализируйте текст с позиции автора, с позиции одноклассников, с позиции учителя. |
Изучите последовательность ваших действий, расскажите их друг другу и выполните работу. | Рассмотрите картину, мысленно войдите в неё, погуляйте по её пространству, пообщайтесь с представленными на ней персонажами. | Перечислите методы, способы выполнения … и примените, один из них в данном случае. | Переведите текст на язык понятный всем. |
Используя палочки (спички) составьте модель решаемого вами примера (задачи) и найдите его ответ. | Составьте схему исследуемого процесса, явления. | Проговорите, обсудите в паре, в группе, опишите… | Сформулируйте задачу (проблему). |
Нарисуйте прямоугольник 2 клетки на 3 клетки и заштрихуйте … часть его | Разделите данную проблему (задачу) на ряд более мелких, частных проблем (задач) которые позволят её решить. | Сопоставьте тексты, гипотезы, планы, решения и запишите свои выводы. | Изучите план (действия) и. скорректируйте их … |
Используя спички и пластилин, постройте модель какой-нибудь пространственной фигуры. | Вспомните, помечтайте о… | Спойте мелодию этой стихотворной строки, пропойте какую-либо фразу, отражающую ваше настроение. | Изучите вопросы, предложенные мастером, внесите в каждый из них свои изменения и в паре с соседом обсудите возможность поиска их решения. |
Рассмотрите рисунки в тексте параграфа, проявите их смысл и запишите на листочке закодированный в них текст. | Выделите структуру вещества, действия, понятия. | Придумайте слова…, образы…, схемы…, модели…, структуры…. | Прочтите текст, в разном темпе, с разной интонацией. |
Выберите несколько иллюстраций и расположите их на листе так, как вам хочется. Подпишите название картины, которая у вас получилась. | Составьте серию вопросов | Реализуйте в совместной работе в группе намеченный вами план исследования, | Изобразите (представьте аудитории) без слов (образ, понятие, суть текста…). |
Рассмотрите картинку и с помощью участников группы изобразите её сюжет. | Выдвиньте гипотезу, не стремитесь сделать её правдоподобной. | Продолжите фразу (автора, мастера, одноклассника, поэта, писателя, учёного). | Выделите проблему. |
Вообразите (себе, себя), мысленно нарисуйте увиденное. | Сочините текст на тему…, для журнала (художественного, научного), для соседа, для учебника, … | Сформулируйте цель своей деятельности, спланируйте поиск, | |
Придумайте идеальный способ быстрого запоминания информации добытой в процессе вашего исследования. | Прочтите текст соседа и допишите в его стиле, ритме. | Рассмотрите обе части уравнения и расскажите о свойствах функций, представленных в каждой его части. | |
Представьте (поляну цветов, себя через год, непрерывную функцию, имеющую несколько экстремумов и несколько точек, в которых нет производной, …) | Сочините миниатюру и исполните её…, | Обобщите (частные случаи, свои наблюдения, результаты своего исследования проблемы, информацию, прочитанную в разных источниках, …). | |
Нарисуйте своё лицо (руку, глаза гордящиеся вами, тревожащиеся за вас, смеющиеся вместе с вами, …). | Проанализируйте выступление группы и сформулируйте несколько вопросов, которые позволили бы им заметить неточности сделанных ими умозаключений. | Докажите (свои предположения, свои выводы, разумность претворения в жизнь ваших планов, …). | |
Постарайтесь услышать звучание … (голоса, инструмента, пения птиц, шума прибоя, весеннего ручья, …) и поведать об этом соседу по парте. | Проанализируйте свою исследовательскую работу на мастерской и напишите небольшой текст на тему…, Первую фразу начните писать со слов…(“Я думал, что…”, “У меня сначала ничего не получалось”, “Работа в группе…”, “Я понял, что…”…). | Сравните (тексты, слова, образы, смыслы, способы изложения, стиль, ритм, сопоставьте авторские паузы, авторские жизненные позиции, …). | |
Всмотритесь в лист белой бумаги и постарайтесь увидеть в нем…, нарисуйте (опишите), то, что вы увидели. | Рассмотрите картинку и запишите все глаголы, которые отражают происходящие на ней действия. | Помолчите, вслушайтесь в …(тишину мира, себя, в это мгновение, звучание мира, в ритм своей жизни, …). | |
Оглядите пространство класса, рассмотрите в нём скрещивающиеся, пересекающиеся, параллельные прямые и зарисуйте их. | Используя глаголы, составьте текст. | Вслушайтесь в …(звучание слова, интонацию, в смысл, в молчание…). | |
Дайте схематическое изображение изученной вами ситуации. | На стене класса висят портреты великих писателей, представьте в этом ряду и свой портрет. Напишите на листе: “Я – писатель” и приступите к сочинению своего текста. | Прочтите тексты и (сопоставьте их, найдите общее в них, выясните те моменты, которые противоречат друг другу, …). | |
На ваших столах лежат различные предметы (веер, трубка, платочек, пудреница, зонт, …) представьте образ хозяина каждого из предметов и опишите его внешность и некоторые характерные его черты.. | Сопоставьте целое и его части (смыслы всей темы со смыслами её частей, весь текст со смыслами, проявленными в его предложениях, …) | ||
Вы в древнем Египте. Местный художник рисовал на улице прохожих, солнце, окружающий пейзаж. Сейчас он отошёл на мгновение, оставив мольберт и кисти. Мысленно подойдите к его картине, и порисуйте вместо него. | Рассмотрите данное слово (мысль…) в разных контекстах. |
27.Слушаем мастера. Мастер комментирует структуру мастерской, читает варианты мастерских, составленных другими учителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Собственное видение перспектив развития российского образования и своей роли в происходящих преобразованиях, отражающее мировоззренческую и психолого-педагогическую позицию учителя».
Развитие образования в целом, на мой взгляд, нельзя и не нужно прогнозировать, как мы прогнозируем погоду на завтра или возможность землетрясения. Образование будет развиваться так, как мы с вами буде...
Поддержка учителя в формировании у младших школьников позиции счастливого человека.
Что такое счастье каждый понимает по-своему. Учитель помогает формировать позицию, установку на понимание счастье ....
Деятельность учителя с позиции успешности его учеников
Организация исследовательской работы школьников требует от учителя совершенно особых навыков и нетрадиционных педагогических установок. Надеюсь, мой материал поможет для молодых специалистов при решен...
Конкурсное испытание "Я-учитель". Эссе "Гражданская позиция современного учителя".
Конкурсное испытание "Я-учитель". Эссе "Гражданская позиция современного учителя"....
«Гражданская позиция современного учителя»
Эссе о гражданской позиции современного учителя....
Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД»
Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно-деятельностный подход, предп...
Конкурсное испытание "Я-учитель" Эссе на тему: "Гражданская позиция современного учителя"
Работа на конкурс "Учитель года 2021" 1 этап...