конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Данный урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло», воспитывается добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру. Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса, умение работать в группе, с источниками информации. Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность каждого ребёнка в общую работу. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobro_i_zlo.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | «Добро и зло» | |
Предмет | Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» | |
Класс | 4 класс | |
Федеральный округ России | Российская Федерация | |
Республика/край | Алтайский край | |
Город/поселок | Ясная Поляна | |
Методическая информация | ||
Тип урока | Урок получения новых знаний. | |
Продолжительность урока | 40 минут | |
Цель урока | Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать у учащихся нравственные ценности. Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» . | |
Задачи урока |
| |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,/приобретут,/ закрепят ученики в ходе урока | Учащиеся познакомятся с новыми понятиями морали «добро» и «зло», научиться различать морально добрые поступки от аморальных. | |
Необходимое оборудование и материалы |
| |
Виды деятельности | Беседа, обращение к личному опыту учащихся, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа, проблемные вопросы, работа в тетради. | |
Методический комментарий | Данный урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло», воспитывается добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру. Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса, умение работать в группе, с источниками информации. Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность каждого ребёнка в общую работу. | |
1. Организационный момент, включающий: - Здравствуйте! Возьмитесь, пожалуйста, за руки. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Приветствие учителя. Проверить готовность к уроку. | Приветствие учащихся. Итак, друзья, внимание – Ведь позвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём мы наш урок! | |
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы детей |
А) привычки Б) обычаи В) правила поведения Г) все верно
А) правила поведения Б) хороший тон В) возделывание земли Г) манеры
А) эстетика Б) этика В) философия Г) история
А) первой природой Б) второй природой В) третьей природой Г) четвертой природой На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет»
| |
3. Изучение нового учебного материала. Цель: формирование нравственных ценностей – добра и зла, скромности, милосердия, честности, дружелюбия, прививать навыки общения между людьми и между собой. Задачи урока: в области ценностей: ученики научатся совершать сознательно добродетельные поступки, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства; в области опыта: ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности; в области знаний: ученики смогут дать определение добра и зла, какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества; в области умений и навыков: ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы детей. | Эпиграфы: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В.О.Ключевский. «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». Древнекитайское изречение. | Прочитайте эпиграфы на экране. |
Ответы детей. Ответы детей на поставленные вопросы. Обсуждение проблемы. | Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Учитель: Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. - Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. - Как бы вы смогли ответить на эти вопросы? | |
Ученик читает стихотворение Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет. | ||
Ответы детей. | - Ребята, как вы думаете какая главная мысль этого стихотворения? - Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла. | |
Ученик читает стихотворение В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час, Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. И откуда спросишь, ты, Что от этой доброты, Приживаются цветы, Рыбки, ёжики, птенцы? Я отвечу тебе прямо: Это — мама, мама, мама!!! Ответы детей. | Учитель. Мама — мир подарила, жизнь подарила мне и тебе! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её тёплый взгляд. Добро – это ??? - Как вы понимаете понятие «Добро»? - Как вы думаете, есть ли добро общее, применимое ко всем людям? - В чем оно заключается? | |
Работа в группах: каждая группа даёт свои ответы. Идет их обсуждение. Дети называют однокоренные слова - Доброта, добрый Ответы детей. Ответы детей. - Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. - Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек. Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям. Ответы учащихся. Ученица читает стихотворение. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно, В любую минуту всегда И если когда-то кому-то Поможет твоя доброта, Улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря! | Работа со словарём С. Ожегова (моё понятие - научное понятие) - слова добро. Зачитываются и разбираются несколько понятий. - Подберите однокоренные слова к слову добро. - Что значит добрый человек? - Как относятся к нему люди? Работа в тетради (задание №2) Учитель: К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят. Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты. 1. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. 2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? 3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему посочувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом. Учитель. Какого же человека можно назвать добрым?
Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми? Учитель. Ребята, какие добрые поступки вы совершили? - Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
| |
Работа в группах: каждая группа даёт свои ответы. Идет их обсуждение. | - Почему же добро всегда побеждает над злом? - Как вы понимаете понятие «Зло»? Работа со словарём С. Ожегова (моё понятие - научное понятие) - слова зло. Зачитываются и разбираются несколько понятий. Учитель: Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. Работа в тетради (задание №2) | |
4. Закрепление учебного материала. Цель учителя: Способствовать закреплению знаний о таких понятиях как добро и зло. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Работа в парах. Ответы детей - «Цветик – семицветик» В.Катаев. Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север через юг, Возвращайся, сделав круг Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Ответы детей - Сказка «Лиса и журавль» Ответы детей Сказка «Морозко» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне» Ответы детей. Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе. Ответы детей. На партах лежат детали аппликации Ответы детей. ―Мир! ―Как прекрасен этот мир! ―Добро побеждает зло. | Учитель: А сейчас проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом. 1.С грядки старушка цветок сорвала Девочке Жанне его отдала. В цветке, лепестках есть волшебная сила Их девочка Женя о чём-то просила Что надо сказать лепестки обрывая? Как называется сказка такая? 2 Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом. 3.Снег валил, клубились тучи Гнулись сосны до земли Злые люди в лес дремучий Сиротинку отвели. Замолчать заставили Замерзать оставили. 4.Сейчас потолкуем о книге другой: Тут синее море, тут берег морской. Старик вышел к морю Он невод забросил. Кого-то поймает и Что-то попросит. 5.Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед. Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала. Учитель: Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. Работа в тетради (задание №1) Учитель: Ребята, подумайте и скажите, как вы понимаете смысл этих пословиц.
Работа в тетради (задание №4) Учитель: Ребята, у вас на партах лежат карточки с качествами человека. Ваша задача распределить их на две группы.
Мужество, эгоизм, хвастливость, честь, скромность, милосердие, жестокость, трусость, совесть, жадность, зависть, тактичность, болтливость, честность, хитрость, бестактность, правдивость, малодушие, лживость, справедливость, выдержка. Работа в тетради (задание №3) Учитель: Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире? Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Рефлексия. Учитель: На доске висит чистый ватман, а у вас на партах лежат заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Ваша задача – наклеить детали, чтобы получилась общая красивая аппликация. Учитель. Ребята, как мы назовём эту картину? Учитель. Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? - Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»? - Что такое добро? - Как должен делать человек добрые поступки? - Нужно ли знать человеку, что такое зло? - Что такое зло? - Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла? | На доске прикрепить данное качество к надписи «Добро» или к надписи « Зло». На доске чистый ватман |
5. Задание на дом. Цель ученика: закрепить полученные знания на уроке. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
По желанию выполняют задание. |
| |
6. Итог урока. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Мне было приятно работать с вами. Благодарю вас за работу на уроке. Желаю вам Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. Ведь делать добро — это здорово! Спасибо за урок. | Звучит песня - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались | |
Результативность и эффективность урока. | Методическая цель урока – это создание условий для проявления познавательной и творческой активности учеников. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Решению этой проблемы способствует проведение нетрадиционных уроков. На уроке используется работа в группах. Урок с применением ИКТ помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет не только расширить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учеников. При разработке урока с использованием ИКТ особое внимание обращается на здоровье обучающихся, используются элементы здоровьесберегающих технологий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....