Программа по этико-правовому воспитанию "Правовой эрудит"
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bezborodova.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУСО РМ «СРЦН» «Радуга»
Программа
по этико-правовому воспитанию
«Правовой эрудит»
Для группы детей младшего школьного возраста (7-11 лет)
Составитель:
Безбородова Ольга Юрьевна
воспитатель государственного
казенного учреждения социального
обслуживания РМ «Социально-
реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Радуга»
Саранск, 2013 г
Информационная карта
Вид | Общеразвивающая |
Цель | Создание условий для формирования у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора и ответственности за него. |
Область применения | Учреждения социальной защиты для несовершеннолетних |
Целевая группа | Младший школьный возраст |
Форма и методы |
|
Нормативно-правовое обоснование |
|
Срок реализации | Учебный год |
Пояснительная записка
Сама жизнь ставит проблему правового воспитания. Чем сложнее переходные процессы в обществе, тем важнее научить ребенка ориентироваться в этических и правовых нормах.
Права несовершеннолетних нарушаются повсеместно, ежечасно и безнаказанно. Особенно сложные обстоятельства у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Данная программа направлена на развитие правовой культуры младших школьников, является естественным дополнением к комплексному воспитанию качеств личности, приобретению необходимых навыков интеллектуального и физического развития детей.
Работа направлена на формирование свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей: памяти, мышления, творческого воображения, умение рассуждать, что дает младшим школьникам участие в различных интеллектуальных мероприятиях, конкурсах, викторинах, беседах, обсуждениях и т.д.
Предлагаемая программа «Правовой эрудит» направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей.
Реализация программы рассчитана на учебный год.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи этого правового воспитания и направлена на воспитание патриотизма, формирование гражданственности у детей младшего школьного возраста.
Темы занятий подобраны в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, требованиями в системе правового воспитания.
Цель программы: создать условие для формирования у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора и ответственности за него.
Задачи:
- Формирование у младших школьников правовой культуры, т.е. осознанного усвоения понятий «право» в его нравственном и юридическом аспекте.
- Разъяснение принципов Конвенции ООН о правах ребенка.
- Ознакомление с Символами государства, республики (герб, гимн, флаг).
- Развитие творческих возможностей и привитие устойчивого интереса к правовым знаниям.
- Формирование и закрепление нравственных понятий «Добро» и «Зло», «Правда» и «Ложь», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
- Развитие позитивной самооценки своих возможностей, веры в свой интеллектуальный рост.
Принципы реализации:
- Доступность изложения материала;
- Последовательность и систематичность;
- Наглядность;
- Вариативность;
В содержании программы выделяются 2 направления.
- 1 направление: «Правовое»
Цель: формирование правовой и гражданской нравственности личности, активная жизненная позиция.
Задачи:
- Воспитывать право сознания, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
- Сформировать систему знаний, уважение и интересы к государственным символам России.
- 2 направление: «Нравственно-этическое»
Цель: формировать у детей ценностную ориентацию, способность формировать нравственное суждение, расширение понимания детьми значение слова «Хорошо» и «Плохо».
Задачи:
- Сформировать культуру поведения и общения;
- Воспитать культуру семейных отношений, семейных ценностей.
Ожидаемые результаты
Реализация данной программы позволит формировать:
- Первоначальные знания правовых документов, правовые качества личности (чувство долга, справедливости, уважение к старшим и к существующим государственным символам и традициям);
- Расширение перспектив развития этико-правовых знаний;
- Активную жизненную позицию;
- Интерес к познаниям;
- Уважительное и доброжелательное отношение к людям.
Тематический план
№ | Тема | Теория | Практика |
1 | Беседа поведения в общественных местах | 1 | |
2 | «Моя семья» | 1 | |
3 | Уроки этикета | 1/2 | 1 |
4 | «Умеем ли мы хорошо себя вести?» (игровая беседа) | 1/2 | 1 |
5 | «Что такое Право?» (познавательная беседа) | 1 | 1 |
6 | Игра-путешествие «Спешите делать добро» | 1 | 1 |
7 | «Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа) | 1 | 1 |
8 | «Волшебное слово на выручку готово» | 1 | 1 |
9 | «Знакомство с государственными символами России(герб, флаг, гимн) | 1/2 | 1/2 |
10 | Праздник урожая в кафе «Осеннее» (развлекательное мероприятие) | 1 | |
11 | «Право на жизнь» (игровая беда) | 1/2 | 1/2 |
12 | «Как не стать жертвой преступления» (беседа) | 1 | |
13 | «Все люди разные, но права у них одинаковые» (игровая беседа) | 1/2 | 1/2 |
14 | «Ласковое слово – доброе сердечко» | 1/2 | 1/2 |
15 | «Учитесь улыбаться» | 1 | 1 |
16 | Чтение рассказов «Сердитая Маша», «Вредное колечко» | 1 | 1 |
17 | «Право на защиту» | 1 | |
18 | «Право на особую защиту» | 1 | |
19 | «Дружба начинается с улыбки» | 1 | |
20 | «Мое и наше» (беседа) | 1 | |
21 | «Правда и ложь» (познавательно-воспитательная беседа) | 1 | 1 |
22 | «Приключения в стране Светофория» | 1 | |
23 | «Гражданство» | 1 | |
24 | «Право на развитие» (право учиться и узнавать новое) | 1 | |
25 | «Умеем ли мы говорить по телефону?» | 1 | 1 |
26 | Творческая игра «Волшебные очки» | 1 | |
27 | Развлекательное мероприятие «Здравствуй зимушка-зима» | 1 | |
28 | «Право на семью» | 1 | |
29 | Азбука нравственности «Как быть прилежным и старательным?» | 1 | 1 |
30 | Чтение рассказа «Хвастливый заяц» (беседа о прочитанном) | 1 | |
31 | Дать представление о законе «Право и закон» | 1 | |
32 | Игра «Как вести себя, когда у тебя гости?» | 1 | |
33 | «Книги, спасибо за то, что вы есть» | 1 | |
34 | Игровая программа «Поле Чудес» (по правам детей) | 1 | 1 |
35 | «Турнир вежливости» (командное соревнование) | 1 | |
36 | «На что имеем право мы?» | 1 | |
37 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | |
38 | «Собака-друг человека» (познавательное мероприятие) | 1 | 1 |
39 | «Путешествие в город Правовой Культуры» | 1 | 1 |
40 | Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям Михалкова) | 1 | 1 |
Содержание
1. «Поведение в общественных местах» (беседа).
Цель: показать, что человек проявляет уважение к себе своим поведением в общественных местах и своим отношением к людям, которые его окружают; изучить основные правила поведения в общественных местах.
Основные понятия: поведение, отношение, общественные места, уважение.
2. «Моя семья».
Цель: воспитать ласковое, чуткое отношение к самым близким людям (своей семье); чувство семейной сплоченности.
Основные понятия: семья, сплоченность, близкие люди.
3. «Уроки этикета».
Цель: повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации; познакомить с правильной манерой произнесения волшебных слов.
Основные понятия: поведение, вежливость, этикет.
4. «Умеем ли мы хорошо себя вести?» (игровая беседа).
Цель: закрепить с детьми формы вежливых обращений, обратить внимание на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками; развивать речь детей.
Основные понятия: поведение, отношение, поступки.
5. «Что такое Право?» (познавательная беседа).
Цель: объяснить детям, что означает понятие «право», как оно соотносится со словами «правила», «правильный»
Основные понятия: право, правила.
6. Игра-путешествие «Спешите делать добро».
Цель: закрепить с детьми понятие «добро»; совершенствовать навыки доброго отношения к людям, животным и всему живому на земле.
Основные понятия: доброе, отношение, любовь.
7. «Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа).
Цель: обсудить с детьми значение любви в жизни человека.
Основные понятия: любовь, значение, смысл, родители.
8. «Волшебное слово на выручку готово».
Цель: воспитывать у детей желание и потребность проявлять доброту к окружающим, развивать способность анализировать свои поступки, вежливо и культурно общаться.
Основные понятия: доброта, вежливость, поступки.
9. «Знакомство с государственными символами России (герб, флаг, гимн).
Цель: познакомить детей с государственными символами России (герб, флаг, гимн), с историей их возникновения, воспитать чувство гордости за свою страну.
Основные понятия: герб, гимн, флаг, государственные символы.
10. «Праздник урожая в кафе «Осеннее» (развлекательно мероприятие).
Цель: закрепить знания детей б осени, ее признаках и осенних дарах.
11. «Право на жизнь» (игровая беседа).
Цель: дать представление о некоторых правах детей (на жизнь, на сохранение здоровья).
Основные понятия: жизнь, здоровье.
12. «Как не стать жертвой преступления» (беседа).
Цель: обсудить с детьми проблемы личной безопасности, развить способность к размышлению, умению делать выводы.
Основные понятия: преступление, безопасность, ограбление, похищение, жертва.
13. «Все люди разные, но права у них одинаковые» (беседа с элементами игры).
Цель: дать детям представление об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав.
Основные понятия: права, национальность, равенство.
14. «Ласковое слово – доброе сердечко».
Цель: дать знания о том, что все люди имеют право на уважение, имя, внимание и заботу. Закрепить знания правил поведения дома, в классе, на улице. Воспитывать в детях умение решать вопросы, не обижая другого человека, договариваться; при возникновении спорной ситуации обратиться к взрослому.
Основные понятия: уважение, забота, внимание.
15. «Учитесь улыбаться».
Цель: обучение приемам саморегуляции, тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться.
Основные понятия: улыбка, доброжелательность.
16. Чтение рассказов «Сердитая Маша», «Вредное колечко» (обсуждения).
Цель: воспитывать гуманные чувства; продолжать формировать представление детей о честности, доброте к окружающим.
Основные понятия: гуманность, честность, доброта.
17. «Право на защиту».
Цель: дать представление о необходимости налаживания благоприятных взаимоотношений с окружающими.
Основные понятия: права, защита, взаимоотношения.
18. «Право на особую защиту».
Цель: дать представление о необходимости особой защиты детей, попавших в экстремальные условия.
Основные понятия: защита, милосердие, доброта.
19. «Дружба начинается с улыбки» (игра-шоу).
Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки.
Основные понятия: дружба, друг, приятель, взаимоотношения.
20. «Моё и наше» (беседа).
Цель: объяснить детям значение слов «мое» и «наше» и их употребление – заинтересовать каждого ребенка в работе по сохранению имущества, воспитывать бережное отношение к результатам труда.
Основные понятия: отношение, бережливость, уважение.
21. «Правда и ложь» (познавательно-воспитательная беседа).
Цель: познакомить детей с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствовать навыки культурного общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; воспитание нравственных качеств («честность», «справедливость»).
Основные понятия: правда, ложь, честность, справедливость.
22. «Приключения в стране Светофории» (музыкальная сказка по правилам дорожного движения).
Цель: закрепление знаний о дорожных знаках, правил дорожного движения; развивать речь, творческую активность детей.
Основные понятия: правила, дорожные знаки, светофор.
23. «Гражданство».
Цель: дать представление о различиях между понятиями «Права ребенка» и «Права гражданина».
Основные понятия: гражданство, права.
24. «Право на развитие» (право учиться и узнавать новое).
Цель: дать представление о необходимости интеллектуального развития.
Основные понятия: право, образование.
25. «Умеем ли мы говорить по телефону?» (беседа)
Цель: разъяснить детям правила разговора по телефону, прививать навыки вежливости, воспитывать в детях уважение друг к другу и к старшим, развивать речь.
Основные понятия: вежливость, уважение, телефон, разговор.
26. Творческая игра «Волшебные очки».
Цель: формировать умение оценивать различные ситуации с точки зрения эгоиста, доброго человека, наглеца, труса и т.д.
Основные понятия: добро, эгоизм, наглость.
27. Развлекательное мероприятие «Здравствуй Зимушка-Зима!».
Цель: создать радостное настроение у детей.
Основные понятия: зима, настроение, развлечения.
28. «Право на семью».
Цель: подчеркнуть значение семьи в жизни человека.
Основные понятия: семья, родители, любовь.
29. Азбука нравственности «Как быть прилежным и старательным».
Цель: объяснить, какое значение имеют слова «прилежный», «старательный», почему мы даем положительную оценку этим качествам человека, что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным.
Основные понятия: прилежность, старательность, трудолюбие.
30. Чтение рассказа «Хвастливый заяц» (беседа о прочитанном).
Цель: научить детей осознавать положительные и отрицательные черты своего характера и дать им оценку.
Основные понятия: скромность, хвастливость, сдержанность.
31. Дать представление о законе «Право и закон».
Цель: познакомить с основными понятиями (право, закон, государство); закрепить с детьми первоначальные правовые знания.
Основные понятия: право, закон, государство.
32. Игра «Как вести себя, когда у тебя гости?».
Цель: дать детям представление о том, как встречать гостей; формировать навыки поведения за столом, общения с гостями; воспитывать приветливость, доброжелательность.
Основные понятия: гости, хозяева, общение, приветливость.
33. «Книги, спасибо за то, что вы есть».
Цель: воспитать бережное отношение к книгам; привить любовь к художественной литературе.
Основные понятия: художественная литература, бережное отношение.
34. Игровая программа «Поле Чудес» (по правам детей).
Цель: закрепить знания детей об их правах, развивать познавательные способности у детей, творчество, инициативу.
Основные понятия: права, правила, игра.
35. «Турнир вежливости» (командное соревнование).
Цель: закрепление правил вежливости, культуры поведения в общественных местах, правила этикета.
Основные понятия: вежливость, культура, этикет.
36. «На что имеем право мы?».
Цель: закрепить с детьми первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны.
Основные понятия: право, гражданство, страна.
37. Игра «Что? Где? Когда?».
Цель: развитие логического мышления, сообразительности.
Основные понятия: логика, игра, мысли.
38. «Собака-друг человека» (познавательное мероприятие).
Цель: познакомить детей с историей собаки, с породами собак, наукой – кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитание чуткости, любви к животным.
Основные понятия: собака, преданность, верность.
39. «Путешествие в город Правовой Культуры».
Цель: закрепление детьми знаний о правах, воспитание культурного поведения, доброжелательности, порядочности.
Основные понятия: права, культура, улица, город.
40. Читательская конференция «Будь человеком!» (по произведениям С.Михалкова).
Цель: совместно с детьми прочитать стихи С.Михалкова и определить, почему они объединены общим названием «Будь человеком!»; воспитать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
Основные понятия: человек, уважение, дружба.
Методическое обеспечение
Необходимыми условиями для реализации программы является:
- занятия по этико-правовому воспитанию (беседы, часы общения, викторины, смотры-конкурсы, выставки и т.д.);
- наличие достаточной материальной базы (методическая и художественная литература, наглядное пособие, дидактические игры, стилизованные уголки и т.д.);
- взаимосвязь с внешними организациями (кинотеатры, городские детские библиотеки, спортивные объекты, студенты ВУЗов и т.д.).
Список литературы
I. Статьи из сборников
1. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. / Сост. Т.В. Шепелева. – Волгоград:Учитель, 2005. – 70 с.
2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. / Н.И. Дереклеева. – М. : «ВАКО», 2003, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
3. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой, Е.В.Володиной, Е.Н. Степанова. Вып.3 – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
4. Конвенция о правах ребенка // Конвенции ООН о правах ребенка. – Изд. Кнорус, 2013 г.
5. Смагина, Л.И. Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособ. / Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикевич, И.А. Царик. – 2-е изд. Мн. : Універсітэцкае, 1999. – 171 с.
II. Статьи из журналов
1. Воспитание школьников – 2002 №7
2. Начальная школа – 2004 №1, 2005 №3, 2007 №5
Список литературы
1. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. / Сост. Т.В. Шепелева. – Волгоград:Учитель, 2005. – 70 с.
2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. / Н.И. Дереклеева. – М. : «ВАКО», 2003, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
3. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой, Е.В.Володиной, Е.Н. Степанова. Вып.3 – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
4. Конвенция о правах ребенка // Конвенции ООН о правах ребенка. – Изд. Кнорус, 2013 г.
5. Смагина, Л.И. Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособ. / Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикевич, И.А. Царик. – 2-е изд. Мн. : Універсітэцкае, 1999. – 171 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей кружок "Эрудит"
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...
Этико-правовое воспитание в группе продленного дня.
Цель правового воспитания - заложить основы правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей п...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Эрудит"
Организация кружка "Эрудит" имеет научно-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку и окружающему миру....
Программа кружка по внеурочной деятельности « Эрудит»
Программа кружка по внеурочной деятельности. Предмет - математика. Цель программы - создание условий для нового подхода к обучению способов понимания задач. Когда решение задачи (уравнения и любого за...
Программа работы с одарёнными детьми «Эрудит».
Программа работы с одарёнными детьми «Эрудит»....
Программа внеурочной деятельности по математике «Эрудит»
Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность....