Программа по этико-правовому воспитанию "Правовой эрудит"
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bezborodova.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУСО РМ «СРЦН» «Радуга»
Программа
по этико-правовому воспитанию
«Правовой эрудит»
Для группы детей младшего школьного возраста (7-11 лет)
Составитель:
Безбородова Ольга Юрьевна
воспитатель государственного
казенного учреждения социального
обслуживания РМ «Социально-
реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Радуга»
Саранск, 2013 г
Информационная карта
Вид | Общеразвивающая |
Цель | Создание условий для формирования у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора и ответственности за него. |
Область применения | Учреждения социальной защиты для несовершеннолетних |
Целевая группа | Младший школьный возраст |
Форма и методы |
|
Нормативно-правовое обоснование |
|
Срок реализации | Учебный год |
Пояснительная записка
Сама жизнь ставит проблему правового воспитания. Чем сложнее переходные процессы в обществе, тем важнее научить ребенка ориентироваться в этических и правовых нормах.
Права несовершеннолетних нарушаются повсеместно, ежечасно и безнаказанно. Особенно сложные обстоятельства у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Данная программа направлена на развитие правовой культуры младших школьников, является естественным дополнением к комплексному воспитанию качеств личности, приобретению необходимых навыков интеллектуального и физического развития детей.
Работа направлена на формирование свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей: памяти, мышления, творческого воображения, умение рассуждать, что дает младшим школьникам участие в различных интеллектуальных мероприятиях, конкурсах, викторинах, беседах, обсуждениях и т.д.
Предлагаемая программа «Правовой эрудит» направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей.
Реализация программы рассчитана на учебный год.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи этого правового воспитания и направлена на воспитание патриотизма, формирование гражданственности у детей младшего школьного возраста.
Темы занятий подобраны в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, требованиями в системе правового воспитания.
Цель программы: создать условие для формирования у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора и ответственности за него.
Задачи:
- Формирование у младших школьников правовой культуры, т.е. осознанного усвоения понятий «право» в его нравственном и юридическом аспекте.
- Разъяснение принципов Конвенции ООН о правах ребенка.
- Ознакомление с Символами государства, республики (герб, гимн, флаг).
- Развитие творческих возможностей и привитие устойчивого интереса к правовым знаниям.
- Формирование и закрепление нравственных понятий «Добро» и «Зло», «Правда» и «Ложь», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
- Развитие позитивной самооценки своих возможностей, веры в свой интеллектуальный рост.
Принципы реализации:
- Доступность изложения материала;
- Последовательность и систематичность;
- Наглядность;
- Вариативность;
В содержании программы выделяются 2 направления.
- 1 направление: «Правовое»
Цель: формирование правовой и гражданской нравственности личности, активная жизненная позиция.
Задачи:
- Воспитывать право сознания, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
- Сформировать систему знаний, уважение и интересы к государственным символам России.
- 2 направление: «Нравственно-этическое»
Цель: формировать у детей ценностную ориентацию, способность формировать нравственное суждение, расширение понимания детьми значение слова «Хорошо» и «Плохо».
Задачи:
- Сформировать культуру поведения и общения;
- Воспитать культуру семейных отношений, семейных ценностей.
Ожидаемые результаты
Реализация данной программы позволит формировать:
- Первоначальные знания правовых документов, правовые качества личности (чувство долга, справедливости, уважение к старшим и к существующим государственным символам и традициям);
- Расширение перспектив развития этико-правовых знаний;
- Активную жизненную позицию;
- Интерес к познаниям;
- Уважительное и доброжелательное отношение к людям.
Тематический план
№ | Тема | Теория | Практика |
1 | Беседа поведения в общественных местах | 1 | |
2 | «Моя семья» | 1 | |
3 | Уроки этикета | 1/2 | 1 |
4 | «Умеем ли мы хорошо себя вести?» (игровая беседа) | 1/2 | 1 |
5 | «Что такое Право?» (познавательная беседа) | 1 | 1 |
6 | Игра-путешествие «Спешите делать добро» | 1 | 1 |
7 | «Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа) | 1 | 1 |
8 | «Волшебное слово на выручку готово» | 1 | 1 |
9 | «Знакомство с государственными символами России(герб, флаг, гимн) | 1/2 | 1/2 |
10 | Праздник урожая в кафе «Осеннее» (развлекательное мероприятие) | 1 | |
11 | «Право на жизнь» (игровая беда) | 1/2 | 1/2 |
12 | «Как не стать жертвой преступления» (беседа) | 1 | |
13 | «Все люди разные, но права у них одинаковые» (игровая беседа) | 1/2 | 1/2 |
14 | «Ласковое слово – доброе сердечко» | 1/2 | 1/2 |
15 | «Учитесь улыбаться» | 1 | 1 |
16 | Чтение рассказов «Сердитая Маша», «Вредное колечко» | 1 | 1 |
17 | «Право на защиту» | 1 | |
18 | «Право на особую защиту» | 1 | |
19 | «Дружба начинается с улыбки» | 1 | |
20 | «Мое и наше» (беседа) | 1 | |
21 | «Правда и ложь» (познавательно-воспитательная беседа) | 1 | 1 |
22 | «Приключения в стране Светофория» | 1 | |
23 | «Гражданство» | 1 | |
24 | «Право на развитие» (право учиться и узнавать новое) | 1 | |
25 | «Умеем ли мы говорить по телефону?» | 1 | 1 |
26 | Творческая игра «Волшебные очки» | 1 | |
27 | Развлекательное мероприятие «Здравствуй зимушка-зима» | 1 | |
28 | «Право на семью» | 1 | |
29 | Азбука нравственности «Как быть прилежным и старательным?» | 1 | 1 |
30 | Чтение рассказа «Хвастливый заяц» (беседа о прочитанном) | 1 | |
31 | Дать представление о законе «Право и закон» | 1 | |
32 | Игра «Как вести себя, когда у тебя гости?» | 1 | |
33 | «Книги, спасибо за то, что вы есть» | 1 | |
34 | Игровая программа «Поле Чудес» (по правам детей) | 1 | 1 |
35 | «Турнир вежливости» (командное соревнование) | 1 | |
36 | «На что имеем право мы?» | 1 | |
37 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | |
38 | «Собака-друг человека» (познавательное мероприятие) | 1 | 1 |
39 | «Путешествие в город Правовой Культуры» | 1 | 1 |
40 | Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям Михалкова) | 1 | 1 |
Содержание
1. «Поведение в общественных местах» (беседа).
Цель: показать, что человек проявляет уважение к себе своим поведением в общественных местах и своим отношением к людям, которые его окружают; изучить основные правила поведения в общественных местах.
Основные понятия: поведение, отношение, общественные места, уважение.
2. «Моя семья».
Цель: воспитать ласковое, чуткое отношение к самым близким людям (своей семье); чувство семейной сплоченности.
Основные понятия: семья, сплоченность, близкие люди.
3. «Уроки этикета».
Цель: повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации; познакомить с правильной манерой произнесения волшебных слов.
Основные понятия: поведение, вежливость, этикет.
4. «Умеем ли мы хорошо себя вести?» (игровая беседа).
Цель: закрепить с детьми формы вежливых обращений, обратить внимание на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками; развивать речь детей.
Основные понятия: поведение, отношение, поступки.
5. «Что такое Право?» (познавательная беседа).
Цель: объяснить детям, что означает понятие «право», как оно соотносится со словами «правила», «правильный»
Основные понятия: право, правила.
6. Игра-путешествие «Спешите делать добро».
Цель: закрепить с детьми понятие «добро»; совершенствовать навыки доброго отношения к людям, животным и всему живому на земле.
Основные понятия: доброе, отношение, любовь.
7. «Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа).
Цель: обсудить с детьми значение любви в жизни человека.
Основные понятия: любовь, значение, смысл, родители.
8. «Волшебное слово на выручку готово».
Цель: воспитывать у детей желание и потребность проявлять доброту к окружающим, развивать способность анализировать свои поступки, вежливо и культурно общаться.
Основные понятия: доброта, вежливость, поступки.
9. «Знакомство с государственными символами России (герб, флаг, гимн).
Цель: познакомить детей с государственными символами России (герб, флаг, гимн), с историей их возникновения, воспитать чувство гордости за свою страну.
Основные понятия: герб, гимн, флаг, государственные символы.
10. «Праздник урожая в кафе «Осеннее» (развлекательно мероприятие).
Цель: закрепить знания детей б осени, ее признаках и осенних дарах.
11. «Право на жизнь» (игровая беседа).
Цель: дать представление о некоторых правах детей (на жизнь, на сохранение здоровья).
Основные понятия: жизнь, здоровье.
12. «Как не стать жертвой преступления» (беседа).
Цель: обсудить с детьми проблемы личной безопасности, развить способность к размышлению, умению делать выводы.
Основные понятия: преступление, безопасность, ограбление, похищение, жертва.
13. «Все люди разные, но права у них одинаковые» (беседа с элементами игры).
Цель: дать детям представление об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав.
Основные понятия: права, национальность, равенство.
14. «Ласковое слово – доброе сердечко».
Цель: дать знания о том, что все люди имеют право на уважение, имя, внимание и заботу. Закрепить знания правил поведения дома, в классе, на улице. Воспитывать в детях умение решать вопросы, не обижая другого человека, договариваться; при возникновении спорной ситуации обратиться к взрослому.
Основные понятия: уважение, забота, внимание.
15. «Учитесь улыбаться».
Цель: обучение приемам саморегуляции, тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться.
Основные понятия: улыбка, доброжелательность.
16. Чтение рассказов «Сердитая Маша», «Вредное колечко» (обсуждения).
Цель: воспитывать гуманные чувства; продолжать формировать представление детей о честности, доброте к окружающим.
Основные понятия: гуманность, честность, доброта.
17. «Право на защиту».
Цель: дать представление о необходимости налаживания благоприятных взаимоотношений с окружающими.
Основные понятия: права, защита, взаимоотношения.
18. «Право на особую защиту».
Цель: дать представление о необходимости особой защиты детей, попавших в экстремальные условия.
Основные понятия: защита, милосердие, доброта.
19. «Дружба начинается с улыбки» (игра-шоу).
Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки.
Основные понятия: дружба, друг, приятель, взаимоотношения.
20. «Моё и наше» (беседа).
Цель: объяснить детям значение слов «мое» и «наше» и их употребление – заинтересовать каждого ребенка в работе по сохранению имущества, воспитывать бережное отношение к результатам труда.
Основные понятия: отношение, бережливость, уважение.
21. «Правда и ложь» (познавательно-воспитательная беседа).
Цель: познакомить детей с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствовать навыки культурного общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; воспитание нравственных качеств («честность», «справедливость»).
Основные понятия: правда, ложь, честность, справедливость.
22. «Приключения в стране Светофории» (музыкальная сказка по правилам дорожного движения).
Цель: закрепление знаний о дорожных знаках, правил дорожного движения; развивать речь, творческую активность детей.
Основные понятия: правила, дорожные знаки, светофор.
23. «Гражданство».
Цель: дать представление о различиях между понятиями «Права ребенка» и «Права гражданина».
Основные понятия: гражданство, права.
24. «Право на развитие» (право учиться и узнавать новое).
Цель: дать представление о необходимости интеллектуального развития.
Основные понятия: право, образование.
25. «Умеем ли мы говорить по телефону?» (беседа)
Цель: разъяснить детям правила разговора по телефону, прививать навыки вежливости, воспитывать в детях уважение друг к другу и к старшим, развивать речь.
Основные понятия: вежливость, уважение, телефон, разговор.
26. Творческая игра «Волшебные очки».
Цель: формировать умение оценивать различные ситуации с точки зрения эгоиста, доброго человека, наглеца, труса и т.д.
Основные понятия: добро, эгоизм, наглость.
27. Развлекательное мероприятие «Здравствуй Зимушка-Зима!».
Цель: создать радостное настроение у детей.
Основные понятия: зима, настроение, развлечения.
28. «Право на семью».
Цель: подчеркнуть значение семьи в жизни человека.
Основные понятия: семья, родители, любовь.
29. Азбука нравственности «Как быть прилежным и старательным».
Цель: объяснить, какое значение имеют слова «прилежный», «старательный», почему мы даем положительную оценку этим качествам человека, что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным.
Основные понятия: прилежность, старательность, трудолюбие.
30. Чтение рассказа «Хвастливый заяц» (беседа о прочитанном).
Цель: научить детей осознавать положительные и отрицательные черты своего характера и дать им оценку.
Основные понятия: скромность, хвастливость, сдержанность.
31. Дать представление о законе «Право и закон».
Цель: познакомить с основными понятиями (право, закон, государство); закрепить с детьми первоначальные правовые знания.
Основные понятия: право, закон, государство.
32. Игра «Как вести себя, когда у тебя гости?».
Цель: дать детям представление о том, как встречать гостей; формировать навыки поведения за столом, общения с гостями; воспитывать приветливость, доброжелательность.
Основные понятия: гости, хозяева, общение, приветливость.
33. «Книги, спасибо за то, что вы есть».
Цель: воспитать бережное отношение к книгам; привить любовь к художественной литературе.
Основные понятия: художественная литература, бережное отношение.
34. Игровая программа «Поле Чудес» (по правам детей).
Цель: закрепить знания детей об их правах, развивать познавательные способности у детей, творчество, инициативу.
Основные понятия: права, правила, игра.
35. «Турнир вежливости» (командное соревнование).
Цель: закрепление правил вежливости, культуры поведения в общественных местах, правила этикета.
Основные понятия: вежливость, культура, этикет.
36. «На что имеем право мы?».
Цель: закрепить с детьми первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны.
Основные понятия: право, гражданство, страна.
37. Игра «Что? Где? Когда?».
Цель: развитие логического мышления, сообразительности.
Основные понятия: логика, игра, мысли.
38. «Собака-друг человека» (познавательное мероприятие).
Цель: познакомить детей с историей собаки, с породами собак, наукой – кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитание чуткости, любви к животным.
Основные понятия: собака, преданность, верность.
39. «Путешествие в город Правовой Культуры».
Цель: закрепление детьми знаний о правах, воспитание культурного поведения, доброжелательности, порядочности.
Основные понятия: права, культура, улица, город.
40. Читательская конференция «Будь человеком!» (по произведениям С.Михалкова).
Цель: совместно с детьми прочитать стихи С.Михалкова и определить, почему они объединены общим названием «Будь человеком!»; воспитать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
Основные понятия: человек, уважение, дружба.
Методическое обеспечение
Необходимыми условиями для реализации программы является:
- занятия по этико-правовому воспитанию (беседы, часы общения, викторины, смотры-конкурсы, выставки и т.д.);
- наличие достаточной материальной базы (методическая и художественная литература, наглядное пособие, дидактические игры, стилизованные уголки и т.д.);
- взаимосвязь с внешними организациями (кинотеатры, городские детские библиотеки, спортивные объекты, студенты ВУЗов и т.д.).
Список литературы
I. Статьи из сборников
1. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. / Сост. Т.В. Шепелева. – Волгоград:Учитель, 2005. – 70 с.
2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. / Н.И. Дереклеева. – М. : «ВАКО», 2003, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
3. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой, Е.В.Володиной, Е.Н. Степанова. Вып.3 – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
4. Конвенция о правах ребенка // Конвенции ООН о правах ребенка. – Изд. Кнорус, 2013 г.
5. Смагина, Л.И. Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособ. / Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикевич, И.А. Царик. – 2-е изд. Мн. : Універсітэцкае, 1999. – 171 с.
II. Статьи из журналов
1. Воспитание школьников – 2002 №7
2. Начальная школа – 2004 №1, 2005 №3, 2007 №5
Список литературы
1. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. / Сост. Т.В. Шепелева. – Волгоград:Учитель, 2005. – 70 с.
2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. / Н.И. Дереклеева. – М. : «ВАКО», 2003, 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
3. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой, Е.В.Володиной, Е.Н. Степанова. Вып.3 – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
4. Конвенция о правах ребенка // Конвенции ООН о правах ребенка. – Изд. Кнорус, 2013 г.
5. Смагина, Л.И. Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособ. / Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикевич, И.А. Царик. – 2-е изд. Мн. : Універсітэцкае, 1999. – 171 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей кружок "Эрудит"
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...
Этико-правовое воспитание в группе продленного дня.
Цель правового воспитания - заложить основы правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей п...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Эрудит"
Организация кружка "Эрудит" имеет научно-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку и окружающему миру....
Программа кружка по внеурочной деятельности « Эрудит»
Программа кружка по внеурочной деятельности. Предмет - математика. Цель программы - создание условий для нового подхода к обучению способов понимания задач. Когда решение задачи (уравнения и любого за...
Программа работы с одарёнными детьми «Эрудит».
Программа работы с одарёнными детьми «Эрудит»....
Программа внеурочной деятельности по математике «Эрудит»
Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность....
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Эрудит"
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Эрудит" для 2-4 класса...