Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Эрудит"
рабочая программа по теме

Ипполитова Елена Викторовна

Организация кружка "Эрудит" имеет научно-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку и окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия

Согласовано                                  Утверждено                                Утверждаю

Заведующий  кафедры                на заседании педсовета           Директор МБОУ

 МБОУгимназии                                                                                гимназии

______ /Просецкая Т.В./               Протокол № _____ от             _______/Савушкина Н.Г.

Протокол №_______ от                «____»_________ 20____ г.        Приказ №______ от

«____»_______ 20____ г.                                                                        «____»____20__г.

 

   

 Рабочая программа  внеурочной деятельности

                                 «Эрудит»

составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения 2009 года.

Направление: научно-познавательное.

Уровень: начальное общее образование.

Возраст обучающихся: 7-11лет.

Срок реализации: 4 года.

                                             

                                                                                          Составитель:

Ипполитова Е.В.,

учитель начальных классов

1 категории

                                   

                           

                      УЗЛОВАЯ  2013-2014 учебный год

                         Пояснительная записка

 Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов. Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.

Достичь этого в начальном курсе можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу. Понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их "инструментом", с помощью которого они с задачей справятся. К таким "инструментам" можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.

Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения.

Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Организация кружка «Эрудит»  имеет научно-познавательное  направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, природоведению. Наукой доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием - это опоздание навсегда. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование устойчивого интереса к углубленному изучению математических, природоведческих материалов и родного языка с учетом индивидуальных способностей учащихся.

ЗАДАЧИ: 

  • закрепить интерес, с которым дети пришли в школу;
  • привить интерес к математике, русскому языку, окружающему миру;
  • расширить и углубить программный материал по данным предметам;
  • пробуждать у учащихся потребность к самостоятельной работе;
  • содействовать развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств.

Данная программа направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к учению, она рассчитана на детей от 7 до 11 лет на протяжении четырех лет обучения в начальной школе, 1час в неделю (34ч за год).

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Программа  кружка «Эрудит» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс). Опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает необходимость формирования у них умения доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через интересную деятельность. Необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.

ПРИНЦИПЫ реализации программы:

·  Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

·  Коллективизм;

·  Креативность (творчество);

·  Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

·  Научность;

·  Сознательность и активность учащихся;

·  Наглядность.

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТ: наглядность, дифференцированный подход, индивидуальная работа, использование различных раздаточных материалов, проведение викторин, интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
  • Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
  • Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
  • Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру" и "Медвежонок" и др.

Формы и виды контроля.

Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: 

  • - самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы;
  • -  игра формирует опыт принятия целесообразных решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
  •  - тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
  • - участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
  • - работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
  • - составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.

 Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде практических заданий и участие детей в олимпиадах.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ: тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады.

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.

              Содержание

       Способ достижения

Возможные формы деятельности.

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

 Предполагает приобретение детьми новых знаний о закономерностях, классификации, признаках предметов (явлений); будет развит кругозор детей, обогащен словарный запас. Итогом первого уровня можно считать умение ребенка находить признаки предметов, чисел, слов; находить лишний предмет, предлагать несколько вариантов ответа; решать комбинаторные задачи; сравнивать предметы, слова, числа; отличать заведомо ложные фразы.

Беседа

Второй уровень результатов.

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

Достигается во взаимодей-ствии школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоци-альной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать).

  Предполагает приобретение детьми практических навыков и одновременного и последовательного включения в коллективную работу. Итогом второго уровня можно  считать участие школьников в олимпиадах по предметам  на классном и школьном уровне, умение выполнять  практическую работу в группе, подготовить сообщение на заданную тему, выполняя часть задания, данного группе.

Дебаты, тематический диспут, практические и исследовательские работы.

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.

Достигается во взаимодей-ствии школьника с социаль-ными субъектами, в открытой общественной среде.

   Предполагает умение детей объяснять условие какого-либо задания 2-3 ученикам, организовать группой его выполнение, поддержать диалог с посторонними людьми о предмете изучения (о решении логического задания по математике, русскому языку, окружающему миру). Итогом третьего уровня можно считать участие детей в олимпиадах городского, областного, регионального  уровня.

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов.

Структура  программы.

                                                               1 год обучения

Раздел программы, УУД

                      Содержание раздела

Количество часов

1

2

3

Математика.

УУД:формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей,  на самоанализ и самоконтроль результата.

Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в справочной литературе и других источниках, в том числе под руководством учителя в Интернете.

Русский язык.

УУД:

формирование интереса к познанию русского языка.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях.

Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

Окружающий мир.

УУД:

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

Подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия.

Вводное занятие "Считай, смекай, отгадывай". Знакомство с графическими рисунками. Признаки геометрических фигур. Логические задачи. Закономерности, сравнения, классификации. Простейшие комбинаторные задачи. Олимпиада по математике.

Буквенные головоломки. Классификация. Приемы разгадывания ребусов. Игры со словом – фантазирование. Олимпиада по русскому языку.

Признаки предметов. Свойства животных, их признаки. Признаки времен года.

14ч

10ч

После первого года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • находить признаки предметов, чисел, слов;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • находить лишний предмет, предлагать несколько вариантов лишнего предмета;
  • описывать признаки геометрических фигур;
  • сравнивать предметы, слова, числа, геометрические фигуры, находить их общие признаки;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • называть признаки времен года;
  • решать комбинаторные задачи (по перестановке трех предметов).

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • предполагаемые признаки предметов;
  • приемы решения комбинаторных задач;
  • названия геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника, четырехугольника, овала.

2 год обучения

    Раздел программы, УУД

        Содержание раздела

Количество часов

1

2

3

Математика.

УУД:

 формирование понимания оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; выполнять действия, опираясь на заданный ориентир, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Русский язык.

УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

анализировать изучаемые объекты  с выделением существенных и несущественных признаков.

Окружающий мир.

УУД: Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Вводное занятие.

Как люди научились считать. Путешествие в страну Геометрия. Углы. Построение углов и прямоугольника на нелинованной бумаге. Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти. Римские цифры. Квадрат. Игры и упражнения, связанные с квадратом. Танграм. Решение логических и комбинаторных задач. Закономерности. Решение старинных задач. Олимпиада по математике.

Язык и речь. В гостях у гласных. Опасные согласные. Согласные двойняшки. Игры в слова. Шарады. Ребусы. Путешествие к словам-родственникам. Слова - друзья. Синонимы. Слова - антонимы (недруги). Крылатые выражения. Олимпиада по русскому языку.

Природа родного края. История г. Узловая. Итоговое занятие. Викторина.

18ч

10ч

После второго года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определенным параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, переходить от одних связей к другим;
  • решать несложные логические задачи, используя таблицы, графы;
  • устанавливать закономерности в числовых рядах, согласно изученному программному материалу;
  • классифицировать предметы, слова, числа;
  • подбирать слова-синонимы, слова-антонимы;
  • вести наблюдения за сезонными изменениями в природе;
  • формулировать сезонные изменения в природе;
  • решать простейшие задачи на построение;
  • сочинять и разгадывать шифровки.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • виды углов: острые, тупые, прямые, развернутые;
  • виды многоугольников;
  • определения луча, отрезка;
  • понятия "синонимы", "антонимы";
  • основных обитателей животного и растительного мира Тульской  области;
  • основные промышленные предприятия г. Узловая, образовательные учреждения, учреждения культуры.

3 год обучения

    Раздел программы, УУД

         Содержание раздела

Количество часов

1

2

3

Математика.

УУД: формирование понимания значения математики в собственной жизни; выполнять учебные действия в устной и письменной речи. На основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций.

Русский язык.

УУД: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; формирование ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Окружающий мир.

УУД: уметь договариваться, приходить к общему решению; осуществлять синтез как составление целого из частей; формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Вводное занятие. Математические загадки.

Числовые ребусы. Закономерности. Решение задач с использованием геометрического материала. Решение комбинированных задач (на выравнивание нескольких наборов предметов, жидкостей в сосудах). Магические фигуры ("квадраты", "треугольники", "звезды"). Решение задач по теме "Меры длины, массы". Решение задач на движение. Выпуск математической газеты. Решение задач на тему "Время и его измерение". Решение арифметических задач повышенной трудности. Олимпиада по математике.

Сокровища родного языка (о многозначности, о словах близких и противоположных, пословицах, поговорках). Словарное богатство русского языка (игры, направленные на обогащение словарного запаса). Тематические группы слов. Слова-тезки (омонимы). Крылатые выражения. Фразеологические сочетания. Олимпиада по русскому языку.

Растения Красной книги. Животные Красной книги. "Зеленая аптека". Кто как защищается. Животные должны жить. Викторина.

18ч

10ч

После третьего года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  1. определять закономерности;
  2. заполнять магические фигуры ("квадрат", "треугольник", "Звезду" и т.д.);
  3. решать логические задачи;
  4. объяснять значение слов-омонимов;
  5. составлять тематические группы слов;
  6. объяснять крылатые выражения и фразеологические обороты.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • понятия "исчезающие, редкие и охраняемые животные и растения";
  • растения и животных нашего края, занесенных в Красную книгу;
  • правила поведения в природе;
  • распространенные лекарственные растения и их использование.

4 год обучения

     Раздел программы, УУД

      Содержание раздела

Количество часов

1

2

3

Математика.

УУД: формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; кодировать информацию в знаково-символической или графической форме. Допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении.

Русский язык.

УУД: формирование интереса к познанию русского языка; понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);  следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Окружающий мир.

УУД: формирование понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, контролировать действия партнёра.

Вводное занятие. Числа-великаны.

Решение задач на переливание, взвешивание. Геометрические головоломки. Решение задач на "дележи". Решение задач на пересечение, объединение множеств. Решение задач о лгунах. Решение задач о переправах, разъездах, переездах. Решение логических задач. Задачи на движение. Старинные задачи. Олимпиада по математике.

Хорошо ли ты знаешь русский язык? Викторина. Игры, загадки, кроссворды. Занимательная фонетика. Знакомство со словарями русского языка. Чудесные превращения слов. "Трудные" слова. Группировка слов по видам орфограмм, по тематическим группам. Для чего нужны знаки препинания? Почему их так называют? (происхождение слов) Слова-пришельцы.  Крылатые выражения. Фразеологические обороты. Олимпиада по русскому языку.

Охраняемые территории Тульской области. Животный и растительный мир.

18ч

10ч

После четвертого года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • пользоваться приемами решения задач на переливание, взвешивание, дележи;
  • выполнять несложные геометрические построения;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
  • группировать слова по видам орфограмм, тематическим группам;
  • объяснять значения крылатых выражений и фразеологических оборотов;
  • самостоятельно пользоваться толковым и орфографическим словарем, словариком синонимов и антонимов;
  • показать на географической карте охраняемые территории Тульской области;
  • самостоятельно находить в справочной литературе сведения о животном и растительном мире,

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • назначения словарей, правила работы с ними;
  • понятие "заповедник";
  • представителей флоры и фауны заповедника;
  • правила поведения в охраняемых территориях.

                                        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Образовательные области

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Математика

14 час.

18 час.

18 час.

18 час.

Русский язык

10 час.

10 час.

10 час.

10 час.

Окружающий мир

6 час.

6 час.

6 час.

6 час.

ВСЕГО:

30 час.

34 час.

34 час.

34 час.

                                                       1 год обучения

Раздел программы

Количество часов

Теория

Практика

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

Математика

1  Вводное занятие «Считай, смекай, отгадывай!».

2 Знакомство с графическими рисунками.

3 Графические диктанты.

4 Признаки геометрических фигур.

5 Логические задачи.

6 Сравнения.

7 Числовые головоломки.

8 Закономерности.

9 Классификация.

10 Простейшие комбинаторные задачи.

11 Решение задач на смекалку.

12 Олимпиада по математике.

13 Итоги. Анализ олимпиады.

Русский язык.

1 Буквенные головоломки.

2  Найди существенное.

3  Классификация.

4 Приемы разгадывания ребусов.

5 игры со словом – фантазирование.

6 Олимпиада по русскому языку.

7 Анализ олимпиады.

Окружающий мир

1 Признаки предметов.

2 Свойства животных, их признаки.

3 Признаки времен года.

                 Итого:

14ч

10ч

30ч

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

13ч

1

1

1

1

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

17ч

*знакомятся с графическими рисунками, диктантами

*выполняют сравнения чисел

*выявляют закономерности

*проводят классификацию

*решают логические и комбинаторные задачи

*участвуют в олимпиаде по математике

*знакомятся с буквенными головоломками и способами их решения

*разгадывают ребусы

*участвуют в олимпиаде по русскому языку

*знакомятся с признаками предметов, времен года; со свойствами животных

           

                                                                    2 год обучения

Раздел программы

Количество часов

Теория

Практика

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

Математика

1 Вводное занятие.

2 Как люди научились считать.

3 Повторение решения задач разных видов.

4 Путешествие в страну Геометрия.

5 Прямые, острые, тупые углы.

6 Углы. Построение углов и прямоуголь-ника на нелинован-ной бумаге.

7 Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

8 Римские цифры.

9 Квадрат. Игры и упражнения, связанные с квад-ратом.

10 Танграм.

11 Решение логических задач.

12 Решение комбинаторных задач.

13 Закономерности.

14 Решение старинных задач.

15 Олимпиада по математике.

Русский язык.

1 Язык и речь.

2 В гостях у гласных.

3 Двойная роль гласных.

4 Опасные согласные.

5 Согласные двойняшки.

6 Игры в слова. Шарады. Ребусы.

7 Путешествие к словам-родственникам.

8 Слова-друзья. Синонимы.

9 Слова-антонимы (недруги).

10 Крылатые выражения. Олимпиада по русскому языку.

Окружающий мир.

1 Природа родного края.

2 История города Узловая.

3 Итоговое занятие. Викторина.

                  Итого:

18ч

10ч

34ч

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10ч

1

1

1

1

1

1

3

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

24ч

*выяснить, как люди научились считать

*познакомиться с разными видами углов, научиться их строить

*знать и уметь пользоваться римскими цифрами

*научиться играть в танграм

*решать логические и комбинаторные задачи

*уметь выявлять закономерности

*участие в олимпиаде по математике

*знать роль языка и речи

*выяснить особенности гласных и согласных

*разгадывать ребусы, шарады, головоломки

*знать и уметь подбирать к словам синонимы, антонимы

*участие в олимпиаде по русскому языку

*изучать природу родного края, его историю

*участие в викторине

 

                                                  3 год обучения

Раздел программы

Количество часов

Теория

Практика

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

Математика

1 Вводное занятие. Математические загадки.

2 Числовые ребусы. Закономерности.

3 Решение задач с использованием геометрического материала.

4 Решение комбинированных задач (на выравнивание нескольких наборов предметов, жидкостей в сосудах).

5 Магические фигуры («квадраты», «треугольники», «звезды»).

6 Решение задач по теме «Меры длины, массы».

7.Решение задач на движение.

8 Выпуск математической газеты.

9 Решение задач на тему «Время и его измерение».

10 Решение арифметических задач повышенной трудности.

11 Олимпиада по математике.

12 Анализ решений олимпиадных задач.

Русский язык

1 Сокровища родного языка (о многозначности, о словах близких и противоположных, пословицах, поговорках).

2 Словарное богатство русского языка (игры, направленные на обогащение словарного запаса).

3 Тематические группы слов.

4 Слова-тезки (омонимы).

5 Крылатые выражения. Фразеологические сочетания.

6 Олимпиада по русскому языку.

7 Анализ работ.

Окружающий мир.

1 Растения Красной книги.

2 Животные Красной книги.

3 «Зеленая аптека».

4 Кто как защищается.

5 Животные должны жить.

6 Викторина.

             

                   

                  Итого:

18ч

10ч

34ч

1

1

1

2

2

1

1

1

1

11ч

2

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

23ч

*умение решать логические задачи, числовые ребусы, магические фигуры

*решение комбинированных задач

*решение задач на движение, меры длины и массы, на время и его измерение, задач повышенной трудности

*выпустить математическую стенгазету

*участие в олимпиаде

*узнать о сокровищах родного языка

*пополнить свой словарный запас

*учиться распределять слова по тематическим группам

*познакомиться с омонимами

*учиться использовать в своей речи крылатые выражения и фразеологические сочетания

*узнать о растениях и животных, занесенных в Красную книгу

*познакомиться с лекарственными растениями, их ролью в жизни человека

                                                     4 год обучения

Раздел программы

Количество часов

Теория

Практика

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

Математика.

1 Вводное занятие. Числа-великаны.

2 Решение задач на переливание.

3 Решение задач на взвешивание.

4 Геометрические головоломки.

5 Решение задач на «дележи».

6 Решение задач на пересечение, объединение множеств.

7 Решение задач о лгунах.

8 Решение задач о переправах, разъездах, переездах.

9 Решение логических задач.

10 Задачи на движение.

11 Старинные задачи.

12 Олимпиада по математике.

13 Анализ решений олимпиадных задач.

Русский язык.

1 Хорошо ли ты знаешь русский язык? Викторина. Игры, загадки, кроссворды.

2 Занимательная фонетика.

3 Знакомство со словарями русского языка.

4 Чудесные превращения слов.

5 «Трудные» слова. Группировка слов по видам орфограмм, по тематическим группам.

6 Для чего нужны знаки препинания?

7 Почему их так называют? (происхождение слов). Слова-пришельцы.

8 Крылатые выражения. Фразеологические обороты.

9 Олимпиада по русскому языку.

10 Анализ работ.

Окружающий мир.

1 Охраняемые территории Тульской области.

2 Растительный мир Тульской области.

3 Животный мир Тульской области.

4 Викторина.

              Итого:

18ч

10ч

34ч

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11ч

2

2

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

23ч

*научиться решать задачи на взвешивание, переливание, пересечение  и объединение множеств, на движение

*решать старинные задачи

*участие в олимпиаде по математике

*проверить свои знания о русском языке  в процессе проведения викторины, решения ребусов и кроссвордов

*увидеть превращения слов

*учиться распределять слова по группам в зависимости от орфограмм

*углублять знания о крылатых выражениях и фразеологических оборотах

*участие в олимпиаде по русскому языку

*расширять свой кругозор в про-цессе изучения растительного и животного мира Тульской области

*участие в викто-рине

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы кружка «Эрудит»  формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению математики, русского языка и окружающего мира

развитие интеллектуальных и творческих способностей;

воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды; воспитание вежливого отношения к окружающим людям;

формирование мотивации дальнейшего углубленного изучения математики, русского языка и окружающего мира.

Метапредметные результаты:

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

ценностно-ориентационная сфера – формирование у детей  умения доказывать свое решение в ходе решений задач на смекалку, головоломок, через интересную игровую деятельность

познавательная сфера – широкий тематический диапазон  позволяет учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе.

трудовая сфера – владение умением распределять работу между детьми в группе

эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.

 

         Описание материально-технического обеспечения программы

Наименование объектов и средств материально—технического обеспечения

Количество

1

2

3

4

5

Библиотечный фонд

Литература для детей

  1. "Упражнения на каждый день: логика для младших школьников". Ярославль "Академия развития", 1998.
  2. А. Зак. Серия книг по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. М., НПО "Перспектива", 1993:
  • "Познавать играя";
  • "Дебют мыслителя";
  • "Поиск девятого";
  • "Почтальон-вычислитель";
  • "Почтальон-читатель".
  1. Л. М. Лихтарников. Занимательные логические задачи. "Лань", "МИК", Санкт-Петербург, 1996.
  2. Я. И. Перельман. Занимательные задачи для маленьких, М., "Омега", 1994.

Методическая литература для учителя.

  1. В. Н. Русанов. Математические олимпиады в начальных классах, "Просвещение", 1990.
  2. В. П. Труднев. Считай, смекай, отгадывай. М., "Просвещение", 1990.
  3. Л. Чилингирова. Играя, учимся математике, М., "Просвещение", 1993.
  4. И. Б. Голуб "Путешествия по стране слов", М., "Просвещение", 1992.
  5. В. Волина "Веселая грамматика", М., "Знание", 1995.
  6. Н. М. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М. "Просвещение", 1978.
  7. Е. Е. Семенова. Занимательная грамматика. "Омега", М., 1995.
  8. О. В. Узорова. Все предметы начальной школы в викторинах. АСТ-Астрель, М., 2002.
  9. Л. Ф. Тихомирова. Развитие логического мышления детей. "Гринго", "Лайнер", 1995.
  10. В. В. Лайно. Развитие памяти и повышение грамотности. М., "Дрофа", 2002.
  11. Ю. Р. Васильев. Занимательное природоведение. М., "Омега", 1997.
  12. Словари.

Печатные пособия.

Иллюстративные материалы (комплект геометрического материала, альбомы, комплекты открыток и др.)

Физическая карта России

Физическая карта Тульской области

Репродукции произведений искусства

         Технические средства обучения

Компьютер

Принтер

Телевизор

Магнитофон

        Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по программе

Презентации

ЭОР «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире», «Занимательная геометрия»

        Оборудование для практических и исследовательских работ

Глобус, гербарий, нелинованная бумага, угольник , ножницы, цветная бумага.

По 1 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...


 

Комментарии

Большое спасибо за огромную работу. Очень помогло.