Программа дополнительного образования детей кружок "Эрудит"
рабочая программа по теме
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_erudit.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖОК «ЭРУДИТ»
Для обучающихся 6,5-11 лет.
Срок реализации - 4 года.
Составитель: Струкова А. И., учитель начальных классов
города Минеральные Воды Ставропольского края
Год разработки программы: 2011 г.
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Актуальность работы кружка - необходимость развития способностей детей с учетом их индивидуальных психологических способностей.
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.
Задачи программы:
- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Методы обучения. Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы:
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Условия реализации программы
Выполнение программы рассчитано на четырехлетний срок обучения в начальной и средней школе.
Первый год обучения - дети 6,5-8 лет, рассчитан на один учебный год.
Второй год обучения - дети 8-9лет, рассчитан на один учебный год.
Третий год обучения - дети 9-10 лет, рассчитан на один учебный год.
Четвертый год обучения - дети 10-11 лет, рассчитан на один учебный год.
Программа рассчитана на 2 - часовые занятия в неделю.
Продолжительность | Периодичность занятий | Кол-во часов в неделю | Кол – во часов в год |
1 класс – 35 -40 мин | 8 занятий в месяц | 2 часа | 66 часов |
2 класс – 40 – 45 мин | 8 занятий в месяц | 2 часа | 68 часов |
3 класс – 40 – 45 мин | 8 занятий в месяц | 2 часа | 68 часов |
4 класс – 40 – 45 мин | 8 занятий в месяц | 2 часа | 68 часов |
Основные направления и содержание деятельности.
Программа по развитию познавательных способностей рассчитана на 68 часов. Изучаются одни и те же темы, но учащиеся, становясь старше, получают задания более сложного уровня. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в олимпиаде по математике («Кенгуру»).
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Уровень знаний определяется собеседованием и тестированием.
Формы подведения итогов реализации программы: зачеты, конкурсы, внеклассные мероприятия, участие в олимпиадах «Интеллект», «Кенгуру».
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.
Учебно – тематический план
1 год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Теорет.часов | Практич.часов |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | Развиваемся, играя. | 15 | 7 | 8 |
3. | Геометрическая составляющая. | 10 | 5 | 5 |
4. | Текстовые задачи | 15 | 5 | 10 |
5. | Логические задачи. Математические игры. | 15 | 6 | 9 |
6. | Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. | 8 | 3 | 5 |
7. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 |
Итого | 66 | 27 | 39 |
2 год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Теорет часов | Практич часов |
1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 |
2. | Числа и операции над ними | 15 | 7 | 8 |
3. | Геометрические фигуры и величин. | 10 | 4 | 6 |
4. | Текстовые задачи | 15 | 5 | 10 |
5. | Логические задачи. Математические игры. | 17 | - | 17 |
6. | Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. | 7 | 2 | 5 |
7. | Подведение итогов. | 3 | - | 3 |
Итого | 68 | 18 | 50 |
3 год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Теорет часов | Практич часов |
1 | Вводное занятие. | 1. | - | 1 |
2. | Текстовые задачи. | 15 | 5 | 10 |
3. | Геометрические фигуры. | 11 | 4 | 7 |
4. | Логика. Головоломки. | 16 | - | 16 |
5. | Логические задачи. | 13 | 4 | 9 |
6. | Математические игры. | 10 | - | 10 |
7. | Подведение итогов. | 2 | - | 2 |
Итого | 68 | 13 | 55 |
4 год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Теорет часов | Практич часов |
1 | Вводное занятие. | 1. | - | 1 |
2 | Многозначные числа и операции над ними | 15 | 7 | 8 |
3. | Геометрические тела. | 12 | 5 | 7 |
4. | Текстовые задачи. Рассуждаем, группируем. | 15 | - | 15 |
5. | Логические задачи. | 13 | 3 | 10 |
6. | Математические игры. | 10 | - | 10 |
7. | Подведение итогов. | 2 | 2 | |
Итого | 68 | 15 | 53 |
Содержание программы.
1 год обучения.
1.Вводное занятие.(1 ч.)
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.
2.Развиваемся, играя. (15 часов)
Из истории натуральных чисел, конструирование из палочек, логические квадраты, закономерности.
Темы занятий:
- Цифры и числа. Самое большое число.
- Из истории чисел.
- Спичечный конструктор (счетные палочки). «Развиваемся, играя» (2 ч)
- Магия чисел.
- Римские цифры.
- Монеты России. «Развиваемся, играя»
- Математика и зеркало.
- Математические рассказы.
- Математические фокусы.
- Задачи с одинаковыми цифрами.
- Магическое яйцо.
- Магические квадраты.
- Японские кроссворды.
- “Считайте” ногами. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.
3. Геометрическая составляющая. (10часов)
Основные понятия, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических составляющих. Конструирование аппликаций.
Темы занятий :
- Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге.
- Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. Получение прямой путём сгибания бумаги.
- Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой.
- Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости.
- Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.
- Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. Конструирование модели самолёта из полосок бумаги
- Угол. Развёрнутый угол. Прямой угол. Непрямой угол. Виды углов: прямой, тупой, острый.
- Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломанной.
- Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Составление аппликации «Ракета».
- Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром.
4. Текстовые задачи. Решение задач разными способами.(15часов)
Решение задач разными способами. Решение задач в стихотворной форме, старинных задач, задач повышенной трудности.
Темы занятий:
- Виды текстовых задач.
- Решение задач в стихотворной форме.
- Правильное условие – половина решения.
- Составления рисунка к задаче.
- Составление схем к условию задач. (2 ч)
- Старинные задачи.
- Решение старинных задач
- Схемы и алгоритмы решения задач. (2 ч)
- Графическое моделирование. (2 ч)
- Задачи повышенной трудности. (2 ч )
- Олимпиадные задачи.
5. Логические задачи. Математические игры. (15 часов).
Темы занятий:
- Множества. Элементы множества. Способы задания множеств.
- Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество.
- Отображение множеств.
- Кодирование.
- Вложенность (включение) множеств.
- Пересечение множеств.
- Объединение множеств.
- Решение логических задач. (2 ч)
- Решение тестовых задач.
- Математические дорожки: а) математические кресты
б) математические квадраты; в) числовое окно; г) цифры в цифрах. - Задачи- шутки. Задачи – невелички. Развитие логического мышления.
- Математические Интернет – олимпиады и викторины.
- Числовые горизонтали. Тренировка слуховой памяти.
- Олимпиада по математике.
6. Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. (8 ч.)
Основные правила решения ребусов, шарад, кроссвордов.
Темы занятий:
- Учимся разгадывать ребусы.
- Учимся разгадывать и составлять ребусы.
- Учимся зашифровывать слова с помощью рисунков
- Учимся разгадывать шарады.
- Учимся отгадывать загадки. Игра в слова «Необыкновенные превращения».
- Учимся разгадывать кроссворды.
- Учимся составлять кроссворды.
- Математические игры.
7. Подведение итогов.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Темы занятий:
- Внеклассное занятие «Праздник числа».
- Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.
2 год обучения.
1. Вводное занятие.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.
2. Числа и операции над ними. (15 часов)
Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
Темы занятий:
- Виды математических игр и заданий.
- Цифры и числа. Самое большое число.
- Из истории чисел. Арифметика каменного века.
- Счет по пальцам. Почему мы считаем до десяти.
- Системы исчисления. Счет дюжинами, шестидесятками (минуты и секунды), пятерками и т.д.
- Ноль и бесконечность.
- Счетные устройства (от абака до калькулятора).
- Отрицательные числа.
- Целые и дробные числа.
- Все арифметические действия. Какое действие самое важное?
- Скобки все решают.
- Задачи с одинаковыми цифрами.
- Магические квадраты.
- Японские кроссворды. (2 ч)
3. Геометрические фигуры и величины. (10часов)
Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических фигур.
Темы занятий:
- Старинные меры измерений.
- Длина. Придумывание новых мерок.(2 ч)
- Измерение, исследовательская работа «38 попугаев».(2 ч)
- Геометрические фигуры. Все виды.
- Преобразование геометрических фигур на плоскости.
- Китайская головоломка “Танграм”. (2 ч.)
- Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.
4. Текстовые задачи. Решение задач разными способами.(15часов)
Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности.
Темы занятий:
- Виды текстовых задач.
- Правильное условие – половина решения.
- Х – это неизвестное.
- Решение задач с помощью уравнений. (3 ч)
- Старинные задачи.
- Решение старинных задач.
- Арифметическое и алгебраическое решение задач.
- Схемы и алгоритмы решения задач.
- Графическое моделирование. (2 ч)
- Задачи повышенной трудности.
- Решение тестовых задач.
- Задачи в стихах.
5. Логические задачи. Математические игры (17 часов).
Обобщение изученного в курсе. Математические игры.
- А и Б сидели не трубе. Логические задачи.
- Истина и ложь. Таблицы истинности. Предикаты.
- Логические операции И, ИЛИ, НЕ. (2 ч)
- Способы решения логических задач.
- Решение логических задач. Развиваем память. (2 ч.)
- Решение логических задач. Развиваем память.
- Решение логических задач. Развиваем внимательность (2 ч)
- Решение логических задач. Развиваем воображение. (2 ч)
- Решение логических задач. Развиваем мышление.
- Математические Интернет-олимпиады и викторины..
- Блиц-турнир.
- Остров арифметики.
- Математические бои.
- Олимпиада по математике.
6. Ребусы. Шарады. Загадки. Кроссворды. (7 ч)
Основные правила составления ребусов, шарад, кроссвордов.
Темы занятий:
- Учимся составлять ребусы. Игра в слова: "Похожие слова".
- Учимся составлять шарады. Игра в слова: "Наоборот".
- Учимся составлять загадки. Игра "Лабиринт загадок".
- Учимся составлять кроссворды. "Столбик слов".
- Учимся составлять ребусы. «На одну букву».
- Учимся составлять шарады. "Восстанови порядок".
- Игра "Калейдоскоп". Загадки. Ребусы. Кроссворды.
7. Подведение итогов. (3 ч )
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Темы занятий:
- Внеклассное занятие «Геометрия вокруг нас».
- Итоговое занятие. Игра “Сократ”.
- Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.
3 год обучения.
1. Вводное занятие.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.
Темы занятий:
- Вводное тестирование.
2. Текстовые задачи. (15 ч).
Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности. Составления задач на основе краеведческого материала.
Темы занятий:
- Составление и решение простых занимательных задач. Развитие быстроты реакции. (2 ч )
- Изучаем родной край. Заочное путешествие.(2 ч )
- Составление задач, основанных на числах краеведения. (4 ч )
- Задачи повышенной трудности. (2 ч )
- Задачи с одинаковыми цифрами.
- Решение задач тестового характера.
- Японские кроссворды.
- Олимпиадные задачи.
- Математические Интернет-олимпиады и викторины.
3. Геометрические фигуры (10часов).
Знакомство с геометрическими фигурами, их построения, свойства, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических фигур.
Темы занятий:
- Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки без деления
- Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
- Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей
- Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
- Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
- Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
- Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
- Вписанный в окружность треугольник.
- Изготовление модели часов.
- Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
4. Логика. Головоломки. (15часов)
Темы занятий:
- Решение головоломок. Совершенствование воображения
- Составление и решение простых занимательных задач. Развитие быстроты реакции.
- Задания по поиску закономерностей. Развитие концентрации внимания.
- Простые лабиринты. Ходы в лабиринтах. Тренировка внимания.
- Ребусы. Развитие логического мышления.
- Алгоритм. Составление алгоритмов. Совершенствование воображения.
- Выполнение действий по алгоритму. Развитие концентрации внимания.
- Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений. Тренировка внимания.
- Отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
- Логические концовки. Развитие логического мышления.
- Головоломки. Тренировка зрительной памяти.
- Головоломки. Развитие логического мышления.
- Головоломки. Обучение поиску закономерностей.
- Магические квадраты. Развитие логического мышления.
- Магические квадраты. Развитие умения решать нестандартные задачи.
5.Логические задачи. (12 часов)
Знакомство с разделами математики, которые широко используются в области компьютерного моделирования.
Темы занятий:
- Множество. Число элементов множества. Подмножество
- Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.
- Пересечение и объединение множеств. Слова «НЕ», «И», «ИЛИ».
- Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ».
- Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ».
- Граф. Вершины и ребра графа.
- Граф с направленными рёбрами.
- Аналогия.
- Закономерность.
- Аналогичная закономерность.
- Выигрышная стратегия.(2 ч)
6. Математические игры. (9 ч.)
Темы занятий:
- Игры с таблицей умножения.
- Игра «Кто хочет стать миллионером?»
- В гостях у Вини Пуха.
- Математические игры с Колобком.
- Математический КВН.
- Математические игры и тренажёры.(2 ч)
- Игра «Сто к одному».
- Игра «На лесной поляне».
7. Подведение итогов. (2 ч)
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Темы занятий:
- Внеклассное занятие «Математика – царица наук».
- Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.
4 год обучения.
1. Вводное занятие.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, и мышления.
Темы занятий:
Вводное тестирование.
2. Многозначные числа и операции над ними. (15 ч )
Темы занятий:
- Многозначные числа. Самое большое число.
- Из истории чисел. Арифметика каменного века.
- Системы исчисления.
- Кодирование.(2 ч )
- Счетные устройства (от счёт до компьютера). ( 3 ч )
- Все арифметические действия. Какое действие самое важное?
- Скобки все решают.
- Задачи с одинаковыми цифрами.
- Магические квадраты.(2 ч )
- Японские кроссворды. (2 ч)
3. Геометрические тела. (12часов)
Знакомство с геометрическими телами, их построения, свойства, исследовательские творческие задания. Конструирование геометрических тел.
Темы занятий:
- Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины.
- Развёртка прямоугольного параллелепипеда, изготовление модели прямоугольного параллелепипеда.
- Изображение прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка.
- Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба
- Чертёж куба в трёх проекциях.
- Изготовление модели куба сплетением трёх полосок.
- Знакомство с правильной треугольной пирамидой. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух полос.
- Осевая симметрия.
- Представления о цилиндре.
- Практическая работа «Изготовление карандашницы»
- Знакомство с шаром и сферой.
4. Текстовые задачи. Рассуждаем, группируем. (15часов)
Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач повышенной трудности.
Темы занятий:
- Задачи на нахождение закономерностей.
- Обучение поиску закономерностей.
- Задачи на нахождение принципа группировки.
- Задачи на нахождение нескольких вариантов ответов на один и тот же вопрос. Совершенствование воображения.
- Задачи с многовариантными решениями. Развитие быстроты реакции.
- Нахождение рационального способа решения. Развитие концентрации внимания.
- Задачи на классификацию, выявление закономерностей. Тренировка внимания.
- Логические цепочки. Формулирование утверждений и логических рассуждений. Тренировка зрительной памяти.
- Построение логических цепочек. Тренировка слуховой памяти.
- Логическое обоснование. Предполагаемые результаты и доказательства их истины. Развитие быстроты реакции.
- Отыскивание логических ошибок о рассуждениях. Развитие логического мышления.
- Решение задач, не имеющих однозначного решения. Развитие быстроты реакции.
- Работа с изографами. Развитие концентрации внимания.
- Работа с числографами. Тренировка внимания.
- Решение нестандартных и нетрадиционных задач. Тренировка зрительной памяти.
5. Логические задачи. (13 часов)
Игры и задания направлены на формирование у детей начальных представлений об алгоритме, действиях над множеством.
Темы занятий:
- Расселяем множества.
- Слова «НЕ», «И», «ИЛИ».
- Строим графы.
- Путешествуем по графу.
- Разбиваем граф на части.
- Правило «ЕСЛИ - ТО».
- Делаем выводы.
- Алгоритм.
- Схема алгоритма
- Ветвление алгоритма.
- Цикл в алгоритме.
- Алгоритмы с ветвлением и циклами.
6. Математические игры. (10 ч. )
Тема занятий:
- Игры с таблицей умножения.
- Игра «Кто хочет стать миллионером?»
- Математический КВН.
- Математические игры и тренажёры.
- Игра «Сто к одному».
- Игра «Пирамида множеств».
- Игра «Что такое? Кто такой?»
- Игра « Какой признак? Чей признак?»
- Математические Интернет-олимпиады и викторины.
7. Подведение итогов. (2 ч )
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Темы занятий:
- Внеклассное занятие «Умники и умницы».
- Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговое тестирование.
Список рекомендованной литературы.
- Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
- Гейдман Б.Г. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы».М.: «Аирис-пресс» - 2009 г.
- Голубь В. Т. «Графические диктанты» М. : «ВАКО» -2008 г.
- Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
- Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002.
- Савенков А. И. «Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7 – 8 лет.» М.:Издательство «Фёдоров»-2010 г.
- Савенков А. И. « Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
- Савенков А. И. «Развитие познавательных способностей.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
- Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
- Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
- Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей. Практикум» М.: Издательство «У – Фактория» 2006
- Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
- Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига-2007
- Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 1 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.
- Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.
- Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 3 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.
- Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет
"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
Программа дополнительного образования детей (для детей 4-5 лет) "Игралочка"
Программа содержит полные программы по курсам: "Развитие речи и чтение", "Развитие графических навыков", "Занимательная математика", "Изобразительная деятельность"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....