Программа внеурочной деятельности по математике «Эрудит»
рабочая программа (3 класс) на тему
Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка «Эрудит» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования в них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных ;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Основные методы:
- Словесный метод:
рассказ, беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
- Метод наглядности:
наглядные пособия и иллюстрации.
- Практический метод:
тренировочные упражнения;
практические работы.
- Объяснительно-иллюстрированный:
сообщение готовой информации.
- Частично-поисковый метод:
выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная .
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов – понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и т.д.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей.
Ценностными ориентирами данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать. Обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку. Строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Программа кружка «Эрудит» рассчитана на ребят 8-10 лет
Принципы реализации программы:
- Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Коллективная работа;
- Креативность (творчество);
- Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
- Научность;
- Сознательность и активность учащихся;
- Наглядность.
Формы:
Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игр, дидактические игры и упражнения, математические игры (геометрический материал), конкурсы и др.
Приемы:
- Анализ и синтез;
- Сравнение;
- Классификация;
- Аналогия;
- Обобщение.
Программа кружка направлена на формирование следующих УУД
- Личностные УУД:
- -самоопределение (формирование положительного отношения к полученным знаниям)
- - смыслообразование (дети определяют степень нужности полученных на кружке знаний)
- - нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного материала, исходя из личностных ценностей)
- Регулятивные УУД:
- - саморегуляция (управление своей речью, поведением на занятиях кружка)
- - целеполагание (соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать)
- Познавательные УУД:
- 1) общеучебные:
- - формулирование цели занятия;
- - поиск и выделение необходимой информации из данной;
- - осознанное построение своего ответа;
- 2) логические:
- - анализ данных объектов;
- - классификация данных объектов;
- - установление связей объектов;
- 3) постановка и решение проблемы:
- - формулирование проблемы (например, назвать тему занятия)
- Коммуникативные УУД:
- - сотрудничество с учителем и сверстниками на занятии кружка;
- - разрешение спорных ситуаций;
- - выражение собственных мыслей по данному вопросу;
- - управление партнёром и партнёрами в групповых работах;
На изучение курса в 3 классе отводится 68 часов (два занятия в неделю).
Планируемые результаты | ||
Личностные | Предметные | Метапредметные |
1 Мотивация к изучению математики. 2 Формирование личностного смысла изучения математики. 3 Готовность слушать собеседника и вести диалог 4 Уметь работать в группах. 5 Уметь доказывать способ правильного решения. 6 Уметь опровергать неправильное направление поиска. | 1. Приобретение начального опыта применения математических знаний. 2. Использование начальных математических знаний. 3. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. 4.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом 5.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. 6.Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.; 7.Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур; 8.Отличать кривые и плоские поверхности; 9.Уметь читать графическую информацию; 10.Дифференцировать видимые и невидимые линии; 11.Конструировать геометрические фигуры; 12.Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы; 13.Уметь различать существенные и несущественные признаки. 14.Уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды. | 1 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха 2 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия 3 Овладение способностью принимать и сохранять цели 4 Овладение навыками смыслового чтения текстов 5 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации 6 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности |
Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации программы дети научатся:
- легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
- решать логические упражнения;
- участвовать в классных, школьных олимпиадах и викторинах;
- вести исследовательские записи;
- систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли;
- уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Дата |
|
|
|
1-2 | Вводное занятие. Игра «Решай, смекай, отгадывай» |
|
3-4 | Историческая страничка. Веселый счет. |
|
5-6 | Развивающая геометрия. |
|
7-8 | Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки. |
|
9-10 | Лабиринт. Задача в стихах. |
|
|
|
|
11-12 | Математический кроссворд. Составь круговые примеры. |
|
13-14 | Занимательная геометрия. Моделирование. |
|
15-16 | Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого» |
|
17-18 | Веселый счет. Игра «Расшифруй слово». |
|
19-20 | Практическая работа. «Математика и конструирование» |
|
|
|
|
21-22 | Лабиринт. Составь круговые примеры. |
|
23-24 | Развивающая геометрия. Составление фигур из палочек. |
|
25-26 | Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая». |
|
27-28 | Игра «Математический телефон». Веселые цепочки. |
|
29 -30 | Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе». |
|
|
|
|
31-32 | Олимпиадные задания |
|
33-34 | Историческая страничка. Логические вопросы. |
|
|
|
|
35-36 | Практическая работа «Математика и конструирование». |
|
37-38 | Инсценировка математического рассказа. |
|
39-40 | Веселые цепочки примеров. Продолжи узор. |
|
41-42 | Лабиринт. Математическая викторина. |
|
43-44 | Игра «Математический телефон» . Занимательные рамки. |
|
45-46 | Развивающая геометрия. |
|
|
|
|
47-48 | Арифметические ребусы. Загадки. |
|
49-50 | Круговые примеры. Игра «Молчанка» |
|
|
|
|
51-52 | Задачи в стихах. Математический лабиринт. |
|
53-54 | Математический кроссворд. |
|
55-56 | Практическая работа. «Математика и конструирование.» |
|
|
|
|
57-58 | Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам» |
|
59-60 | Математические эстафеты. |
|
61-62 | Инсценировка математических рассказов. |
|
63-64 | Развивающая геометрия. |
|
65-66 | Лабиринт. Логические вопросы. |
|
67-68 | Математическая викторина. |
|
Литература.
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.М:ВАКО,2011.
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения.
3.Минская Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М: Просвещение,1982.
4. Мельникова Т.А. Развитие логического мышления:1-4 кл.Волгоград
5.Ефимова И.В. Логические задания для 3 класса: орешки для ума
6.Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания, 2-4 кл. Волгоград
7.Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» Москва «Просвещение» 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-284874-1377513981.jpg)
Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".
Программа внеурочной деятельности по математике....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-284874-1377513981.jpg)
Программа внеурочной деятельности по математике "Волшебная математика".
Программа внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379489-1389372378.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-108069-1349114911.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
предназначена для учащихся общеобразовательных школ...
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/15/picture-1151153-1639562418.jpg)
Программа внеурочной деятельности по математике «Веселая математика»
Возраст детей: 7-8 лет Срок реализации: 1 год...