Программа внеурочной деятельности по математике «Эрудит»
рабочая программа (3 класс) на тему

Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erudit.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Программа кружка «Эрудит» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования в них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

     Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

   Задачи программы:

  • расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных ;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Основные методы:

  • Словесный метод:

рассказ, беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

  • Метод наглядности:

наглядные пособия и иллюстрации.

  • Практический метод:

тренировочные упражнения;

практические работы.

  • Объяснительно-иллюстрированный:

сообщение готовой информации.

  • Частично-поисковый метод:

выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная .

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

   Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов – понятий.

   Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и т.д.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей.

Ценностными ориентирами данного курса являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приемов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать. Обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку. Строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Программа кружка  «Эрудит»  рассчитана   на  ребят  8-10  лет

 Принципы  реализации  программы:

  •   Индивидуально - личностный  подход  к  каждому  ребенку;
  • Коллективная работа;
  • Креативность (творчество);
  • Ценностно-смысловое  равенство  педагога  и  ребенка;
  • Научность;
  • Сознательность  и  активность  учащихся;
  • Наглядность.

Формы:

 Математические (логические) игры,  задачи,  упражнения,  графические  задания,  развлечения  -  загадки,  задачи-шутки,  ребусы,  головоломки,  игр,  дидактические  игры  и  упражнения, математические игры (геометрический  материал), конкурсы и др.

Приемы:

  •  Анализ  и  синтез;
  • Сравнение;
  • Классификация;
  • Аналогия;
  • Обобщение.

Программа кружка направлена на формирование следующих УУД

  • Личностные УУД:
  • -самоопределение (формирование положительного отношения к полученным знаниям)
  • - смыслообразование  (дети определяют степень нужности полученных на кружке знаний)
  • - нравственно-этическая ориентация  (оценивание усвоенного материала, исходя из личностных ценностей)
  • Регулятивные УУД:
  • - саморегуляция (управление своей речью, поведением на занятиях кружка)
  • - целеполагание (соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать)
  • Познавательные УУД:
  • 1) общеучебные:
  • - формулирование цели занятия;
  • - поиск и выделение необходимой информации из данной;
  • - осознанное построение своего ответа;
  • 2) логические:
  • - анализ данных объектов;
  • - классификация данных объектов;
  • - установление связей объектов;
  • 3) постановка и решение проблемы:
  • - формулирование проблемы (например, назвать тему занятия)
  • Коммуникативные УУД:
  • - сотрудничество с учителем и сверстниками на занятии кружка;
  • - разрешение спорных ситуаций;
  • - выражение собственных мыслей по данному вопросу;
  • - управление партнёром и партнёрами в групповых работах;

На изучение курса в 3 классе отводится 68 часов (два  занятия в неделю).

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

1 Мотивация к изучению математики.

2 Формирование личностного смысла изучения математики.

3 Готовность слушать собеседника и вести диалог

4 Уметь работать в группах.

5 Уметь доказывать способ правильного решения.

6 Уметь опровергать неправильное направление поиска.

1. Приобретение начального опыта применения математических знаний.

2. Использование начальных математических знаний.

3. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

4.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом

5.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

6.Умения  ориентироваться  в пространственных  отношениях  «справа-слева»,  «перед-за»,  «между»,  «над-под»,  «выше-ниже» ит.д.;

7.Находить  взаимосвязь  плоских  и  пространственных  фигур;

8.Отличать  кривые  и  плоские  поверхности;

9.Уметь  читать  графическую  информацию;

10.Дифференцировать  видимые  и  невидимые  линии;

11.Конструировать  геометрические  фигуры;

12.Анализировать  простые  изображения,  выделять  в  них  и  в  окружающих  предметах  геометрические  формы;

13.Уметь  различать  существенные  и   несущественные  признаки.

14.Уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды.

1 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха

2 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

3 Овладение способностью принимать и сохранять цели

4 Овладение навыками смыслового чтения текстов

5 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

6 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

Предполагаемые результаты реализации программы.

В результате реализации программы дети научатся:

- легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;

- решать логические упражнения;

- участвовать в классных, школьных олимпиадах и викторинах;

- вести исследовательские записи;

- систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли;

- уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.

 


                                Календарно - тематическое планирование 3 класс

Тема

Дата

 

 

 

1-2

Вводное занятие.  Игра «Решай, смекай, отгадывай»

 

3-4

Историческая страничка. Веселый счет.

 

5-6

Развивающая геометрия.

 

7-8

Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки.

 

9-10

Лабиринт. Задача в стихах.

 

 

 

 

11-12

Математический кроссворд. Составь круговые примеры.

 

13-14

Занимательная геометрия. Моделирование.

 

15-16

Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого»

 

17-18

Веселый счет. Игра «Расшифруй слово».

 

19-20

Практическая работа. «Математика и конструирование»

 

 

 

 

21-22

Лабиринт. Составь круговые примеры.

 

23-24

Развивающая геометрия. Составление фигур из палочек.

 

25-26

Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая».

 

27-28

Игра «Математический телефон». Веселые цепочки.

 

29 -30

Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе».

 

 

 

 

31-32

Олимпиадные задания

 

33-34

Историческая страничка. Логические вопросы.

 

 

 

 

35-36

Практическая работа «Математика и конструирование».

 

37-38

Инсценировка математического рассказа.

 

39-40

Веселые цепочки примеров. Продолжи узор.

 

41-42

Лабиринт. Математическая викторина.

 

43-44

Игра «Математический телефон» . Занимательные рамки.

 

45-46

Развивающая геометрия.

 

 

 

 

47-48

Арифметические ребусы. Загадки.

 

49-50

Круговые примеры. Игра «Молчанка»

 

 

 

 

51-52

Задачи в стихах. Математический лабиринт.

 

53-54

Математический кроссворд.

 

55-56

Практическая работа. «Математика и конструирование.»

 

 

 

 

57-58

Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам»

 

59-60

Математические эстафеты.

 

61-62

Инсценировка математических рассказов.

 

63-64

Развивающая геометрия.

 

65-66

Лабиринт. Логические вопросы.

 

67-68

Математическая викторина.

 

Литература.

1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.М:ВАКО,2011.

2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения.

3.Минская Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М: Просвещение,1982.

4. Мельникова Т.А. Развитие логического мышления:1-4 кл.Волгоград

5.Ефимова И.В. Логические задания для 3 класса: орешки для ума

6.Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания, 2-4 кл. Волгоград

7.Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» Москва «Просвещение» 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по математике....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...