Программа внеурочной деятельности по математике «Эрудит»
рабочая программа (3 класс) на тему
Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erudit.docx | 38.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка «Эрудит» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования в них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных ;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Основные методы:
- Словесный метод:
рассказ, беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
- Метод наглядности:
наглядные пособия и иллюстрации.
- Практический метод:
тренировочные упражнения;
практические работы.
- Объяснительно-иллюстрированный:
сообщение готовой информации.
- Частично-поисковый метод:
выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная .
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов – понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и т.д.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей.
Ценностными ориентирами данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать. Обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку. Строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Программа кружка «Эрудит» рассчитана на ребят 8-10 лет
Принципы реализации программы:
- Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Коллективная работа;
- Креативность (творчество);
- Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
- Научность;
- Сознательность и активность учащихся;
- Наглядность.
Формы:
Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игр, дидактические игры и упражнения, математические игры (геометрический материал), конкурсы и др.
Приемы:
- Анализ и синтез;
- Сравнение;
- Классификация;
- Аналогия;
- Обобщение.
Программа кружка направлена на формирование следующих УУД
- Личностные УУД:
- -самоопределение (формирование положительного отношения к полученным знаниям)
- - смыслообразование (дети определяют степень нужности полученных на кружке знаний)
- - нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного материала, исходя из личностных ценностей)
- Регулятивные УУД:
- - саморегуляция (управление своей речью, поведением на занятиях кружка)
- - целеполагание (соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать)
- Познавательные УУД:
- 1) общеучебные:
- - формулирование цели занятия;
- - поиск и выделение необходимой информации из данной;
- - осознанное построение своего ответа;
- 2) логические:
- - анализ данных объектов;
- - классификация данных объектов;
- - установление связей объектов;
- 3) постановка и решение проблемы:
- - формулирование проблемы (например, назвать тему занятия)
- Коммуникативные УУД:
- - сотрудничество с учителем и сверстниками на занятии кружка;
- - разрешение спорных ситуаций;
- - выражение собственных мыслей по данному вопросу;
- - управление партнёром и партнёрами в групповых работах;
На изучение курса в 3 классе отводится 68 часов (два занятия в неделю).
Планируемые результаты | ||
Личностные | Предметные | Метапредметные |
1 Мотивация к изучению математики. 2 Формирование личностного смысла изучения математики. 3 Готовность слушать собеседника и вести диалог 4 Уметь работать в группах. 5 Уметь доказывать способ правильного решения. 6 Уметь опровергать неправильное направление поиска. | 1. Приобретение начального опыта применения математических знаний. 2. Использование начальных математических знаний. 3. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. 4.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом 5.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. 6.Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.; 7.Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур; 8.Отличать кривые и плоские поверхности; 9.Уметь читать графическую информацию; 10.Дифференцировать видимые и невидимые линии; 11.Конструировать геометрические фигуры; 12.Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы; 13.Уметь различать существенные и несущественные признаки. 14.Уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды. | 1 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха 2 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия 3 Овладение способностью принимать и сохранять цели 4 Овладение навыками смыслового чтения текстов 5 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации 6 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности |
Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации программы дети научатся:
- легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
- решать логические упражнения;
- участвовать в классных, школьных олимпиадах и викторинах;
- вести исследовательские записи;
- систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли;
- уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Дата |
|
|
|
1-2 | Вводное занятие. Игра «Решай, смекай, отгадывай» |
|
3-4 | Историческая страничка. Веселый счет. |
|
5-6 | Развивающая геометрия. |
|
7-8 | Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки. |
|
9-10 | Лабиринт. Задача в стихах. |
|
|
|
|
11-12 | Математический кроссворд. Составь круговые примеры. |
|
13-14 | Занимательная геометрия. Моделирование. |
|
15-16 | Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого» |
|
17-18 | Веселый счет. Игра «Расшифруй слово». |
|
19-20 | Практическая работа. «Математика и конструирование» |
|
|
|
|
21-22 | Лабиринт. Составь круговые примеры. |
|
23-24 | Развивающая геометрия. Составление фигур из палочек. |
|
25-26 | Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая». |
|
27-28 | Игра «Математический телефон». Веселые цепочки. |
|
29 -30 | Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе». |
|
|
|
|
31-32 | Олимпиадные задания |
|
33-34 | Историческая страничка. Логические вопросы. |
|
|
|
|
35-36 | Практическая работа «Математика и конструирование». |
|
37-38 | Инсценировка математического рассказа. |
|
39-40 | Веселые цепочки примеров. Продолжи узор. |
|
41-42 | Лабиринт. Математическая викторина. |
|
43-44 | Игра «Математический телефон» . Занимательные рамки. |
|
45-46 | Развивающая геометрия. |
|
|
|
|
47-48 | Арифметические ребусы. Загадки. |
|
49-50 | Круговые примеры. Игра «Молчанка» |
|
|
|
|
51-52 | Задачи в стихах. Математический лабиринт. |
|
53-54 | Математический кроссворд. |
|
55-56 | Практическая работа. «Математика и конструирование.» |
|
|
|
|
57-58 | Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам» |
|
59-60 | Математические эстафеты. |
|
61-62 | Инсценировка математических рассказов. |
|
63-64 | Развивающая геометрия. |
|
65-66 | Лабиринт. Логические вопросы. |
|
67-68 | Математическая викторина. |
|
Литература.
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.М:ВАКО,2011.
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения.
3.Минская Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М: Просвещение,1982.
4. Мельникова Т.А. Развитие логического мышления:1-4 кл.Волгоград
5.Ефимова И.В. Логические задания для 3 класса: орешки для ума
6.Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания, 2-4 кл. Волгоград
7.Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» Москва «Просвещение» 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".
Программа внеурочной деятельности по математике....
Программа внеурочной деятельности по математике "Волшебная математика".
Программа внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
предназначена для учащихся общеобразовательных школ...
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности по математике «Веселая математика»
Возраст детей: 7-8 лет Срок реализации: 1 год...