Конспект урока по ОРКС "Справедливость"
методическая разработка (4 класс) по теме
Урок "Справедливость" по спецкурсу "Основы светской этики" расчитан на учеников 4 класса. На уроке ребята научатся справедливо оценивать свои поступки и поступки своих друзей, познакомятся с притчей и богиней Правосудия Фемидой. Плоработают творчески после просмотра мультфильма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Справедливость" | 26.08 КБ |
spravedlivost_moya.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Справедливость»
Цель: познакомить с понятием справедливости; формировать моральные правила справедливого человека
Задачи:
- познакомить учащихся понятием справедливости;
- учить грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.
- развивать умения анализировать поступки;
- воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека;
- формировать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе;
- формировать умения работать в группе.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная установка, ножницы, листы белой и цветной бумаги, клей.
ХОД УРОКА.
Дети перед началом урока делятся на три команды, выбирая фигуры:
- Организационный момент (приветствие гостей)
Закройте глазки и представьте себе яркое солнышко. Представьте, что солнечные лучи наполняют ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. А теперь откройте глазки и улыбнитесь своим товарищам.
- Сообщение темы урока. СЛАЙД
Сегодня на уроке мы поговорим о справедливости. Узнаем, по каким признакам можно судить о справедливом человеке. Установим, какими моральными качествами должен обладать справедливый человек.
- Проверка домашнего задания.
Но сначала давайте вспомним: о чём мы говорили на прошлом уроке? ( о моральном выборе и долге человека) Кому вы рассказали о моральном долге и обязанностях?
- Работа с вопросами-тестами по презентации.
- Что такое моральный долг? СЛАЙД
- Принуждение общества
- Осознание человеком необходимости выполнять нормы общества
- Семейная традиция
- Государственный закон
- Какова моральная обязанность человека в обществе? СЛАЙД
- Выбрать определённую профессию
- Уважать других людей и их права
- Иметь много друзей
- Жить только в крупном городе
- Благодарность - это….. СЛАЙД
- Способ получить похвалу от родителей
- Моральная обязанность
- Признак неуверенности в себе
- Все ответы верны
- Вставьте пропущенное слово:
- Моральный долг часто называют моральными обязанностями
- Главное в моральном долге сознательное и добровольное следование нормам общества.
- К какому моральному долгу можно отнести данные примеры? СЛАЙД (патриотическому, профессиональному, родительскому, сыновьему и дочернему долгу, обязанность хорошо учиться)
- Солнышко.
Посмотрите: у нас на доске есть солнышко, но оно не светит нам своими лучиками, а чтобы оно засияло нам необходимо ответить на вопросы (дети (по одному из команды) отвечают на вопросы, которые находятся на обратной стороне лучиков и эти лучики приклеивают к солнышку)
- Что такое этика? (Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле)
- Что такое мораль?( система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)
- Что мы относим к духовной культуре? (идеи, ценности, традиции, обычаи, нормы и правила)
- Что мы относим к материальной культуре? (человеческий труд)
- Что такое добро? (нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними. Стремление к хорошим поступкам)
- Что такое зло? (противоположность добра, то что мораль стремится устранить и исправить. Стремление к плохим поступкам)
- Что выражает добродетель? (стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность)
- Что такое порок? (действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям)
- Какие три добродетели украшают душу человека? (Красота, мудрость, любовь)
- Что значит быть щедрым? (Уметь давать людям то, в чём они нуждаются)
- Что значит быть дружелюбным? (Умение поддерживать отношения с другими людьми, не забывая о чувстве собственного достоинства, т. Е. уважения)
- Что называется ответственностью? (черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек, отвечает за собственный свободный выбор)
- Что такое долг? (осознание человеком необходимости исполнения моральных норм)
- Приведите примеры моральных обязанностей? ( бескорыстная помощь другим людям, благодарность, обязанность хорошо учиться)
А теперь посмотрите, наше солнышко засияло ярко-ярко, а что оно хочет нам сказать? (Что тема нашего урока Справедливость).
- Изучение нового материала.
- Запишите число и тему урока. СЛАЙД
- Давайте посмотрим мультфильм, СЛАЙД который называется «Апельсин». О чём рассказывается в мультфильме? Как поступил волк с другими животными?
Справедливо ли поступили животные с волком?
- Работа с притчей о справедливости.
Спустились как-то два ангела, молодой и пожилой, на землю посмотреть как люди живут. Идут они целый день и на ночлег решили остановиться у богача. Тот их впустил, но встретил очень холодно, не накормил и уложил спать в подвале. Когда молодой ангел засыпал, он заметил дыру в стене подвала, пожилой поймал взгляд своего спутника, подошёл к стене и заделал дыру. На следующий день ангелы пошли дальше и на ночлег остановились у старого бедняка, который со своей женой, встретили их очень радушно, обогрели, накормили, уложили спать на свою кровать, а сами легли на полу. Утром молодой человек проснулся от того, что старик-бедняк горько плачет. Старик сквозь слёзы объяснил, что ночью умерла его единственная корова, а это всё, что у него было и что он не знает, как теперь жить. Пожилой ангел только пожал плечами и оба ангела отправились дальше. Они долго шли молча, и только к концу следующего дня молодой ангел спросил у пожилого:
- Зачем ты это сделал?
- Сделал что? - спросил пожилой?
- Когда мы были у богача, ты помог ему, заделав стену не смотря на то, как тот нас встретил, а когда мы были у бедняка, ты отнял у него последнее, что он имел – корову, ведь это сделал ты. Так почему?
- Как вы думаете, как поступили богач и бедняк по отношению к путникам?
- А как поступил старый ангел с богачом и бедняком?
- Как вы думаете, что ответил пожилой ангел на вопрос молодого?
Слушаем, что он ответил:
- Понимаешь – сказал пожилой – когда мы лежали в подвале у богача, я заметил, что ты смотришь на дыру в стене, и я разглядел в ней клад, поэтому я пошёл и заделал дыру. А ночью, когда мы были у бедняка, к нему приходила смерть за его женой, но я договорился с ней и она забрала корову.
И они ещё долго шли молча……
- Так как же поступил пожилой ангел с этими людьми: справедливо или нет?
- Почему он так с ними поступил?
- Как вы думает, что же такое справедливость? Давайте попробуем дать определение этому слову. (Ответы детей)
- Давайте запишем в ваших тетрадях, что такое справедливость. СЛАЙД
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценён по заслугам.
- Работа по учебнику. Чтение текста стр. 28 до слов: «Вот основные признаки»…
- А как вы думаете по каким признакам можно судить о справедливости? Запомните: это признаки «соразмерности» и «уравнивания». СЛАЙД Запишите в тетрадь.
- Что пишет автор о «соразмерности» и «уравнивании» Чтение текста стр.29
- Давайте сделаем вывод, что значит признак «соразмерности»?
( Оценка по заслугам) СЛАЙД
- Давайте сделаем вывод, что значит признак «уравнивания»? СЛАЙД («Равное за равное») Записать в тетрадь.
- Творческая работа СЛАЙД
- Пословицы перепутались. Каждая команда получает конверт в котором находятся по две пословицы, разрезанные на отдельные слова. Их нужно собрать. Давайте проверим на экране. СЛАЙД а теперь объясним их смысл, как вы их понимает.
За правое дело стой смело
Поступай по справедливости и победа будет обязательно
Любишь кататься люби и саночки возить
Что посеешь, то и пожнёшь
Не рой яму другому, сам в неё попадёшь
Око за око, зуб за зуб.
- Проектная работа. Каждая команда получает конверт с заданием, в котором вы должны вырезать или наклеить какие-то детали рисунка, который я начала рисовать на доске. Но вы должны на этих деталях написать родственные слова к каждой букве, близкие к значению слова справедливость .
С – свобода.
П – правда
Р – равенство
А –
В –верность
Е – единство
Д – дружба, доброта
Л – любовь
И – истина
В – вежливость
О – ответственность, осторожность
С – смелость
Т – терпение
Ь -
Свои работы приклейте на доску. Посмотрите какая яркая получилась у нас картина. Ребята, чтобы наш мир был всегда таким ярким и всегда улыбалось солнце какими качествами должен обладать справедливый человек. Зачитайте свои ассоциации.
- Как вы думаете, каким должен каждый справедливый человек, что это за качества? ( мудрым, щедрым, честным, добрым, уважительным, терпеливым) запишите их в тетрадь. СЛАЙД
- Рефлексия.
Что такое справедливость?
Каким должен быть справедливый человек?
Тяжело ли быть справедливым человеком?
- Домашнее задание.
- Прочитать текст на стр 28-29. Рассказать родителям, каким дожжен быть справедливый человек.
- Придумать рассказ о справедливом и не справедливом человеке.
- Согомонян Офелия получает дополнительное задание для изучения новой темы на следующем уроке. Она нам должна будет рассказать, кто такая богиня ФЕМИДА?
Если останется время – дети должны будут (работая по картинкам на слайде) определить какой финал в сказках «Золушка», «Морозко», «Сказке о рыбаке и рыбке»?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое моральный долг? Принуждение общества Осознание человеком необходимости в ыполнять нормы общества Семейная традиция Государственный закон
Какова моральная обязанность человека в обществе? Выбрать определённую профессию Уважать других людей и их права Иметь много друзей Жить только в крупном городе
Способ получить похвалу от родителей Моральная обязанность Признак неуверенности в себе Все ответы верны Моральный часто называют моральными обязанностями Главное в моральном долге сознательное и __________ _ следование нормам общества Вставьте пропущенное слово Благодарность – это… д олг добровольное
Справедливость - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам. Справедливость 18 апреля . мультфильм
Признаки справедливости соразмерность уравнивание оценка по заслугам «равное за равное»
Пословицы перепутались . Творческая работа. За правое дело стой смело Поступай по справедливости и победа будет обязательно Любишь кататься люби и саночки возить Что посеешь, то и пожнёшь Не рой яму другому, сам в неё попадёшь Око за око, зуб за зуб .
Качества справедливого человека доброта честность мудрость уважение щедрость терпеливость
Домашнее задание. Придумайте небольшой рассказ о справедливом и несправедливом человеке . Прочитать текст на стр. 28 – 29 .
О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?
Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Фемида - богиня правосудия Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....