Конспект урока по ОРКС "Справедливость"
методическая разработка (4 класс) по теме

Легеза Татьяна Сергеевна

Урок "Справедливость"  по спецкурсу "Основы светской этики" расчитан на учеников 4 класса. На уроке ребята научатся справедливо оценивать свои поступки и поступки своих друзей, познакомятся с притчей и богиней Правосудия  Фемидой. Плоработают творчески после просмотра мультфильма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация "Справедливость"26.08 КБ
Файл spravedlivost_moya.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Справедливость»

Цель: познакомить с понятием справедливости; формировать моральные правила справедливого человека

Задачи:

 - познакомить учащихся понятием справедливости;

 - учить грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

 - развивать умения анализировать поступки;

 - воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека;

 - формировать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе;

 - формировать умения работать в группе.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование:   учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная установка, ножницы, листы белой и цветной  бумаги, клей.

ХОД УРОКА.

Дети перед началом урока делятся на три команды, выбирая фигуры:

  1. Организационный момент (приветствие гостей)

Закройте глазки и представьте себе яркое солнышко. Представьте, что солнечные лучи наполняют ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. А теперь откройте глазки и улыбнитесь своим товарищам.  

  1. Сообщение темы урока. СЛАЙД

Сегодня на уроке мы поговорим о справедливости. Узнаем, по каким признакам можно судить о справедливом человеке. Установим,  какими моральными качествами должен обладать справедливый человек.

  1. Проверка домашнего задания.

Но сначала давайте вспомним: о чём мы говорили на прошлом уроке? ( о моральном выборе и долге человека) Кому вы рассказали о моральном долге и обязанностях?

  1. Работа с  вопросами-тестами по презентации.
  • Что такое моральный долг? СЛАЙД

                    - Принуждение общества

                    - Осознание человеком необходимости выполнять нормы общества

                   - Семейная традиция

                   - Государственный закон

  • Какова моральная обязанность человека в обществе? СЛАЙД

                    - Выбрать определённую профессию

                   -  Уважать других людей и их права

                  - Иметь много друзей

                  - Жить только в крупном городе

  • Благодарность  - это….. СЛАЙД

                   -  Способ получить похвалу от родителей

                   -  Моральная обязанность

                   - Признак неуверенности в себе

                   - Все ответы верны

  • Вставьте пропущенное слово:

-  Моральный долг  часто называют моральными обязанностями

              -  Главное в моральном долге сознательное и добровольное следование нормам общества.

  • К какому  моральному долгу можно отнести данные примеры? СЛАЙД (патриотическому, профессиональному, родительскому, сыновьему и дочернему долгу, обязанность хорошо учиться)
  1. Солнышко. 

Посмотрите: у нас на доске есть солнышко, но оно не светит нам своими лучиками, а чтобы оно засияло нам необходимо ответить на вопросы (дети (по одному из команды) отвечают на вопросы, которые находятся на обратной стороне лучиков  и эти лучики приклеивают к солнышку)

  • Что такое  этика? (Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле)
  • Что такое мораль?( система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)
  • Что мы относим к духовной культуре? (идеи, ценности, традиции, обычаи, нормы и правила)
  • Что мы относим к материальной культуре? (человеческий труд)
  • Что такое добро? (нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними. Стремление к хорошим поступкам)
  • Что такое зло? (противоположность добра, то что мораль стремится устранить и исправить. Стремление к плохим поступкам)
  • Что  выражает добродетель? (стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность)
  • Что такое порок? (действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или  другим людям)
  • Какие три добродетели украшают душу человека? (Красота, мудрость, любовь)
  • Что значит быть щедрым? (Уметь давать людям то, в чём они нуждаются)
  • Что значит быть дружелюбным? (Умение поддерживать отношения с другими людьми, не забывая  о чувстве собственного достоинства, т. Е. уважения)
  • Что называется ответственностью? (черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек, отвечает за собственный  свободный выбор)
  • Что такое долг? (осознание человеком необходимости исполнения моральных норм)
  • Приведите примеры моральных обязанностей? ( бескорыстная помощь другим людям, благодарность, обязанность хорошо учиться)

А теперь посмотрите, наше солнышко засияло ярко-ярко, а что оно хочет нам сказать? (Что тема нашего урока Справедливость).

  1. Изучение нового материала.
  • Запишите  число и тему урока. СЛАЙД
  1.  Давайте  посмотрим мультфильм, СЛАЙД который называется «Апельсин». О чём рассказывается в мультфильме? Как поступил волк с другими животными?

Справедливо ли поступили  животные с волком?

  1. Работа с притчей о справедливости.

         Спустились как-то два ангела, молодой и пожилой, на землю посмотреть как люди живут. Идут они целый день и на ночлег решили остановиться у богача. Тот их впустил, но встретил очень холодно, не накормил и уложил спать в подвале. Когда молодой ангел засыпал, он заметил дыру в стене подвала, пожилой поймал взгляд своего спутника, подошёл к стене и заделал дыру. На следующий день ангелы пошли дальше и на ночлег остановились у  старого бедняка, который со своей женой, встретили  их очень радушно, обогрели, накормили, уложили спать на свою кровать, а сами легли на полу. Утром молодой человек проснулся от того, что старик-бедняк горько плачет. Старик сквозь слёзы объяснил, что ночью умерла его единственная корова, а это всё, что у него было и что он не знает, как теперь жить. Пожилой ангел только пожал плечами и оба ангела отправились дальше. Они долго шли молча, и только к концу следующего дня молодой ангел спросил у пожилого:

- Зачем ты это сделал?

- Сделал что? -  спросил пожилой?

- Когда мы были у богача, ты помог ему, заделав стену не смотря на то, как тот нас встретил, а когда мы были у бедняка, ты отнял у него последнее, что он имел – корову, ведь это сделал ты. Так почему?

  • Как вы думаете,  как поступили богач и бедняк по отношению к путникам?
  • А как поступил старый ангел  с богачом и бедняком?
  • Как вы думаете, что ответил пожилой ангел на вопрос молодого?

Слушаем, что он ответил:

- Понимаешь – сказал пожилой – когда мы лежали в подвале у богача, я заметил, что ты смотришь на дыру в стене, и я разглядел в ней клад, поэтому я пошёл и заделал дыру. А ночью, когда мы были у бедняка, к нему приходила смерть за его женой, но я договорился с ней и она забрала корову.

И они ещё долго шли молча……

  • Так как же поступил пожилой ангел с этими людьми: справедливо или нет?
  • Почему он так с ними поступил?
  • Как вы думает, что же такое справедливость? Давайте попробуем дать определение этому слову.  (Ответы детей)
  1. Давайте запишем в ваших тетрадях, что такое справедливость. СЛАЙД

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценён по заслугам.

  1. Работа по учебнику.  Чтение текста стр. 28 до слов: «Вот основные признаки»…
  • А как вы думаете по каким признакам можно судить о справедливости? Запомните: это признаки «соразмерности» и «уравнивания». СЛАЙД Запишите в тетрадь.
  • Что пишет автор о «соразмерности»   и «уравнивании» Чтение текста стр.29
  • Давайте сделаем вывод, что значит признак «соразмерности»?

( Оценка по заслугам) СЛАЙД

  • Давайте сделаем вывод, что значит признак «уравнивания»? СЛАЙД («Равное за равное») Записать в тетрадь.
  1. Творческая работа  СЛАЙД
  • Пословицы перепутались. Каждая команда получает конверт в котором находятся по две пословицы, разрезанные на отдельные слова. Их нужно собрать.  Давайте проверим на экране. СЛАЙД  а теперь объясним их смысл, как вы их понимает.

 За правое дело стой смело

Поступай по справедливости  и победа будет обязательно

Любишь кататься люби и саночки возить

Что посеешь, то и пожнёшь

Не рой яму другому, сам в неё попадёшь

Око за око, зуб за зуб.

  • Проектная работа.  Каждая команда получает конверт с заданием, в котором вы должны вырезать или наклеить какие-то детали рисунка, который я начала рисовать на доске. Но вы должны на этих деталях написать родственные слова к каждой букве, близкие к значению слова справедливость .

    С – свобода.

    П – правда

    Р – равенство

    А –

    В –верность

    Е – единство

    Д – дружба, доброта

    Л – любовь

    И – истина

    В – вежливость

    О – ответственность, осторожность

     С – смелость

    Т – терпение

     Ь -

 Свои работы приклейте на доску. Посмотрите какая яркая получилась  у нас картина. Ребята, чтобы наш мир был всегда таким ярким и всегда улыбалось солнце какими качествами должен обладать справедливый человек. Зачитайте свои ассоциации.

  • Как вы думаете, каким  должен каждый справедливый человек, что это за качества? ( мудрым, щедрым, честным, добрым, уважительным, терпеливым) запишите их в тетрадь. СЛАЙД
  1. Рефлексия.

Что такое справедливость?

Каким должен быть справедливый человек?

Тяжело ли быть справедливым человеком?

  1. Домашнее задание.
  • Прочитать текст на стр 28-29. Рассказать родителям, каким дожжен быть справедливый человек.
  • Придумать рассказ о справедливом и не справедливом человеке.
  • Согомонян Офелия получает дополнительное задание для изучения новой темы на следующем уроке. Она нам должна будет рассказать, кто такая богиня ФЕМИДА?

Если останется время – дети должны будут (работая по картинкам на слайде) определить какой финал в сказках «Золушка», «Морозко», «Сказке о рыбаке и рыбке»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Справедливость

Слайд 2

Что такое моральный долг? Принуждение общества Осознание человеком необходимости в ыполнять нормы общества Семейная традиция Государственный закон

Слайд 3

Какова моральная обязанность человека в обществе? Выбрать определённую профессию Уважать других людей и их права Иметь много друзей Жить только в крупном городе

Слайд 4

Способ получить похвалу от родителей Моральная обязанность Признак неуверенности в себе Все ответы верны Моральный часто называют моральными обязанностями Главное в моральном долге сознательное и __________ _ следование нормам общества Вставьте пропущенное слово Благодарность – это… д олг добровольное

Слайд 6

Справедливость - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам. Справедливость 18 апреля . мультфильм

Слайд 7

Признаки справедливости соразмерность уравнивание оценка по заслугам «равное за равное»

Слайд 8

Пословицы перепутались . Творческая работа. За правое дело стой смело Поступай по справедливости и победа будет обязательно Любишь кататься люби и саночки возить Что посеешь, то и пожнёшь Не рой яму другому, сам в неё попадёшь Око за око, зуб за зуб .

Слайд 9

Качества справедливого человека доброта честность мудрость уважение щедрость терпеливость

Слайд 10

Домашнее задание. Придумайте небольшой рассказ о справедливом и несправедливом человеке . Прочитать текст на стр. 28 – 29 .

Слайд 11

О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?

Слайд 13

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Фемида - богиня правосудия Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...