Золотое правило этики. Урок ОРКСЭ в 4 классе.
план-конспект урока (4 класс) на тему
Разработка урока и презентация по теме "Золотое правило этики" для учащихся 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_zolotoe_pravilo_etiki.rar | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №5ст Калниболотской
муниципального образования Новопокровский район
Конспект урока по теме
«Золотое правило этики» модуля основы православной культуры комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
разработала
Шумская Е.Н.,
учитель МБОУ СОШ №5
Тема: «Золотое правило этики».
Цель:
●Дать представление об этике, этичном поведении.
Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.
Задачи:
●Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.
● Воспитывать чувство любви к ближнему.
● Развивать логическое мышление, память, речь.
Оборудование:
выставка детских работ, мультимедийная презентация, фотографии и изображения православных храмов, Евангелие, Библия, репродукция картины Паленова «Христос и грешница»
Основные термины и понятия:
Этика. Христианская этика. Заповедь. Милосердие.
Ход урока
- Организационный момент.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Слайд 2.
- Представление учащимися работ социальной рекламы по теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице.
- Пословицы, стихи о добре и милосердии.
Слайд 3.
- Выбери верный ответ.
Заповеди даны человеку для того, чтобы:
● жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;
●жизнь человека стало материально стабильной. Человек соблюдает заповеди – Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;
● жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила человек ближе к Богу и делается более нравственным.
Слайд 4.
4. Выберите то поступок, который можно назвать милосердным:
● не обращать внимания на чужие беды и горести;
● помогать людям, которые в этом нуждаются;
● помогать людям, надеясь получить награду.
Слайд 5.
5. Продолжите предложение:
Ближний для меня …
- Выявление восприятия, мотивация.
Слайд 6.
- Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?
- Работа с новыми понятиями. (Слайд 7)
► Сформулируйте свое определение «этики». (Выслушиваются ответы детей.) В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей.
►Сформулируйте свое определение «нравственности».
Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Беседа.
-Что общего в понятиях «этика» и «нравственность»? Чем отличаются?
►Вывод: Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай»
- Золотое правило этики.
- (Слайд 8)
Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…
Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Это правило принято называть золотым правилом этики.
В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.
Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.
- Запись темы урока в тетрадь.
- Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница».
Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. (Слайд 9)
Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.
(Работа по репродукции Паленова В.Д. «Христос и грешница»)
- Рассмотрите картину. Как Христос защитил женщину?
Слова Христа из Евангелия: (слайд 10)
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.
- Работа по учебнику. Слайд 11.
Комментированное чтение статьи, выборочный пересказ текста.
Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но тем не менее блестяще играет в других встречах.
Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…
Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.
- Самостоятельная работа учащихся.
Выпишите предложения, которые говорят об осуждении и неосуждении поступков человека.
- Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском. (Слайд 12).
Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.
- Почему так поступил Серафим Саровский?
- Работа в группах.(Слайд 13)
Задание: рассмотрите иллюстрации к известным вам произведениям и сформулируйте свои правила.
- Обобщение. (Слайд 14)
- Выбери верный ответ:
Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:
● принять участие в осуждении чужих недостатков;
● осудить осуждающих;
● сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.
2. Закончи предложение. Слайд 15.
Осуждение других людей …
●просвещает человека
●обогащает человека
●разрушает человека.
3. Ответьте на вопросы. Слайд 16.
- Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?
- Как уберечься от осуждения других? Сформулируйте свои правила.
- Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни?
- Домашнее задание.
Читать стр. 46 – 49.
Сформулировать свои правила поведения.
(слайд 17)
Виды творческих работ:
- Вместе с родителями подберите несколько живописных картин известных художников на евангельскую тему, которые не рассма-тривались на уроках. Расскажи одноклассникам, как они связаны с Евангелием.
- Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. Чем они схожи и чем отличаются?
- Выбери несколько важных для тебя заповедей из Священного Писания Ветхого Завета. Оформи красочно текст этих заповедей, напиши свой краткий комментарий, подбери к ним или создай самостоятельно иллюстрации.
- Создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о православной культуре.
- Сделай слайдовую презентацию о православном храме с фотографиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"
Методическая разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....
конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"
Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...
Открытый урок по ОРКСЭ по теме: "Золотое правило этики"
Урок с презентацией (Автор Кураев)...
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...
Проект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе "Золотое правило этики" , СО "Школа России"
Проект урока ОРКСЭ 4 класс по модулю "Основы православной культуры", автор учебника А.В.Кураев...
План - конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики».
План - конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики». ...
Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".
Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...