План - конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
План - конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
31_oktyabrya_2014_-_urok_po_orkse_-modul_opk.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы:
«Золотое правило этики».
Цель:
- дать представление об этике, этичном поведении;
- усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.
Задачи:
- Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.
- Воспитать чувство любви к ближнему.
- Развивать логическое мышление, память, речь.
Оборудование:
- Выставка детских работ;
- Фотографии и изображения православных храмов, Евангелие, Библия;
- Репродукции картин на религиозные темы;
- Персональные компьютеры для каждого ученика MacBook;
- Электронная доска Mimio Studio
- Интернет и информационное пространство: http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=27212;
- Видеофильм «Нагорная проповедь Христа»;
- Толковый словарь Ожегова;
- Электронный дидактический материал к сказке « Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» по адресу: http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=27212;
- Аудирование: песенка из мультфильма про кота Леопольда «Ребята давайте жить дружно»
Ход урока:
- Организационный момент.
- Приветствие
- Рабочий настрой
1. Чтение стихов – эпиграфа:
- Камила читает
Полюби другого, сердцем чистым,
Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,
Засветись к другим добром лучистым,
Если хочешь, чтоб тебе светили.
Снизойди к другому в пониманье,
Если хочешь, чтоб тебя простили,
Окажи другому всё вниманье,
Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.
Есть святая заповедь у Бога,
Та, что душу от греха укроет:
Сколь к себе любви желаешь много,
Отдавай другим её с лихвою.
- Какова была тема прошлого урока? (Проповедь Христа)
- А какая была проповедь (Нагорная)
II. Актуализация знаний
- НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА ХРИСТА( видео 3мин до 1,5мин слушаем)
- Что вы поняли из прослушанного отрывка? (Ответ: «И как хотите, чтоб с Вами поступали люди, так и Вы поступайте»)
- Так проповедуя, Христос чему нас учит? (правильному, достойному поведению)
- Как называется учение о правильном достойном поведении? (этика/ этикет)
- РАБОТА СО СЛОВАРЕМ
«Этика…
«Этикет…
- Кто попробует определить тему сегодняшнего урока? (Золотое ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ)
- Важно ли нам с вами изучение такой темы «Золотое правило этики»?
- Почему? (Мы живем в цивилизованном обществе, где приняты определенные правила поведения, правила)
- Определение цели урока:
- усвоить «золотое правило этики» и научиться оцениванию собственного поведения/ постараться жить по этому правилу
- научиться различать зло и добро
- Работа по учебнику, стр, 46-47.
- Откройте учебники и вы уточните, насколько реальны ваши предположения. (Золотое правило этики)
- По мнению автора учебника, что мы узнаем сегодня на уроке? (Главное правило человеческих отношений; что такое неосуждение)
Исследовательская работа с текстом учебника.
1) Комментированное чтение статьи, выборочный пересказ текста.
-Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте, стр, 46? («Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»).
-Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило, стр.47. Это интересно? («Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»).
-А чтобы не судить других, что нужно делать? («Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете»).
- Как вы это понимаете?
- В Древней Руси мудрецы говорили так:
«Всяк судит по-своему, по своим понятиям, а ты суди по правде». -Как вы это понимаете?
- Работа в информационном пространстве: http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=27212
Обсуди в паре и выбери верный ответ.
1) Заповеди даны человеку для того, чтобы:
● жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;
●жизнь человека стало материально стабильной. Человек соблюдает заповеди – Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;
● жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила человек ближе к Богу и делается более нравственным.
2) Выберите тот поступок, который можно назвать милосердным:
● не обращать внимания на чужие беды и горести;
● помогать людям, которые в этом нуждаются;
● помогать людям, надеясь получить награду.
- Физкультминутка:
- Игра в прятки (по периметру кабинет спрятаны пословицы).
- Работа в парах, с доской «Соберите пословицы»
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- Как аукнется, так и откликнется
- Доброму добрая память
- Кто добро творит, тому бог отплатит.
- Желающий добра подобен делающему добро.
- Час в добре пробудешь — все горе забудешь.
- Хорошему все хорошо. Доброму везде добро.
- Уча людей добру, сам помни о добре.
- Прочитайте внимательно эти пословицы и подумайте, что у них общего. (Все они говорят о человеческих взаимоотношениях). - Людей во все времена волновал вопрос о том, как сделать так, чтобы жизнь людей друг с другом была радостной, счастливой.
- Давайте поразмышляем как философы и вспомним золотое правило, которое бы сделало жизнь людей друг с другом радостней:
«Для того, чтобы другие люди любили, прощали, не осуждали, помогали нам ....
нужно, чтобы мы сами любили, прощали, не осуждали, помогали им».
- Это правило есть в Евангелие, и называется оно золотым правилом этики. Это и есть главное правило человеческих отношений. Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ибо в этом закон и пророки»
- Творческая работа. Беседа по сказке « Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
-Чтобы лучше понять смысл евангельских слов и русских пословиц, давайте вспомним прекрасную сказку Лилиан Муур « Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
- О чём эта сказка? (Как крошка Енот пошел наловить раков. Как надо нести доброту и улыбку в сердце, чтобы мир стал светлее.)
- В каких словах заключается главная мысль? (Улыбайся каждому при встрече. Всё, что с нами происходит - это отображение нашего внутреннего состояния. Внешний мир-зеркало внутреннего мира. А что же внутри каждого из нас. Это наши ошибки и недостатки. Одним таким недостатком является осуждение.)
- Работа по учебнику, стр. 47, иллюстрация в учебнике/ электронный вариант на доске Mimio Studio
Беседа по картине Поленова «Христос и грешница»
- Кто изображен на этой картине? (Ответы детей)
- Как называется эта картина? (В. Поленов «Христос и грешница».) (Ответы детей)
- Найдите здесь Христа. Почему вы так считаете? (Ответы детей)
- Найдите здесь грешницу. Почему вы так считаете? (Ответы детей)
- Что здесь происходит? (Ответы детей)
- Женщину ведут на суд. Вокруг Христа множество народа. Почему? (Ответы детей: Он исцелял, воскрешал, Его уважали как Великого Учителя…)
- Были в Иудее строгие правила. И по закону того времени ее могут побить камнями до смерти.
- Она знает, что с ней будет? (Ответы детей)
- В руках у людей камни. Как вы думаете, много камней полетит в нее? (Ответы детей)
- Она это понимает? (Ответы детей)
- Какие чувства она испытывает? (Ответы детей: стыд, страх, отчаяние, надежду…)
- Что произойдет, если изобразить следующий момент? Побьют или не побьют? (Ответы детей)
-Чтение учителем: «Христос не стал призывать людей нарушить закон. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит из вас, кто сам не согрешил».
- Как вы думаете, сколько камней полетело? (Ответы детей)
- Чтение учителем: «Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись». В нее не полетел ни один камень…
ВЫЯВЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ, МОТИВАЦИЯ.
- Знакомство с отрывком из книги, стр,46 про «человека, который поздно ночью идет по улице»
- читаем 4-ый абзац (Про прохожего ночью)
- Почему мнения людей не совпали? (Каждый думал в меру своей испорченности).
- А как они думали об этом прохожем? (предвзято, с осуждением)
-Что помогает уберечься от осуждения? (стр. 46, память о собственных ошибках и недостатках)
- А как можно проявить милосердие к человеку? (стр.47, неосуждение…)
- Если человек солгал, то как правильно сказать «Саша лгун» или «Саша лжец»? Найдите ответ в учебнике, стр.47
- Как вы поняли прочитанное? (Саша солгал, т.к. это правда. Саша лгун/ лжец – это неправда. Т.к. мы осуждаем и клеймим его всего)
- Вывод: там же в учебнике «Убереться от осуждения…»
- Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?
- Выскажите: каково же «золотое правило этики» ?
Золотое правило этики.
- Слова Христа из Евангелия.
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.
Самостоятельная работа учащихся.
- Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни? (неосуждение и золотое правило)
Создание проблемной ситуации.
- Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:
1.Выбери верный ответ
- принять участие в осуждении чужих недостатков
- осудить осуждающих
- сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему
- Домашнее задание.
- В информационном пространстве класса. Написать мини – эссе на тему : Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
- О каком главном правиле человеческих отношений вы узнали?
- Что такое неосуждение?
- Как можно уберечься от осуждения? (Поставить себя мысленно на место человека, который совершил проступок).
- Заключительное слово учителя:
- Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя не погубило зло.
- Песенка из мультфильма про кота Леопольда «Ребята давайте жить дружно»
- Закройте глаза и улыбнитесь, откройте и посмотрите друг на друга. Стало ли светлее в классе? Отчего это произошло? (От ваших добрых улыбок)
- Спасибо, ребята, за работу.
- Рефлексия:
- Дайте оценку своей работе аплодисментами и улыбками друг другу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"
Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ. Надеемся, что вам разработка поможет!...
Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"
Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в дружеских отнош...
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры с презентацией.Тема "Заповеди"
Данный урок был мной проведен на районном семенаре по ОРКСЭ и заслужил высокую оценку присутствующих на нем гостей....
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"
Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...