Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур", 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур", 4 класс | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Рысайкино муниципального района Похвистневский Самарской области
«РАССМОТРЕНА»
На заседании МО
Протокол заседания №1
Руководитель МО
_________________
_________________
«_ _» сентября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНА»
Заместитель директора школы
по УВР
___________________
Тихонова И.А.
«_ _» __сентября__ 2013 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________
Андреева Л.В.
«_ _» _сентября_ 2013 г.
Рабочая программа
по курсу «Основы религиозных
культур и светской этики».
Учебный модуль
«Основы мировых религиозных культур»
4 класс
Учитель: Мордовская Г.З.
с. Султангулово
2013
Рабочая программа
«Основы религиозных культур и светской этики».
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур».
4 класс
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Основные задачи комплексного учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»:
• знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе.
Программа | Учебник | Методическое пособие для учителя | Пособие для учащихся |
Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. А.Я. Данилюк - М.: Просвещение, 2010 | А.Л. Беглов, Е.В. Саплина и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010 | Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010 | Электронное приложение к учебному пособию. Основы мировых религиозных культур.– М.: Просвещение, 2010 |
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
№ темы | Тема | Кол-во часов |
I | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
II | Основы мировых религиозных культур | 28 |
III | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | 5 |
Всего | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ч в неделю (34 ч)
Дата | № урока | Тема | Примечание |
1 | Россия — наша Родина. | Презентация 1 | |
2-3 | Культура и религия. | Презентация 2 | |
4-5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | Презентация 3 | |
6-7 | Священные книги религий мира. | Презентация 4 | |
8 | Хранители предания в религиях мира. | Презентация 5 | |
9 | Человек в религиозных традициях мира. | ||
10-11 | Священные сооружения. | Презентация 6 | |
12-13 | Искусство в религиозной культуре. | ||
14-15 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. | Презентация 7 | |
16 | Выбор тем для творческих работ. | ||
17-18 | История религий в России. | ||
19-20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Презентация 8 | |
21-22 | Паломничества и святыни. | ||
23-24 | Праздники и календари. | Презентация 9 | |
25-26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | ||
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | ||
28 | Семья. | ||
29 | Долг, свобода, ответственность, труд. | Презент. 10 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | Презент. 11 | |
31 | Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | ||
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся |
Адреса электронных ресурсов:
http://experiment-opk.pravolimp.ru/
Презентации к урокам «Основы мировых религиозных культур»
1. Россия - наша Родина
2. Культура и религия
3. Религии мира и их основатели
4. Священные книги религий мира
5. Хранители предания в религиях мира
6. Священные сооружения
7. Добро и зло. Возникновение зла в мире
8. Обряды. Свадебные обряды
9. Покров. Три спаса
10. Христианская семья
11. Защитники земли русской
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".
Рабочая программа к учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....
Рабочая программа по предмету"Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур"
Ø Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;Ø Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивн...
Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс
Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии ...