Опыт работы с одаренными детьми
материал по теме
Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов. При этом обращаю ваше внимание на ряд трудностей, которые могут возникнуть при организации и проведении исследовательской деятельности учеников начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
О.А.Кошкина
МБОУ АСОШ №1
учитель начальных классов
Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования является включение младших школьников в активную, познавательную, исследовательскую деятельность. Что же такое исследовательская деятельность – это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных маленькому человеку. В своей практике исследования с младшими школьниками я рассматриваю как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.
Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов. При этом обращаю ваше внимание на ряд трудностей, которые могут возникнуть при организации и проведении исследовательской деятельности учеников начальной школы.
Деятельность педагога и учащихся на каждом этапе работы над проектом представлю следующей таблицей:
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап инициирующий | Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи | Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач |
2 этап основополагающий | Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность Знакомлю с различными формами презентации результатов | Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов |
3 этап прагматический | Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов | Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов |
4 этап заключительный | Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат | Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности |
5 этап итоговый | Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. |
I этап - инициирующий – На этом этапе очень важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка II этап – основополагающий Цель этапа: умело поделить класс на группы по 4-5 человек. Определить лидеров групп. Правильно спланировать поисково-исследовательские операции. III этап – прагматический На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. IV этап – заключительный Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного. VI этап – итоговый На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы.
Невозможно с 1 класса организовать самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка в полной мере, поэтому я выделила три уровня сложности:
- первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику (1 класс);
- второй: педагог ставит проблему, но пути и методы её решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно (середина 2 класса, 3 класс);
- третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути её решения и находят само решение (4 класс).
Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий.
Одним из вариантов показателей эффективности исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах различного уровня. Данная технология не теряет своей значимости в условиях стандарта нового поколения, а наоборот приобретает ещё большую актуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
О работе с одаренными детьми. Личный опыт.
В прилагаемом файле описаны особенности работы с одаренными детьми в урочное время, основанные на личном опыте преподавания....
СТАТЬЯ "ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"
«Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок» (А. Шопенгауэр)...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем
В данной методической разработке представлен опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической по...
Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе
В статье дан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе на примере олимпиады по русскому языку...
Опыт работы с одаренными детьми
Система работы с одаренными детьми - педагогический опыт....