Опыт работы с одаренными детьми
методическая разработка

Система работы с одаренными детьми - педагогический опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Струкова Галина Борисовна МБОУ СОШ №64 г. Лесного

Опыт работы с одаренными детьми, выступление на школьном педагогическом совете.

       Современные образовательные стандарты ставят перед школой новые задачи. Сегодня показателем качества образования являются не только предметные результаты, но и особый – более свободный, более креативный образ мышления учеников. Зачастую львиную долю своего учительского времени мы посвящаем детям с трудностями в обучении. И это, конечно,  правильно! Но нельзя забывать, что способные, одаренные дети тоже нуждаются в нашем внимании.

    Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное, на мой взгляд, такое: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». 

   Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

    Мы понимаем, что в школе есть ученики,  отличающихся от сверстников, но таких ребят единицы. Сейчас я буду говорить о другом. Считаю, что каждый ребенок «одарен», уникален, и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.

   Все маленькие дети с рождения наделены определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно могут угасать, так как остаются  не востребованы. Но не все так печально! На уроках, во внеурочной деятельности мы можем создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных способностей каждого ребенка. И на самом деле это не требует особых усилий или временных затрат.

     В 1 классе я стараюсь выявить способности моих учеников. Для этого не провожу каких-либо специальных тестов -  наблюдаю на уроках, во внеклассной работе, изучаю продукты деятельности,  провожу анкетирование родителей и самих детей. Могу предложить вашему вниманию интересную рисуночную методику «Футболка о себе» Каждый сектор футболки – это красочный ответ на один из вопросов: мое увлечение, мое любимое место, кем мечтаю стать, мой друг и т. д. Задания можно поменять по своему усмотрению.

     Как правило уже к концу 1 года обучения удается выявить наиболее яркие способности детей:

1. Общую интеллектуальную и академическую одаренность.

2. Художественную одаренность.

3. Творческую одаренность.

4. Лидерскую или социальную одаренность.

5. Практическую одаренность.

Выявив способности, развиваю их в повседневной образовательной деятельности. Например, ежедневно, обычно в начале урока, в то время, когда другие ученики заняты устными вычислениями, чистописанием, даю способным детям небольшие задания олимпиадного характера. Выделяю 2-3 минуты для выступления перед классом, таким образом подтягиваются и другие ученики.

Иногда предлагаю ДЗ на выбор или индивидуальные задания, особенно в период подготовки к олимпиадам и конкурсам.

 Детям с художественными способностями нужно иметь возможность выступать на концертах, участвовать в выставках, конкурсах. Спортсменам – бегать, прыгать и получать грамоты и медали. Задача классного руководителя направлять, координировать детей. Часто ребята приглашают нас на свои выступления в учреждения дополнительного образования. Обязательно нужно поощрять их творческую инициативу, откликаться на приглашения.  

Очень радует возможность реализации сетевого взаимодействия с ЦДТ, городской детской библиотекой имени Гайдара и городского краеведческого музея. В ЦДТ один раз в неделю мы занимаемся в кружке «Школа ремесел», Гайдаровка предлагает совершенно уникальные программы занятий для формирования осознанного чтения.

Большое значения имеют внеурочные занятия в школьных кружках.

Уже много лет я веду курс «Развитие интеллектуальных способностей», на занятиях которого, мы решаем нестандартные задания, размышляем, фантазируем, играем в интеллектуальные игры, развлекаемся, получаем удовольствие от умственной нагрузки. Удивительно, что этот кружок посещают как сильные ученики, так и слабые. И каждый находит что-то интересное для себя, занимает свою нишу.

Иногда, чтобы раскрыться, проявить себя, не хватает неформального общения. Поездки, походы, праздники, жизнь в санатории помогают увидеть детей с другой стороны, заметить их скрытый потенциал, оценить способности.

В прошлом году по пятницам мы проводили классные часы с чаепитием. Говорили о важном: о дружбе, о мечтах, об увлечениях, о подвигах и страхах. Для меня важно было понаблюдать, как общаются дети, понять, что для них важно, что тревожит, что интересует, определить для каждого свое направление развития.

Замечательно, что сейчас у нас есть факультатив по проектной деятельности. Считаю, что работа над проектами таит огромный развивающий потенциал.  

Формирует рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

2.  Поисковые (исследовательские умения):

- самостоятельно генерировать идеи;

- искать недостающую информацию в информационном поле;

- находить несколько вариантов решения проблемы;

- выдвигать гипотезы;

- устанавливать причинно-следственные связи.

3.   Формируются навыки оценочной самостоятельности.

4.   Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- коллективного планирования;

- взаимодействовия с любым партнером;

- умение работать в группе;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.   Менеджерские умения:

- проектировать процесс;

- планировать деятельность, время, ресурсы;

- принимать решение и прогнозировать их последствия;

- анализировать собственную деятельность.

6.   Коммуникативные умения:

- инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.

- вести дискуссию;

- отстаивать свою точку зрения;

- находить компромисс.

7.  Презентационные умения и навыки:

- монологическую речь;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение создавать и использовать различные средства наглядности при выступлении;

- отвечать на незапланированные вопросы.

Уверена, что ребята, участвующие в групповых мини-проектах на уроках, и особенно поработавшие над индивидуальным проектом уже никогда не будут прежними, они далеко шагнули вперед.

И еще хочу заметить, что в развитии способностей ребенка очень важно установить хороший контакт с родителями, убедить их в необходимости продуктивного взаимодействия.

        Я выбрала для себя несколько интересных форм работы с родителями. Например, семейные гостиные. Проходят они так: в начале года каждая семья выбирает одну из четырех предложенных тем, по которой они желают поделиться опытом. Например: «Занимательная физика», «Нарисуй-ка», «Музыкальная шкатулка», «Спортивная сила». Один раз в четверть проходит встреча, где с участием родителей проводятся показы, мастерские, викторины. Приветствуются любые интересные деятельностные формы.

   В заключении хочу сказать, что выявив способности своих учеников,  педагог может использовать их на уроках и во внеклассной работе, точно зная, кого можно назначить ответственным в группе, кому поручить оформить газету, сыграть в сценке, помочь составить сценарий, организовать соревнование, проверить задание и даже провести этап урока. Ведь одаренность, это такой подарок природы, который нужно дарить другим, и от этого он не иссякнет, а только приумножится.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с одаренными детьми

Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов. При этом обращаю ваше внимание на ряд трудностей, которые могут возникнуть при организации и про...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

О работе с одаренными детьми. Личный опыт.

В прилагаемом файле описаны особенности работы с одаренными детьми в урочное время, основанные на личном опыте преподавания....

СТАТЬЯ "ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"

«Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок» (А. Шопенгауэр)...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем

В данной методической разработке представлен опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической по...

Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе

В статье дан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе на примере олимпиады по русскому языку...