Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем
методическая разработка (4 класс) на тему
В данной методической разработке представлен опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных и межличностных проблем. Представленная методическая разработка может быть использована психологами при разработке занятий с одаренными детьми с дисгармоничным типом развития одаренности с целью помощи этим детям в адаптации к начальной и средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab_odarennye.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем
Насущными потребностями современного общества является забота о создании и развитии интеллектуального и творческого потенциала страны. Поэтому в последнее время много делается для выявления интеллектуально и творчески одаренных детей, их воспитания и развития их способностей.
Традиционно одаренность понимается как совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. Одаренными детьми считаются дети, интеллектуальные или творческие способности и достижения которых значительно превышают нормы, характерные для их возраста. Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие, любознательность, яркое воображение и богатая фантазия. Важной характеристикой личности детей с проявлениями яркой одаренности является особая система ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У подавляющего большинства одаренных детей существует пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов.
В то же время многие талантливые дети обладают такими чертами, как обостренное чувство справедливости, высокая требовательность к себе и окружающим, нетерпеливость и повышенная чувствительность. Кроме того, поскольку такие дети способны вообразить множество опасных последствий, у них часто возникают преувеличенные страхи. Все это приводит к тому, что у одаренных детей могут возникать трудности в общении со сверстниками, развивается негативное самовосприятие.
Возникновение личностных и межличностных проблем у ребенка побуждает его родителей обратиться за помощью к специалисту психологического центра. Именно из таких детей, родители которых обратились за психологической помощью в психологический центр, формируются группы, обучающиеся по программе «Курс развития творческого мышления». В настоящее время в ГБУ ДО ЦППМСП функционируют две группы: одна группа - для одаренных детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), имеющих личностные и межличностные проблемы, вторая - для одаренных учащихся 4-5 классов, также имеющих личностные и межличностные проблемы. Указанный возрастной диапазон выбран с целью помощи таким детям в адаптации к обучению в начальной, а затем в средней школе.
Программа предназначена для одаренных детей, имеющих такие личностные или межличностные проблемы как повышенная тревожность, страхи, нарушения социальной адаптации и коммуникации. Если у специалиста психологического центра, проводящего консультационный прием, в результате наблюдения за ребенком и беседы с ним возникает предположение, что ребенок принадлежит к числу одаренных детей, он предлагает родителям провести индивидуальное диагностическое обследование ребенка с целью выявления способностей в сферах образного мышления, воображения и познавательной активности. Если в результате проведенного обследования гипотеза специалиста об одаренности ребенка подтверждается, специалист предлагает ребенку и его родителям пройти обучение по программе групповых занятий «Курс развития творческого мышления».
Целью программ является:
- создание условий для профилактики школьной дезадаптации одаренных детей 6-7 лет с дисгармоничным типом развития одаренности, решения их личностных и межличностных проблем и создание условий для развития и гармонизации их незаурядных творческих и интеллектуальных способностей;
- создание условий для успешной адаптации к обучению в средней школе одаренных детей с дисгармоничным типом развития одаренности, решения их личностных и межличностных проблем и создание условий для развития и гармонизации их незаурядных творческих и интеллектуальных способностей.
Для достижения поставленной цели в процессе обучения по программе решаются следующие задачи: развитие творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности мышления, способности к детальной проработке); развитие коммуникативных навыков; формирование адекватной самооценки; развитие способности к эмоциональной психорегуляции за счет расширения представлений ребенка о своих эмоциях и развития эмоциональной экспрессии. Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей базируется на концепции развития творческого мышления Дж.Гилфорда и Дж.Рензулли. В основу блока программы, предназначенного для развития творческих и интеллектуальных способностей, положены задания «Курса развития творческого мышления» Ю.Б.Гатанова. Эти задания предназначены как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной проработке), так и для развития отдельных творческих мыслительных способностей. Для наиболее эффективного для развития творческих и интеллектуальных способностей в ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района создана насыщенная развивающая предметно – пространственная среда для разных видов деятельности.
Занимаясь коррекционной и развивающей работой по программе «Курс развития творческого мышления» специалист имеет возможность учесть своеобразие индивидуальных особенностей личности одаренного ребенка и сделать работу максимально эффективной именно для этой категории детей. Так, в ходе реализации программы мною было отмечено качественное своеобразие работы с одаренными детьми. Например, одаренные дети не любят, когда им предлагают готовый ответ, предпочитая участвовать в процессе поиска решения. С интересом дети участвуют в занятии только когда им интересно, когда они могут проявить инициативу, деятельностную активность. Основными формами работы в ходе реализации программы являются ролевые игры, арт-терапевтические, телесно-ориентированные, когнитивные, коммуникативные упражнения. Все занятия имеют игровой характер. Так как одаренные дети обладают повышенной чувствительностью, при проведении занятий необходимо обращать внимание на каждого ребенка, отмечать его успехи. Часто способности ребенка высоки только в определенных сферах (например, в образной или вербальной креативности). При включении в каждое занятие заданий, направленных на различные сферы, практически все дети оказываются более успешными при выполнении одних заданий и менее успешными при выполнении других. Все это помогает ребенку понять, что нет ничего страшного в том, чтобы быть недостаточно успешным в какой-то области, что можно быть успешным в чем-то одном и неуспешным в чем-то другом. Это понимание способствует снижению тревожности и формированию адекватной самооценки. Задача ведущего таким образом подбирать развивающие задания, чтобы каждый ребенок мог побывать в ситуации успешности.
Объединение в одну коррекционно-развивающую группу одаренных детей позволяет достичь не только гораздо большей, чем в смешанных группах, динамики развития познавательных процессов и творческих задатков. Значительно выше оказывается и эффективность психокоррекционной работы. Как показывает мой опыт, одаренные дети лучше понимают проблемы других одаренных детей и откликаются на них. В среде таких же одаренных, как они сами, детей у них быстрее развивается умение обращать внимание на другого человека, готовность прийти ему на помощь. При проигрывании каких-либо проблемных ситуаций дети, участвующие в ролевой игре и в качестве активных участников, и в качестве наблюдателей, генерируют значительно больше идей, чем дети в группах, сформированных без учета наличия одаренности. Решения, предлагаемые одаренными детьми, имеют очень широкий спектр. Часто, увлекшись, одаренные дошкольники предлагают и фантастические, не могущие быть реализованными в реальной жизни, решения. Затем все участники вместе с ведущим обсуждают предложенные решения. Все это способствует развитию критичности мышления, не вызывая у детей чувства, что они «не такие как все».
В смешанных по составу группах одаренные дети часто претендуют на роль лидеров, пытаясь навязать другим детям свое мнение, способ действия. При том, что такие дети отличаются высокой требовательностью к себе и другим, эмоциональной несбалансированностью, у них с большой долей вероятности возникают проблемы в общении с другими детьми. И при разрешении коммуникативных проблем такого ребенка в смешанной по составу группе он зачастую теряет часть своей самостоятельности, самобытности, стараясь быть «как все». В результате обеспечивается положительная динамика в решении межличностных проблем ребенка, но остаются невостребованными его реальные возможности, способности, нивелируется своеобразие его личности.
Большое значение для успешной работы по программе имеет вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества. Ведь именно семейная среда играет ведущую роль в формировании творческой личности ребенка дошкольного возраста. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование оценки ребенком собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Часто родители одаренных детей, видя, что их ребенок «не такой как все», испытывают тревогу, сомнения или, наоборот, чрезмерно восхищаются, гордятся своим ребенком, развивая в нем тщеславие. И то и другое негативно сказывается на формировании личности ребенка. Поэтому очень важно сформировать у родителей правильное отношение к одаренности ребенка.
Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения в конечном счете зависят от того, как эта личность разовьется. Родители - главная опора одаренных детей.
Необходимо разъяснять родителям одаренных детей необходимость уважения личности ребенка, тактично подчеркивая в нем его индивидуальность, добиваясь при этом соблюдения определенных «границ поведения» по отношению к родителям. В процессе работы по программе с родителями одаренных детей проводятся систематические групповые и индивидуальные консультации. Консультационные встречи с родителями являются важной и неотъемлемой частью программы.
Результатами работы по программе явилось развитие творческого мышления детей (как вербального, так и образного), развитие коммуникативных навыков, развитие способности к эмоциональной психорегуляции (особенно у детей, отличающихся гиперактивным поведением), формирование адекватной самооценки. Кроме того, родители детей, прошедших обучение по программе, отметили улучшение взаимоотношений с детьми, улучшение адаптации детей к обучению в образовательных учреждениях и адаптации к дошкольным образовательным учреждениям.
Список использованной литературы:
1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. – М., 2005.
2. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» «Рабочая концепция одаренности» М., 2003.
3. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. – ООО «Иматон», 2007.
4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.
5. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М., 1996.
6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.
7. Лободина С. Как развить способности ребенка. – Питер, 1997.
8. Методический пакет по материалам семинара «Выявление одаренности у детей дошкольного возраста. Работа с одаренными детьми.» - Минск, 2003.
9. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способности и одаренность детей старшего дошкольного возраста.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных дете...
Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста ( приемы и методы)
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ЛОГОРИТМИКИ В УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ....
Статья "Использование элементов Монтессори- педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию"
материал из опыта работы...
Дистанционное обучение. Презентация диагностической программы: "Экспресс-диагностика: Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-х классов образовательных учреждений.
В данной диагностической программе соединены обследования речевых и психических функций, что дает ускорение процесса обследования, удобство использования как логопедами, так и учителями начальны...
Методика заданий с условиями: возможности в коррекционной работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Описание методики заданий с условиями (автор - Коновалова Ю.А.). Материалы для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей....
СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУКТРЕЙЛЕРОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), указано, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способносте...
Статья «Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Статья«Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...