Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе
учебно-методический материал
В статье дан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе на примере олимпиады по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
burova_statya-_odaryonnost.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе
Бурова Л. П., МБОУ «СОШ №37» г. Кемерово
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.
Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, для себя отметили, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества.
И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу начинаем со всем классом.
Детей, занятых одним кругом проблем, в классе немного. Отсюда появилась необходимость создания групп по интересам, во главе, которой стоит учитель. Это позволяет способным детям найти друзей, снижает уровень дискомфортного общения, помогает продемонстрировать свои успехи группе заинтересованных учеников. Формировать группы по интересам начинаем с самозаписи, открыв возможность всем детям заявить о себе. Дальше происходит самоотсев части детей. Остаются действительно заинтересованные ученики. Чем больше групп заявлено, тем большее число детей находит себе место для работы.
После формирования групп проводится тестирование детей для уточнения общего уровня знаний о ребёнке. Определяется, к какому типу высшей нервной деятельности он относится, чтобы знать, как строить с ним работу дальше, а в группе помочь ему определиться с выбором темы, подбором литературы для предоставления своего труда в виде печатной работы на конференции, где обучающийся учится публично выступать.
Такой подход позволяет увидеть детей с опережающим развитием, помочь им в личностном становлении, а также скрыть большое количество интересных школьников, не проявивших себя особыми успехами, но проявляющих постоянный интерес к предмету и чтобы помочь им достигнуть желаемого результата.
В рамках поддержки одаренных детей стараемся, чтобы ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах.
Олимпиада – одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Она должна содержать достаточно сложные и оригинальные задания, которые требуют продуманного подхода при подготовке участника олимпиады на всех этапах. В начальный период обучения она занимает важное место в развитии детей. Именно в это время ребёнок осуществляет самостоятельные открытия на пути познания мира. Пусть они даже небольшие, но в них – ростки будущего интереса к науке.
Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, определили следующие задачи:
• стимулировать интерес детей к предмету;
• создать условия для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширять информационное пространство в определённой предметной области.
Участвуя в олимпиаде, ученик стремится к самореализации (потребностно-мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля (эмоционально-волевая сфера); ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления (интеллектуальная сфера). Получение учеником результатов своей деятельности, прокомментированных специалистами, и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию у него адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно-мотивационная сфера), а также учат его брать на себя ответственность за итоги собственной работы (сфера социальных навыков). Реализованные способности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют его интерес к изучению предметов.
Школьная олимпиада является первым этапом государственной олимпиады школьников РФ.
Представляем учителям начальных классов текст олимпиады за 4 класс по русскому языку и подробные ключи к ней. Данная олимпиада является средством выявления одарённых, талантливых детей и их дальнейшего интеллектуального развития.
Задания школьного тура олимпиады младших школьников по русскому языку
4 класс
Шифр участника _________________
Время выполнения работы 60 минут
Класс______________
Фамилия _______________________________________ Имя__________________
Задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Кол-во баллов | |||||||
Всего баллов |
- Блиц-задание:
- Сколько букв в русском алфавите? Подчеркни.
(А) 26; (Б) 30; (В) 32; (Г) 33; (Д) 43.
- Сколько из перечисленных действий совершает комар: кусает, летает, сосёт, чешет, чихает? Выбери ответ, подчеркни его.
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.
3) Из слова ворот выбрать три подряд идущих буквы так, чтобы получилось существительное русского языка, можно двумя разными способами: ВОРот и воРОТ. А сколькими разными способами можно так выбрать три подряд идущих буквы из слова колобок? Выбери ответ, подчеркни его.
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
4) Сколько слов из перечисленных являются названиями профессий: читатель, учитель, самоучитель, строитель, писатель? Подчеркни выбранный ответ.
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.
5) Какие из приведённых слов являются однокоренными со словом вода:
1) водить, 2) водяной, 3) завод, 4) водичка, 5) водный? Подчеркни выбранный ответ.
(А) 2, 4, 5; (Б) 3, 4; (В) 1, 4; (Г) 2, 4; (Д) все.
6) Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неиспользованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова? Подчеркни ответ.
(А) сок + борода; (Б) совок + орда; (В) сова + город; (Г) дрова + коса; (Д) воск + колода.
7) Брат приготовил наглядное пособие к выступлению на уроке русского языка, в котором допустил ошибку. Укажи букву, под которой находится ошибка. Обведи букву выбранного варианта.
- Впиши прилагательные по смыслу
Выпить _________________ какао.
Повесить _____________________ тюль.
Натереть _________________ мозоль.
Увидеть ____________________ фламинго.
- Твой друг часто ошибается при определении части речи.
Помоги ему выбрать из текста по описанию нужное слово: «Это глагол в настоящем времени, в единственном числе, без приставки». Запиши в ответе этот глагол.
ТЕКСТ Зимой снег согревает землю. Как одеялом, укутывает он поля. Под этим снежным покровом хорошо себя чувствуют хлебные всходы. Вот почему и пословица говорит: «Много снега – много хлеба». (По А. Стрижеву) |
Ответ:____________
- Твой младший брат написал сочинение «Как я провёл зимние каникулы» Когда ты прочитал его, то обнаружил, что брат не знает, как обозначаются «комнаты» в разных учреждениях.
В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате(1) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату(2) 45. Бабушка меня водила в музей. Там в комнате(3) древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната(4) на верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате(5) в школе.
Вопрос: Помоги брату заменить выделенные слова на предложенные.
А. кабинет Б. купе В. каюта Г. зал Д. номер
Запиши во вторую строку таблицы буквы подходящих слов-синонимов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- Запиши предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов
На субботнике наш класс хорошо работал, сложа руки.
_____________________________________________________________________________
От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.
__________________________________________________________________________
Чук и Гек жили очень дружно, как кошка с собакой.
__________________________________________________________________________
- Отгадай шарады. Запиши ответ.
Крик птицы – это первый слог.
Второй – известный всем предлог,
А третий – бурная волна.
Теперь шарада всем ясна.
Ответ: _____________________
Два слога впереди – для освещения,
А третий – личное местоимение.
Всё вместе – всемогущий царь,
Страною древней управлявший встарь.
Ответ: ______________________
- Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
Документ подписан директором.
___________________________________________________________________
- Вставь пропущенные буквы:
Он буд . т хорошо учиться.
Он буд . т меня каждое утро.
Ключ к заданиям школьного тура олимпиады младших школьников по русскому языку
- Отгадай шарады:
- Сколько букв в русском алфавите? Подчеркни.
(А) 26; (Б) 30; (В) 32; (Г) 33; (Д) 43. 0,5 баллов
- Сколько из перечисленных действий совершает комар: кусает, летает, сосёт, чешет, чихает? Выбери ответ, подчеркни его.
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все. 0,5 баллов за правильный ответ
3) Из слова ворот выбрать три подряд идущих буквы так, чтобы получилось существительное русского языка, можно двумя разными способами: ВОРот и воРОТ. А сколькими разными способами можно так выбрать три подряд идущих буквы из слова колобок? Выбери ответ, подчеркни его.
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. 0,5 баллов за правильный ответ
4) Сколько из перечисленных слов являются названиями профессий: читатель, учитель, самоучитель, строитель, писатель? Подчеркни ответ.
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все. 0,5 баллов за правильный ответ
5) Какие из приведённых слов являются однокоренными со словом вода:
1) водить, 2) водяной, 3) завод, 4) водичка, 5) водный? Подчеркни выбранный ответ.
(А) 2, 4, 5; (Б) 3, 4; (В) 1, 4; (Г) 2, 4; (Д) все. 0,5 баллов за правильный ответ
6) Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неиспользованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова? Подчеркни ответ.
(А) сок + борода; (Б) совок + орда; (В) сова + город; (Г) дрова + коса; (Д) воск + колода.
0,5 баллов за правильный ответ
7) Брат приготовил наглядное пособие к выступлению на уроке русского языка, в котором допустил ошибку. Укажи букву, под которой находится ошибка.
0,5 баллов за правильный ответ
Общее количество баллов за первое задание – 3,5 балла
- Выпить горячее какао. Повесить красивый тюль.
Натереть большой мозоль. Увидеть розового фламинго.
0,5 баллов за правильный ответ.
Общее количество баллов за второе задание – 2 балла
- Говорит
1 балл за правильный ответ.
Общее количество баллов за задание – 1 балл
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | Д | Г | В | А |
- Ответ:
0,5 баллов за правильный ответ
Общее количество баллов за задание – 2,5 балла
- На субботнике наш класс хорошо работал, не покладая рук.
От моего дома до школы очень близко, рукой подать.
Чук и Гек жили очень дружно, душа в душу. (водой не разольёшь)
1 балл за каждый правильный ответ.
Общее количество баллов за задание – 3 балла.
- Карнавал, фараон.
1 балл за каждый правильный ответ.
Общее количество баллов за задание – 2 балла.
- Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
Документ подписан директором.
Ответ: Три раза
- балл за правильный ответ
- Вставь пропущенные буквы:
Он буд . т хорошо учиться.
Он буд . т меня каждое утро.
По1 баллу за каждую правильно вставленную букву. Итого: 2 балла
Общее количество баллов – 17.
Примечания:
- За каждую допущенную ошибку на изученную орфограмму, снимать - 0,5 баллов, за орфографическую ошибку, допущенную на неизученную орфограмму, баллы не снимать.
- В спорных случаях обращать внимание на каллиграфию и аккуратность работы.
- При распределении призовых мест учитывать процент выполнения заданий
1 место – 100% - 75%
2 место – 74% - 65%
3 место – 64% - 60%
Список используемой литературы
- Богданова Л.А. Готовимся к олимпиаде. [Текст] /Л.А.Богданова, Т.Р.Карпенко, Л.А.Лысенко. Учебно-методическое пособие Ч-1, Кемерово, 2001.
- Белинская Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа 2-4 классы. [Текст] / Н.Г.Белинская, А.О. Орг.-3-е изд.-М.: Айрис – пресс, 2007. – 128 с.
- Макушева И.В. Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Начальная школа. [Текст] / И.В. Макушева. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2006. – 184 с.
- Шевердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы. [Текст] / Н.А. Шевердина, Л.Л. Сушинскас. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 219 с.
Интернет-ресурсы
- Сайт Конкурса "Русский медвежонок - языкознание для всех" http://rm.kirov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в начальной школе
Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....
СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Переход к развивающей системе образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....
Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...
Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...