СТАТЬЯ "ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"
статья на тему
«Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок» (А. Шопенгауэр)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_s_odar._detmi_-_statya_dlya_pechati.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Каждый ребенок отчасти гений,
а каждый гений отчасти ребенок» (А. Шопенгауэр)
Наша жизнь не стоит на месте. В обществе происходят стремительные перемены, что предъявляет к школе новые требования. Чтобы соответствовать времени, школа тоже должна меняться.
Обществу требуются молодые люди новой формации: не только широко образованные, но и умеющие принимать решения в быстро меняющихся условиях, самостоятельно и нестандартно мыслить, быть успешными и активными.
Культурным и научным потенциалом нашего общества являются одаренные дети.
Кто же такие одаренные дети, про которых мы говорим?
Одаренные дети - весьма своеобразная, ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Одаренные дети – культурный и научный потенциал нашего общества. От них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Подпрограмма «Одаренные дети» является составной частью Федеральной целевой программы «Дети России».
Это означает, что школа, общество, а вслед за ним и государство несут перед такими детьми особую ответственность и обязаны предпринимать специальные шаги для того, чтобы одаренные дети могли полностью себя реализовать и безболезненно интегрироваться в обществе.
В настоящее время складывается впечатление, что у разных слоев нашего общества как бы раскрылись глаза – все «вдруг» увидели, что действительно есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников своей способностью учиться, или придумывать необычное, или решать математические задачи, или рисовать, или осваивать спортивные виды деятельности. И что эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития.
Но в то же время чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое так называемое счастливое детство.
Иначе говоря, стало ясно, что одаренность – это не только дар, но испытание для ученика, но также и то, что одаренный ученик – это тоже дар и испытание для учителя, то есть его пробный камень.
И, наконец, характеризуя одаренность как феномен социальной жизни, нельзя не отметить, что, как и всякий бум, проблема одаренности имеет свои мифы и стереотипы, которые не всегда соответствуют действительности. Можно привести несколько примеров:
Так, раньше мы считали, что:
- Талантам, то есть одаренным детям, помогать не надо – если талант есть, то он пробьется сам. Оказывается, нет: кто-то пробьется, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет.
Считали, что:
- Если ученик одаренный, то он отличник. Это большое заблуждение. Каждый из нас по собственному опыту знает, что учителя «делают» отличниками далеко не всех тех, кто умнее других или более развит творчески. Чаще в отличники попадают те, кто послушен, прилежен, исполнителен.
По результатам многочисленных исследований одаренные дети крайне редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками при традиционном обучении. Увы, но чаще всего одаренные дети в традиционной школе – троечники.
Раньше мы считали, что:
- Для выявления одаренности ученика достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов. Оказывается, нет. Тесты не дает гарантии, что вы не проглядели одаренного ребенка.
Одаренность бывает явная. Таких детей 1–3 % от общего числа. Одаренность бывает скрытая. Предполагается, что таких детей 20 –25 %!
Для выявления еще не сформировавшейся (скрытой, потенциальной) системы способностей необходимы новые методы выявления.
Раньше мы считали, что:
- Одаренный ребенок больше стремится радовать учителя, больше может заниматься самостоятельно. Оказывается, нет. Такой ребенок может демонстрировать эмоциональную неуравновешенность, отличаться заниженной или же, наоборот, завышенной самооценкой, может отставать в физическом развитии (что может выражаться в корявом почерке, в плохой координации движений).
Раньше мы считали, что
- С обучением одаренного ребенка может справиться любой педагог, если он обладает необходимым уровнем предметной подготовки. Оказывается, нет, не любой. У одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях группы риска. Поэтому работать с ними может далеко не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог.
Учитель одаренного ребенка должен:
- Обеспечить благоприятную атмосферу
- Уметь разбираться в психологии даренного ребенка.
- Чувствовать их потребности и интересы
- Иметь уровень интеллекта не < 120 Q
- Обладать чувством юмора
- Иметь дополнительное образование творческого плана
- Иметь живой активный характер, хорошее здоровье
- Обладать творческим мировоззрением
Неподготовленные учителя часто равнодушны к проблемам высокоинтеллектуальных детей, а иногда и враждебно настроены к ним, ведь такие дети создают определенную угрозу учительскому авторитету.
Педагогов, впервые встретившихся в своей практике с одаренными детьми, обычно подкупает их ранняя увлеченность (чтением, музыкой, счетом), повышенная любознательность, способность быстро обучаться («схватывать на лету»), большой запас знаний, способность сосредотачиваться , исследовательская активность и активность в учебном процессе.
Но насколько приятен может быть одаренный ученик в своих положительных проявлениях, настолько же неприятен в отрицательных. Каково, например, работать с учеником, который всех перебивает (и учителя тоже!), занимается на уроке непонятно чем, витает в облаках или, не скрываясь, читает какую либо книгу, все делает (говорит, пишет, думает) слишком быстро или, наоборот, слишком медленно и вообще может встать и выйти из класса, заявив, что ему неинтересно.
У меня в классе по крайней мере два ученика подходят по это описание. Эти дети не являются ни лидерами, ни хотя бы популярными в классе, они, так сказать, одиночки.. Рассеяны, несобранны, неорганизованны, несамостоятельны. А между тем проявляют неординарное мышление и высокие способности. Я чувствую, что мне необходимо еще многое узнать, чтобы научиться работать с такими детьми.
Проявления скрытой формы одаренности в деятельности ребенка нетипичны, слабо выражены, замаскированы. Часто выдающиеся люди в детстве не демонстрировали «типичных» признаков одаренности, более того, их могли даже спутать с умственно отсталыми.
По данным американского психолога Е.Торренса, около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми.
Я поняла, что учителю не достаточна высокая предметная подготовка, нужна специальная подготовка, курсы, в т.ч. психотренинги, которые ориентированы на работу с одаренными детьми.
Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных.
Учителя, прошедшие специальную подготовку, меньше говорят, меньше дают информации, реже решают задачи за учащихся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. Все это активизирует самих учащихся, повышает напряжение на уроках. Учителя задают больше открытых вопросов, пытаются понять, как ребенок пришел к определенному выводу.
Различие у таких учителей и в обратной связи на уроке. Большинство учителей стараются прореагировать на каждый ответ в классе. Учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Тогда учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя, становятся более самостоятельными в своих суждениях. Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.
Самое главное, что работая с одаренным ребенком, учитель должен уметь вставать в рефлексивную (самоосознающую) позицию к самому себе. Основной психологический принцип работы с одаренным ребенком – принцип «принятия другого». Учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, личность. «Учитель +ученик = полноправные партнеры», педагогика сотрудничества.
Что же происходит с одаренным ребенком, когда он переступает порог 1 класса?
Диапазон индивидуальных различий между самым слабым и самым сильным учеником в классе характеризуется отношением 1 : 15. Выполнив очередное задание за считанные минуты, такой ученик начинает томиться бездельем.
А раз так, то многие наши акселераты постепенно отучаются трудиться, превращаются в поверхностных зазнаек. Некоторые со временем становятся более чем посредственными учениками.
Около 30 % учащихся за время обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к обучению.
На школьных методических объединениях, педсоветах вопрос качества обучения, работа со способными и одаренными детьми поднимается в нашей школе постоянно. Мы, учителя начальных классов понимаем, какая ответственность ложится на нас в этом направлении.
Результатом поиска оптимальной системы обучения стало то, что несколько лет назад я обратилась к программе «Школа 2100».
Апробируя данную программу в течении нескольких лет, я поняла, что она отвечает поставленным задачам.
Данная программа рассчитана на занятия разного уровня сложности. В учебниках математики под авторством Петерсона в каждый урок включено до 15 номеров. Так называемые средние ученики проходят стандартную программу, а для способных учеников раскрывается широкий простор для деятельности, для творчества. Имеются задания повышенной сложности, рассчитанные на одаренных детей, например, задачи не только на логическое мышление, - с одним ответом, но и задачи дивергентного вида, которые имеют несколько решений; задания на интуицию, на ассоциации, т.е. такие задания, которые часто встречаются на олимпиадах.
Программы по русскому языку и чтению не только способствуют прохождению богатого учебного материала, но и развивают устную и письменную речь, что является актуальным для наших детей. Предметы риторики и информатики также способствуют развитию одаренных учеников.
Способные дети нуждаются в дополнительных возможностях и образовательных услугах, которые обычно не предусматриваются традиционной системой обучения.
И поэтому встает проблема чему и как учить, как способствовать оптимальному развитию этих детей.
Начнем с того, что проблема одаренности не столько отбор, сколько обеспечение развития. Иными словами, совершенно недостаточно грамотно и эффективно отобрать наиболее перспективных учащихся (хотя и это важно, по мнению специалистов, в огромном качественном скачке точных и естественных наук в США немаловажную роль сыграла национальная программа поиска одаренных детей «Мерит») и поставить их в условия наибольшего благоприятствования.
Основная задача так построить весь учебно – воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания и реализовывались в нашей педагогической деятельности.
К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение; они имеют ряд конкретных форм.
1. Индивидуализация обучения.
2. Развитие умственных способностей в процессе специальных занятий. Развитие мышления предусматривается как самостоятельный предмет.
3. Ускорение (раннее поступление в школу, ускоренное прохождение стандартных учебных программ в рамках обычного класса). Эта форма наименее эффективна.
- Обучение одаренного ребенка тому или иному предмету с детьми более старшего возраста.
- «Перепрыгивание» через класс
- Профильные классы. (Используются чаще всего на старшей ступени обучения.)
4. Обогащение обучения.
Обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, креативности,(т.е. творческости) умений работать самостоятельно.
Кружки, факультативы, миникурсы – эти программы обогащения ориентированы на дополнительный материал и более сложное содержание. ( Мы в школе используем для этого возможности группы продленного дня).
Также разработана междисциплинарная программа обучения «Одаренный ребенок», которая требует 4 часа специальных занятий.
Существуют интенсивные летние и зимние школы и программы – это эффективная организационная форма, которая отличается стилем, целями и методами обучения от традиционных занятий в школе.
При любой системе обучения необходим система поддержки талантов - олимпиады.
Олимпиады это не тесты на проявление одаренности. Это возможность ребенку проявить себя. К олимпиадам детей нужно готовить систематично, (начиная с середины 2 класса ) При современном уровне конкуренции нельзя надеяться на победу, полагаясь только на природную смекалку ребенка. Он нуждается в большой подготовительной работе. Раньше мы, учителя, больше внимания уделяли работе с отстающими детьми не желающими учиться. Если кого и оставляли после уроков то только их, зачастую против их воли. Старались «подтянуть», уделяли им много сил, времени. Что в результате? В лучшем случае ученик немного «подтягивался», но при этом развивался ли он? А ведь именно сильные дети и составляют наше будущее. Необходимо повернуться лицом к этим детям и заниматься с ними дополнительно и на уроке, и вне урока, и давая дифференцированные задания на дом. Например, задания повышенной сложности на дом я даю всем желающим, а для сильных учеников они являются обязательными. При этом при выполнении такого задания я ставлю положительную оценку и отмечаю успех, а не выполнившим не ставлю оценки. В начале урока такие задания обязательно разбираю. И так на каждом уроке.
Необходимо регулярно проводить конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны. Дети перестают бояться, начинают любить различные соревнования. Олимпиады сначала мы проводим внутри классов, затем по параллелям, и только затем победители выходят на зональный и районный уровень.
Такая систематичная и кропотливая работа и во время уроков, и во внеурочное время приносит свои плоды. Мои ученики добиваются призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня. Стараюсь не стоять на месте, искать и использовать в своей практике все новинки, все новые педагогические технологии.
Хочется пожелать себе и вам, уважаемые коллеги, получать удовольствие от учеников как от интересных людей, чаще обсуждать с ними различные темы, демонстрировать уважение к ним как собеседниками, принимать их как личность.
Вслед за Шопенгауэром мы скажем «Каждое дитя до известной степени гений». Так и надо с ними обращаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...
Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".
Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....
«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...
Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.
Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы работы с одаренными детьми....